Газета Спорт-Экспресс от 19 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5

20 июля 1997

20 июля 1997 | Баскетбол

БАСКЕТБОЛ

Крис ЧАЙЛДС - ЗАБУЛДЫГА, СТАВШИЙ ЗВЕЗДОЙ

Счастье многоэтажно: подвалы густо заселены, а чем выше, тем просторнее. Наверху - редкие избранники судьбы, а над всеми - совсем уникальные личности, считающие себя счастливцами в полном смысле слова. К ним принадлежит и баскетболист Крис Чайлдс. В 29 лет он богат, знаменит, занимается любимым делом, его будущее обеспечено, в семье - мир и благодать. Он называет себя "самым удачливым человеком на Земле". И добавляет: "Если бы три года назад кто-нибудь пообещал мне такое будущее, я бы решил, что он накурился марихуаны".

Евгений РУВИН

из Нью-Йорка

Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке

Три года назад Чайлдс был алкоголиком, пугавшимся будущего и сознававшим собственное ничтожество. Теперь он живет в городе своей мечты - Нью-Йорке и играет в одной из лучших команд мира - "Нью-Йорк Никс", где ему поручен ответственный пост основного разыгрывающего. У Чайлдса с "Нью-Йорком" 6-летний контракт на 24 миллиона долларов.

Единственное, о чем он жалеет, - это пропавшие годы: мог бы раньше вырваться из клетки, на дне которой прозябал так долго. Но как? "Люди не представляют, насколько могущественны эти болезни - наркомания и алкоголизм". - говорит Чайлдс.

Человек, в чьем прошлом есть темные пятна, старается если не забыть о них, то хотя бы стереть из памяти других. Крис Чайлдс ничего не скрывает и не забывает: "Что было, то было, от себя не убежишь. Мое прошлое - часть меня. Если мой опыт окажется кому-то полезен, пусть о нем знает как можно больше людей".

Отец Криса работал медбратом в тюрьме города Бекерсфилд, штат Калифорния, слыл человеком мягким и добрым и однажды даже был избран в законодательное собрание города. Но он был алкоголиком с детства - так же, как дед, прадед и прапрадед Криса.

И в школе, и в колледже Чайлдс играл в баскетбол и числился в подающих надежды. К выпуску его считали одним из самых перспективных разыгрывающих в студенческом баскетболе. Однажды он по всем статьям переиграл коллегу по амплуа, ныне - суперзвезды из "Сиэтл Суперсоникс" Гэри Пэйтона. Утверждали, что место в первом круге драфта-89 НБА ему обеспечено.

В зале, где проходил драфт. имя Чайлдса так и не прозвучало. Пять следующих дней он пил. В одиночку. "Я был убит, - вспоминает он. - Мне был известен единственный способ встречать удары судьбы - напиться и забыть обо всем. Людей я к себе не подпускал - не хотел, чтобы кто-то знал о моем состоянии".

Чайлдс все-таки стал профессионалом. Пять лет мотался по небольшим городам и посредственным клубам КБА. поменяв за это время шесть команд. Играл неровно, без особых успехов. "Меня ни разу не избирали в сборную звезд, да и вообще не считали ценным игроком", - вспоминает он. Какая уж там игра, если всю его энергию поглощали спиртное и марихуана? Каждый вечер был похож на предыдущий как две капли воды: он садился у телевизора, ставил перед собой бутылку, а когда она опустошалась, шел спать. Если не мог заснуть, ехал в бар.

Дэн Панаггио, тренер клуба КБА "Куад-Сити", где Чайлдс задержался на два сезона, рассказывает: "Это был мрачный, нелюдимый, трудный в общении парень. Он прекрасно знал, что в нем есть искра Божья, но чувство собственного достоинства у него было почти потеряно. В нашей команде были одаренные ребята, и Крис понимал, что он, разыгрывающий, более всех ответствен за ее и их успехи. Однако сил удержаться от пагубных привычек не хватало. Несколько раз я его наказывал, отстранял от матчей. Все было бесполезно. Его жена часто звонила мне в слезах".

Летом 1993 года команда Чайлдса вышла в плей-офф и выиграла два первых матча. Чайлдс играл прекрасно - набирал по 25 очков и делал по 10 голевых передач. Это так обрадовало его, что два следующих дня он беспросыпно пил. Три последние встречи его команда проиграла. "Я тогда просто убил ребят. Впервые они открыто меня порицали, и заслуженно. Я не мог ни простить себя, ни примириться с происшедшим".

Еще перед теми матчами владелица "Куад-Сити" Энн Де Лонг принесла Чайлдсу несколько книг о лечении хронического алкоголизма. "Было ужасно видеть, как разрушает себя этот большой талант, - объясняет она. - Я пыталась убедить его, что, если он сейчас не вырвется из бездны, потом будет поздно". И Чайлдс понял - надо что-то делать: "Не для того я родился на свет, чтобы так жить".

После окончания серии к Чайлдсу пришли Паиаггио и Де Лонг. Кто-то из них вложил Крису в руку телефонную трубку и набрал номер реабилитационной клиники Джона Лукаса в Хьюстоне. Лукас - не медик. Он был крупной фигурой в баскетбольном мире, ведущим игроком команды "Сан-Антонио Спэрс", его когда-то постигла та же беда, что и Чайлдса. но он сумел излечиться и сейчас работает тренером. В память обо всем этом он и открыл клинику.

Де Лонг сама привезла Чайлдса в аэропорт и полетела с ним в Хьюстон. Уже после он признавался, что скорее всего без провожатого не добрался бы до клиники, а свернул куда-нибудь по дороге. Чайлдса приняли, дали койку. Лукас предупредил, что ему предстоят трудные дни. Но трехнедельный курс лечения так и не закончился. У Лукаса была баскетбольная команда, составленная из выздоравливающих алкоголиков - пациентов его больницы. Они выезжали на матчи в другие города, и во время такой поездки в Майами Крис сбежал. То была незабываемая ночь: он выпил 24 бутылки пива, четыре рюмки коньяка и выкурил три большие закрутки марихуаны.

Лукасу ничего не осталось, как взять его за руку и отвезти в другое лечебное заведение, на этот раз тюремного типа, под названием Better Way - "Лучший путь". Там Чайлдсу открылось собственное будущее. Большинство его соседей находились в больнице по приговору суда - проститутки, бродяги, опустившиеся, потерявшие человеческий облик существа с бессмысленным взглядом. Чайлдс пробыл в Better Way 38 дней и с тех пор не выпил ни рюмки.

Лукас взял его на предсезонный сбор в "Сан-Антонио". Правда, в состав Чайлдс не попал и вернулся в "Куад-Сити". "Он был неузнаваем, - вспоминает Панаггио. - Сбросил вес, к нему вернулись скорость и ясность Мысли". Конечно. Чайлдс потерял уважение игроков и тренеров, в его воскрешение не верили, но он не ныл и работал. И в конце концов его взяли в прежний клуб. В 1994 году "Куад-Сити" выиграл чемпионат КБА, а Чайлдса признали игроком года.

А в середине 1994/95 "Нью-Джерси Нетс" потребовался запасной - подменять восходящую звезду Кенни Андерсона. Кто-то порекомендовал Чайлдса. Его пригласили и положили жалованье около 150 000 долларов в год. Зарплаты ниже тогда в НБА просто не было - запрещал коллективный договор. Вскоре у Андерсона, который зарабатывал в год почти три миллиона, возникли трения с руководством клуба, и он потребовал обмена. Желающих заполучить Андерсона было хоть отбавляй, но "Нью-Джерси" долго упирался. И вдруг - перестал, отпустил капризную звезду с миром. Потому что тренер понял: у него есть человек, который заменит Андерсона. - Крис Чайлдс.

Почти весь чемпионат-95/96 Чайлдс провел на посту основного плеймейкера "Нетс", а прошлым летом получил приглашение в "Нью-Йорк". Весь год он провел на месте первого разыгрывающего "Никс" и смотрелся не хуже именитых партнеров - Джона Старкса, Алана Хьюстона, Чарльза Оукли.

Возможен ли рецидив? Чайлдс не дает никаких клятв, но считает, что сейчас ему легко устоять перед соблазнами, - счастье далось слишком дорогой ценой, чтобы его потерять. Теперь ему по душе трехчасовые тренировки, он дружит с Чарли Уордом, своим конкурентом за место в стартовой пятерке, его не приводят в уныние поражения. "Мне всегда хочется улыбаться, - говорит Чайлдс. - Даже когда игра не идет и готова вспыхнуть злость, думаю: чего сердиться, надо просто в другой раз сыграть лучше. Еще я часто благодарю Бога за то, что он дал мне шанс: я мечтал играть в НБА - и играю, мечтал жить в Нью-Йорке - и живу. Вообще баскетбольные страсти - самые безобидные на свете. Это занятие не доставляет мне ничего, кроме радости".

10 декабря прошлого года у входа в Madison Square Garden Чайлдса остановила молодая женщина, пожала ему руку и сказала, что накануне закончила лечение в реабилитационном центре и что вдохновил ее на этот шаг его. Криса Чайлдса, пример.