Газета Спорт-Экспресс от 28 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ХОККЕЙ |
НХЛ |
ГОД ВРАТАРЯ
Евгений РУБИН |
из Нью-Йорка |
Все чаще и настойчивее повторяет пресса требование-прогноз: "Доминик Гашек - лауреат приза MVP" (дословный перевод - наиболее ценный игрок, а по смыслу - лучший хоккеист года). Не стану пересказывать содержание моей же корреспонденции, напечатанной вчера в хоккейном приложении к "СЭ", напомню лишь одну ее деталь: без Гашека не смогла бы подняться на такую высоту команда "Баффало Сэйбрз", которая год назад вообще не попала в розыгрыш Кубка Стэнли и в которой за этот год не произошло никаких перемен в составе. И народ, чьими устами глаголят газеты, требует: "Даешь Гашека!"
Однако возникает законный вопрос: а как же быть в таком случае с Мартином Бродером, голкипером "Нью-Джерси Дэвилз"? Ведь не Гашек, а он имеет лучший в лиге показатель, извините кустаря-словотворца, "пропускаемости": 1,95 гола за матч (как и все прочие данные, эти - на 14 марта). Лишь сам Гашек единожды со времен легендарного Берни Парента добился такого результата. Было это в сезоне-93/94. Тогда его включили в число кандидатов на приз MVP, но достался он Сергею Федорову. А в нынешнем чемпионате Гашек пропускает за игру в среднем по 2,30 гола.
Так, может быть, более достоин главной награды Бродер? Или следует по крайней мере назвать соискателями обоих?
Нет, это было бы слишком. За всю историю лиги высшего звания вратарь - то был Парент - удостоился один раз, а теперь сразу два - целая революция. Публика отдает предпочтение Гашеку из-за его роли в прогрессе "Сэйбрз" - "Нью-Джерси" обладает многими другими преимуществами. К тому же существует еще один важный измеритель уровня вратарского искусства: процент отраженных бросков. Тут некоторое превосходство на стороне Гашека: он отбивает 92,7 процента шайб, летящих в ворота, Бродер - 92,3.
Но если бы не определенная консервативность нашего мышления, то именно в этом сезоне вратари заслужили не двух даже, а трех или четырех номинаций на титул лучшего игрока года. Один из наиболее авторитетных в хоккейной журналистике людей, телекомментатор Джон Дэвидсон, который на рубеже 70 - 80-х годов сам был прекрасным вратарем, признается: "Ничего подобного я в своей жизни не видел. Всегда в лиге есть 2-3-4 превосходных голкипера. Сейчас таковы все. Посмотрите на их достижения. Они поразительны".
Давайте обратимся к цифрам, в которых эти достижения выражены, и мы. Возьмем в качестве точки отсчета сезон-92/93. Тогда вратарям удавалось отражать в среднем 88,3 процента бросков, и только у одной команды процент был выше, чем 90. Сейчас средний показатель - 90,2, причем выше 90 процентов он у 18 из 26 команд лиги.
А вот примеры еще более разительные. Тогда. 4 года назад, 90 и более процентов бросков по своим воротам отбивали 9 голкиперов. Теперь это делают 42. Лучший показатель в том, 4-летней давности, сезоне был у Кертиса Джозефа - 91,1. Сегодня он с таким результатом занимал бы 21-е место. Феликс Потвен тогда пропускал в среднем за игру 2,5 шайбы, и это было высшее среди всех вратарей достижение. Сегодня ему досталось бы только 20-е место.
И последнее обращение к цифрам. В сезоне-92/93, который мы взяли за образец для сопоставлений, вратарям удалось не пропустить ни одного гола в 69 матчах, в следующем сезоне - в 99. В нынешнем чемпионате командам предстоит сыграть еще сотню с лишним матчей, но уже пройден рубеж 120.
Оперировать цифрами просто. Сложнее найти ответ на вопрос, почему они выглядят так, а не иначе. Все же попробую.
Два года назад мне пришлось писать в "СЭ" о силе здешних вратарей. Писал я тогда о том, что изменился национальный состав вратарского корпуса. Традиционно монополистами в этой хоккейной специальности считались спортсмены, родившиеся, выросшие и учившиеся играть в Канаде, - от Жака Планта до Парента, Кена Драйдена и Патрика Руа. На инородцев НХЛ смотрела свысока. В какой-то момент выяснилось: напрасно. Оказалось, что имеют право на жизнь и иные школы игры, иные вратарские манеры. Начался экспорт голкиперов из США и Европы. Владислав Третьяк сошел со сцены до наступления этого времени, однако (10 лет назад в то, что это возможно, никто бы не поверил) выступает в роли учителя своих канадских коллег. Каждую осень он приезжает в Чикаго и дает уроки вратарям "Блэкхокс".
Если бы мы взялись сегодня составлять табель о рангах игроков этой профессии, то на самый верх попали бы вместе с тем же Руа американцы Джон Ванбисбрук и Майк Рихтер, чех Гашек, россиянин Николай Хабибулин.
Названная причина - не единственная. В разговоре о других я буду ссылаться на непререкаемый в моих глазах авторитет Дэвидсона. Он говорит: "Когда играл я, профессия вратаря считалась опасной. Мы боялись травм и во время матчей, и во время тренировок. И тем не менее травмы нас преследовали больше, чем всех остальных. Происходило это от того, что мы были плохо защищены. Конечно, и теперь не обходится без повреждений, но нынешнее обмундирование вратаря не идет ни в какое сравнение с нашим. Даже самые сильные удары шайбой теперь не причиняют боли. Голкиперы смелее падают на лед, смелее выходят навстречу шайбе".
Приводит Дэвидсон и другие доводы: "По-моему, начинает приносить свои плоды введение во всех клубах специальных тренеров, работающих с вратарями, а также то, что они, нынешние вратари, в отличие от прежних настоящие, всесторонне развитые атлеты и становятся таковыми в раннем возрасте. В мои времена в ворота ставили ребят, которые хуже всех катались на коньках. Сейчас о вратарском будущем мальчишки мечтают с детства и готовят себя к этому будущему".
Тут, по мнению Дэвидсона, во многом сказалось влияние Патрика Руа, ставшего идолом для канадских ребят. Они мечтают стать когда-нибудь такими, как он. Среди тех, кто молился на Патрика, был когда-то Мартин Бродер, среди них теперь юный голкипер из Квебека Роберто Луонго, который, судя по всему, попадет в число пяти первых номеров во время летнего драфта.
Ту, уже упоминавшуюся двухлетней давности корреспонденцию о вратарях НХЛ я, помнится, тоже озаглавил "Год Вратаря". Предвидя возможный упрек в плагиате, который заслуживает порицания, даже если совершен по отношению к самому себе, скажу себе в оправдание: знай я тогда, какие сдвиги произойдут в игре вратарей два года спустя, я поберег бы тот заголовок до нынешнего сезона.
Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке |