Газета Спорт-Экспресс от 10 июля 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

10 июля 1997

10 июля 1997 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ТУР ДЕ ФРАНС-97

РОМИНГЕР ПРОЩАЕТСЯ С "БОЛЬШОЙ ПЕТЛЕЙ"

Грандиозный завал на 241-ал километре третьего этапа "Большой петли" поставил крест на надеждах и амбициях 36-летнего Тони Ромингера, трехкратного победителя "Вуэльты"

84-я традиционная супермногодневка "Тур де Франс". 8 июля. 3-й этап. Вир - Плюмелек

224 км. 1 . Эрик Цабель (Германия, "Телеком") - 4:54.33 (средняя скорость 45,628 км/ч). 2. Франк Ванденбрук (Бельгия, "Мапеи"). 3. Бьярне Риис (Дания, "Телеком"). 4. Лоран Жалабер (Франция, ОНСЕ). 5 Давидс Ребеллин (Италия, "Ля Франсэз де Жже"). 6. Абрахам Олано (Испания, "Банесто"). 7. Жан-Сирил Робен (Франция, "Ю. Эс. Постал"). 8. Ян Ульрих (Германия, "Телеком"). 9. Лоран Дюфо (Швейцария, "Фестина"). 10. Паскаль Шантер (Франция, "Казино"). 11. Ришар Виранк (Франция, "Фестина"). 12. Бу Хамбургер (Дания, ТВМ)... 15. Крис Бордмэн (Великобритания, ГАН)... 17. Вячеслав Екимов (Россия, "Ю.Эс.Постал")... 19. Фернандо Эскартин (Испания, "Келме") - у всех время победителя... 25. Марио Чиполлини (Италия, "Саеко") - отставание 0.11... 27. Евгений Берзин (Россия, "Батик") - 0.11 ...33. Фредерик Монкассен (Франция, ГАН) - 0.16...36. Андрей Тетерюк (Казахстан, "Лотто") - 0.25. 37. Александр Гонченков (Россия, "Рослотто") - 0.25... 50. Никола Минали (Италия, "Батик") - 1.03. 51. Андрей Чмиль (Украина, "Лотто") - 1.03... 56. Марко Пантани (Италия, "Меркатоне Уно") - 1.25... 60. Даниэле Сньяолин (Италия, "Рослотто") - 1.29... 69. Френческо Казагранде (Италия, "Саеко") - 1.31... 73. Алекс Цулле (Швейцария, ОНСЕ) - 1.31... 79. Джамолидин Абдужапаров (Узбекистан, "Лотто") - 1.31... 83. Эрик Брейкинк (Голландия, "Рабобанк") - 1.54... 86. Марко Дзен (Италия, "Рослотто") - 1.54... 109. Виталий Кокорин (Россия, "Рослотто") - 2.42... 114. Йохан Мюзеув (Бельгия, "Мапеи") - 2.57... 134. Иван Готти (Италия, "Саеко") - 3.20... 139. Йероен Блийлевенс (Голландия, ТВМ) - 3.20... 143. Сергей Ушаков (Украина, "Полти") - 3.44... 148. Артурас Каспутис (Литва, "Казино") - 4.07... 174. Павел Падрнос (Чехия, "Рослотто") - 8.15. 175. Марко Финкато (Италия, "Рослотто") - 8.15... 180. Вячеслав Джаванян (Россия, "Рослотто") - 8.15... 185. Яан Кирсипуу (Эстония, "Казино") - 9.05... 192. Массимо Страццер (Италия, "Рослотто") - 14.36. 193. Торстен Шмидт (Германия, "Рослотто") - 14.36. Тони Ромингер (Швейцария, "Кофидис") - сошел.

Общий зачет. 1. Чиполлини - 16:10.12. 2. Цабель - отставание 0.14. 3. Бордмэн - 0.27. 4. Ульрих - 0.29. 5. Ванденбрук - 0.33. 6. Олано - 0.37. 7. Жалабер - 0.39. 8. Паскаль Лино (Франция, "Биг Мат Обер") - 0.52. 9. Монкассен - 0.55. 10. Оскар Каменцинд (Швейцария, "Мапеи") - 0.55... 16. Виранк - 1.11... 22. Рийс - 1.32. 23. Берзин - 1.41... 25. Дюфо - 1.47... 27. Екимов - 1.50... 38. Тетерюк - 2.12. 39. Брошар - 2.13... 42. Минали - 2.19... 49. Гонченков - 2.44. 50. Люк Леблан (Франция, "Полти") - 2.48... 54. Чмиль - 2.56... 61. Дзен - 3.16... 67. Пантани - 3.29. 68. Казагранде - 3.34... 72. Цулле - 3.38... 74. Сньяолин - 3.43... 78. Блийлевенс - 3.59...82. Брейкинк - 4.10... 96. Кокорин - 4.45... 99. Каспутис - 4.55...108. Готти - 5.28... 115. Мюзеув - 5.36... 131. Ушаков - 6.34... 155. Финкато - 9.14... 166. Джаванян - 10,26... 170. Абдужапаров - 10.40. 171. Падрнос - 10.45... 183. Страццер - 15.40... 187. Шмидт - 16.37.

Командный зачет. 1. "Телеком" - 48:32.33. 2. ГАН - отставание 0.38. 3. "Мапеи - 0.42. 4. "Ю.Эс.Постал" - 0.56. 5. "Рабобанк" - 1.51... 8. "Фестина" - 2.42... 13. "Банесто" - 3.38. 14. "Рослотто" - 4.29 .

Маечные классификации. Самый активный гонщик (зеленая майка). 1. Цабель - 95 очков. 2. Чиполлини - 87. 3. Монкассен - 58. 4. Блийлевенс - 50.

Горный король (белая в красный горох). 1. Брошар - 28. 2. Сирил Согрен (Франция, "Кофидис") - 11. 3. Каспутис - 10.

Вторник, 8 июля. Третий этап.

ДРАМА РОМИНГЕРА

Когда с арены - спортивной, политической или любой другой - уходит какая-то великая личность, в той области человеческой деятельности, которой эта личность отдавала себя, неизбежно начинаются смутные времена. Это своего рода историческая закономерность. Из велогонок ушел Мигель Индурайн. Гонщик-легенда. И личность гигантского масштаба. Человек, бывший настоящим хозяином пелотона на любой многодневки, в которой участвовал. Другая истина гласит, что свято место пусто не бывает. И сегодня за право занять освободившийся трон велосипедного короля сражаются сразу несколько очень сильных, очень амбициозных и очень талантливых гонщиков. Но ни один из них пока еще не король и не хозяин. Пелотон это чувствует. И нервничает. И падает...

Во вторник недалеко от местечка Ле Биссак примерно в десяти километрах до Плюмелека, где заканчивался третий этап нынешнего "Тура", случился очередной, пятый за три дня гонки, массовый завал. Завал, в котором с мечтой выиграть "Большую петлю" распрощался 36-летний швейцарец Тони Ромингер, который еще накануне старта нынешней гонки заявил, что эта попытка покорить "Тур" для него, трехкратного победителя "Вуэльты", триумфатора "Джиро" и экс-рекордсмена мира в часовой гонке, последняя.

- Будет еще много завалов на этом "Туре", - сказал Тони вечером в воскресенье, когда пелотон подсчитывал шрамы и ушибы после первой аварии "Большой петли". - Гонщики нервничают, а дороги, на которые загоняют нас нынче, это просто какой-то кошмар!

- Дороги, по которым нам нынче приходится ехать, в самом деле порой страшно узкие, - согласился с Ромингером Марио Чиполлини. - Не упасть иногда бывает просто невозможно!

- Впрочем, - философски заметил Ромингер, - все мы на этих дорогах рискуем одинаково.

Одинаково - да не совсем. Потому что падение падению рознь: фаворит, угодив в завал, теряет гораздо больше - и цена этой потери гораздо выше - простого грегари, а уж сколько от таких несчастий теряет гонка!

Во вторник возле местечка Ле Биссак "Тур де Франс" потерял Тони Ромингера. Он не блистал в этом сезоне, но с первого же дня "Большой петли" укрепился на четвертом месте в общем зачете, оказавшись одним из "теневых" лидеров тура наравне с немцем Яном Ульрихом: пока в общем зачете на авансцене мастера скоростных разборок типа Чиполлини, Цабеля и Бордмэна, но ни для кого не секрет, что их лидерство - сплошная обманка, а потому для настоящих специалистов истинный протокол общего зачета начинается примерно с третьей-четвертой строки. "Конечно, я хотел провести свой последний в жизни "Тур де Франс" как можно сильнее, - признался Ромингер. - И мое четвертое место в общем зачете было неожиданным, приятным и многообещающим. Я не ожидал от себя ничего подобного! Увы, теперь никогда не узнать, что обещало мне такое начало гонки. Как же нелепо прощаться с "Туром" таким вот образом..."

Завал, в который кроме Ромингера угодили еще несколько десятков гонщиков, в том числе Чиполлини, Алекс Цулле, два сильных горных гонщика из Италии Марко Пантани и Иван Готти, чемпион миpa-96 в групповой гонке бельгиец Йохан Мюзеув, такие мастера спринта, как Микеле Бартоли, второй номер мирового рейтинга, и Фабио Бальдато, случился на узком участке шоссе в тот момент, когда пелотон шел на довольно высокой скорости, поскольку буквально только что усилиями команды ОНСЕ был ликвидирован последний и довольно опасный отрыв.

- Мне захотелось пить, и я достал фляжку, - позже, уже в Париже, при подготовке к операции, которую в госпитале La Pitie-Salpetriere делал известный ортопед профессор Сайан, вспоминал Ромингер. - И тут увидел, как слева на дороге начали метаться из стороны в сторону и падать люди. Дальше помню уже, как я сижу на асфальте и пытаюсь, но не могу пошевелить правой рукой...

- Он падал на голову, - сказал находившийся возле своего лидера грегари команды "Кофидис" Филипп Гамон. - Мы потом нашли его шлем, расколотый с правой стороны. Счастье, что Тони был в шлеме... Я соскочил с велосипеда, бросился к нему, подоспели еще ребята - мы сразу увидели, что у него сломана ключица и по ногам течет кровь. Тони сел, открыл глаза и пожаловался, что не может пошевелить плечом...

- Впервые за долгое время у меня была настоящая команда с настоящим лидером, - хватался за голову спортивный директор "Кофидис" Сирил Гимар. - И такое несчастье! Тони проводил, возможно, свою лучшую гонку, он так уверенно и спокойно руководил командой... Черт бы побрал эти дороги!

ТРИУМФ "ТЕЛЕКОМА"

Как всегда бывает в жизни - кто-то теряет, а кто-то находит. Упал и распрощался с французской супергонкой Роминда, а вот команда "Телеком" и ее лидеры, похоже умудрившись избежать неприятностей, поймали удачу. Впрочем, везение "Телеком" в минувший вторник объясняется просто: уже за десять километров до финиша немецкая команда начала готовиться к предстоящему финишу в Плюмелеке, отвоевывая плацдарм для Эрика Цабеля (немец несказанно огорчился проигрышем накануне Чиполлини, ведь это случилось в день его рождения!), и в этих маневрах участвовали все, в том числе и Бьярне Рийс. Короче, команда практически в полном составе находилась в момент завала в голове пелотона, ведь еще Мигель Индурайн говорил, что старается всегда держаться в голове группы, а не в ее середине, потому что там меньше вероятность угодить в завал. Все-таки не слишком хорошо усвоил Ромингер опыт Индурайна...

Завал и суета вокруг него облегчили жизнь Цабелю и его команде, поскольку в заварушке, как уже было сказано, пострадал Чиполлини. Ничего страшного с ним не случилось, но от авангарда он оказался временно отрезан и в играх на финише участия принять не мог при всем желании.

Да, третий этап с самого начала не был спокойным - уже на первом же часе состоялся отрыв из 16 гонщиков по инициативе Седрика Вассера, в котором участвовали Хеппнер, Мюзеув, Нелиссен, Хинкэпи, ван Бон, Минали и Каспутис. Уже от этой группы на 84-м километре уехали четверо (Симон, Бортолами, Родригес и Нелиссен), доведя свое преимущество над преследователями до трех с половиной минут. Когда, же. пелотон, проглотив по дороге остатки первого отрыва, приблизился на полторы минуты, на соло отважился Симон. Француза поймали усилиями группы "Фестина" всего за пять километров до финиша.

И вот тут-то уже на полную мощь заработали телекомовцы. Финиш был в гору, подъем длился почти два километра, и здесь главную роль сыграли не столько скоростные качества Цабеля и Рийса, сколько их умение терпеть и силовая выносливость. Счастливые Цабель и Рийс после гонки признались, что это была классная командная работа, позволившая одному из них, Цабелю, нарядиться в привычный зеленый цвет (прошлогодний обладатель зеленой майки опередил Чиполлини в зачете самого активного гонщика "Тура"), а второму, Рийсу, подняться с неприличного для прошлогоднего победителя 64-го места на вполне пристойное в данных обстоятельствах 22-е.

Ольга ЛИНДЕ