Газета Спорт-Экспресс от 2 июня 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

2 июня 1997

2 июня 1997 | Баскетбол - Чемпионат Европы

БАСКЕТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ

Информация о том, что Александр Волков дал согласие стать играющим помощником Зураба Хромаева, зародила вполне естественный оптимизм в сердцах поклонников сборной Украины. К тому же все, и тренеры, и болельщики, надеялись, что Волков справится с еще одной важной миссией: уговорит сыграть за сборную Украины на чемпионате Европы восходящую звезду НБА из "Кливленд Кавальерс" Виталия Потапенко. Увы, не удалось осуществить ни первое, ни второе.

Александр ВОЛКОВ

ПОТАПЕНКО ПРОШУ НЕ КАЗНИТЬ

Юрий ЛИСОВОЙ

из Бадалоны

-Почему? - спрашиваю у Волкова.

- Вы даже не представляете, сколько я приложил усилий, чтобы обрести боевую форму и сыграть за сборную. Однако состояние моего здоровья на сегодняшний день таково, что большие нагрузки явно противопоказаны. Поэтому и пришлось ограничиться на чемпионате ролью тренера-консультанта.

-В чем конкретно заключалась ваша миссия?

- Пытался поддерживать у ребят хорошее рабочее настроение. Помочь советами.

-Судя по выступлению сборной Украины, не все у вас получилось, как хотелось бы. Да и с Потапенко тоже вышел "прокол": чемпионат Европы он все-таки проигнорировал.

- Действительно, я не смог уговорить Виталия, но не стал бы безапелляционно его осуждать. Зла на него я не держу, да других прошу его не казнить. Жизнь сама расставит все на свои места. Не забывайте, что Потапенко - человек подневольный, у него есть хозяин, который платит ему деньги и в той или иной форме наверняка порекомендовал воздержаться от поездки на чемпионат. Тем более что парень сейчас всерьез наигрывается в стартовой пятерке своего клуба.

-Насколько известно, он ни разу не сказал тренерам сборной твердое "нет"?

- У меня было ощущение, что Виталий был неоткровенен, говоря мне "да".

-Почему вы настоятельно советовали ему приехать? Ведь здесь его личные интересы явно вступали в противоречие с интересами сборной?

- Не думаю. Я уверен, что на этом первенстве он стал бы звездой первой величины. У него был бы шанс повторить путь Сабониса, Марчюлениса, Кукоча, мой, если хотите. Ведь мы в свое время обрели известность именно в Европе, и нам легче было затем покорять Америку. Но, видимо, Потапенко хочет достичь славы сразу, образно говоря, одним прыжком. Возможно, его вдохновляет не наш пример, а путь нигерийца Оладжьювона, который засветился в Dream Team-3 как американец.

-Однако сравнивать их по многим параметрам неправомерно?

- Потапенко, помимо всего прочего, еще предстоит найти свою позицию на площадке. Для центрового НБА он несколько маловат, а для крайнего - крупноват. Хотя не сомневаюсь, что под опекой такого тренера, как Фрателло, он станет звездой, а вот станет ли суперзвездой - это вопрос.

-Полагаете, что будущая звезда НБА потеряна для сборной Украины навсегда?

- Думаю, что за сборную своей страны он рано или поздно сыграет. Вот поотбивает, простите за грубость, рога в Америке и поймет, что родиной бросаться нельзя.

-В вас говорит обида за сборную Украины?

- Вне сомнения, с Потапенко на площадке ее турнирная судьба была бы иной. Я думаю, что в каждом матче он, цементируя игру в защите, забивал бы как минимум по 25 очков при 10 подборах. Так что из подгруппы мы вышли бы наверняка.

-А почему украинская сборная, практически не уступающая никому из соперников на предварительном этапе, так бездарно провалила два первых матча и, не особо напрягаясь, обыграла хорватов в третьем?

- К сожалению, я плохо знаю внутренний мир каждого игрока, что у него в голове и что на сердце. Времени разобраться в каждом было слишком мало. Что касается первых двух матчей с немцами и испанцами, то они откровенно нас побаивались и в первые минуты играли, как мы говорим, на мандраже. Но постепенно разобравшись, что соперник не тот, каким они себе его представляли, без проблем нас обыграли. Тренеры, как видно, делали ставку на одних игроков, а как раз на них, может, и не нужно было рассчитывать. В подтверждение тому - полная смена состава в матче с хорватами. И игра сборной сразу же наладилась. А вообще трудно руководить командой, в которой нет ярко выраженных лидеров, как нет и ни одного игрока, понюхавшего пороху крупных турниров.

-Чем думаете заняться после окончания чемпионата Европы?

- Я никуда не спешу. Интересные предложения поступают постоянно, уже здесь, на чемпионате, у меня состоялось несколько встреч, в том числе и с представителями некоторых стран бывшего СССР. Есть и собственный перспективный проект, связанный со спасением европейского и бывшего советского баскетбола. Ведь так называемая "босманизация" грозит превратить его в "сырьевой придаток", поставщика новых талантов для американского баскетбола. Но это тема разговора, который я со временем буду готов продолжить, в том числе и на страницах "СЭ".