Газета Спорт-Экспресс от 21 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

22 марта 1997

22 марта 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Жак ВИЛЬНЕВ

КАМИКАДЗЕ ИРВИН МЕНЯ РАЗОЗЛИЛ

Если вы являетесь пилотом "Формулы-1", проводите в чемпионате мира не первый год и к тому же не впервые сидите за рулем "Уильямса", вот уже седьмой год являющегося лучшей машиной чемпионата, то в глазах абсолютного большинства специалистов "Формулы-1" и простых обывателей вы - автоматический фаворит. "Горячий" фаворит, как привыкли выражаться букмекеры. А если вас, ко всему прочему, зовут Жаком Вильневом (и - добавлю от себя - в соперниках в этом году у вас нет Дэмона Хилла на точно такой же машине), то вы просто гарантированный чемпион мира!

- Знаете, это здорово - чувствовать себя фаворитом. Мне так нравится! Но никогда ведь заранее не знаешь, что может случиться. Когда все вокруг тебя только и твердят: чемпионат можно не начинать, нужно просто собрать всех в Монако и вручить приз Вильневу, это опасно. В мои планы в этом году входит победа в чемпионате мира. Я очень воодушевлен этой целью и надеюсь, что все пройдет как надо. Я ведь гоняюсь только для того, чтобы выигрывать и бороться за титул чемпиона мира.

-Вы сами как-то сказали, что не хотите заранее настраиваться на легкую прогулку в чемпионате и что все будет зависеть от нескольких стартовых гонок. Как в воду глядели - чемпионат начался для вас не самым лучшим образом: почти двух-секундное преимущество над соперниками в квалификации в гонке вылилось в задержку на старте и сход...

- Два дня накануне гонки в Мельбурне я чувствовал себя просто превосходно и полностью контролировал и машину, и все происходящее. А потом случилось то, что иногда случается в гонках. Да, мой старт не был выдающимся, но победу я потерял не там! Я шел к повороту в середине трассы, слева от находившегося внутри виража Херберта, как вдруг снаружи на нас буквально свалился Ирвин. Это был маневр камикадзе. И ведь Ирвин далеко не впервые проделывает подобные фокусы: все, что исходит от него, меня не удивляет. Он совершенно не утруждает себя необходимостью задумываться - хотя бы на минуту! Ни один из гонщиков не уважает его. Когда пилот совершает такую серьезную ошибку, а потом вместо извинения обвиняет в случившемся кого угодно, кроме себя, это раздражает.

-Говорят, что первые слова, с которыми вы обратились к Ирвину после гонки в дирекции, где стюарды разбирали столкновение, были: "Сколько они тебе за это заплатили?"...

- Мы вынуждены были ждать окончания "Гран-при", чтобы выяснить отношения. И что меня вывело из себя больше всего, так это нежелание кого бы то ни было взять на себя ответственность и хоть как-то Ирвина наказать. Жаль. Тем более что в "Уильямсе" все были готовы к тому, чтобы достичь максимального результата в этой гонке.

-В самый канун чемпионата, кажется, во время презентации FW 19, вы сказали: "Теперь в "Формуле-1 " я знаю все, мне нечему больше учиться. Осталось только еще чуть-чуть адаптироваться и применить на практике все, что я знаю". После инцидента с Ирвином вы по-прежнему уверены, что в гонках для вас секретов больше нет?

- Когда я пришел в "Формулу-1" из ИНДИКАРа, меня убеждали, что здесь невозможно обгонять там, где хочется. А я обогнал Шумахера в Португалии в повороте "Параболика" снаружи, хотя до гонки мне говорили: если я попытаюсь это сделать, то меня будут отскребать от бетонных отбойников! Но быть гонщиком в моем понимании - это значит быть способным на некоторые сенсационные маневры.

Кстати, обгон года в Португалии - далеко не единственный подвиг Вильнева, заставивший старожилов "Формулы-1" в изумлении разинуть рты. Он вообще довольно часто совершает совершенно неадекватные поступки, и спасает его в этих случаях свежий взгляд на вещи: согласитесь, многое в этой жизни мы НЕ ДЕЛАЕМ не потому, что это невозможно на самом деле, а потому, что так принято думать. Вот что рассказал глава технической службы "Уильямса" Патрик Хед: "Автодром в Сузуке наравне со Спа считается самой сложной трассой "Формулы- 1". А самый трудный - и самый быстрый - поворот Сузуки носит неромантическое название "130-R" и позволяет использовать шестую передачу. Но даже самые тонкие стилисты из пилотов прошлых лет чуть-чуть, но приподнимали ногу с газа. А Жак на квалификации перед финальным "Гран-при" прошлого сезона прошел "130-R", даже его не заметив! До прошлого года я ни разу в жизни не видел, чтобы кто-то так проходил этот поворот. А он, выиграв квалификацию, пришел в боксы, улыбаясь от уха до уха, и заявил: "Я говорил вам?! Я это сделал!" Я ответил: "Нет". А потом посмотрел данные его телеметрии - он ни на миллиметр не оторвал ногу от педали!" Вообще Жак очень часто произносит слова и совершает поступки, которые так и тянет как следует откомментировать. К примеру, на прошлой неделе он потряс мир "Формулы-1", а в особенности коллег-пилотов (в отличие от всех остальных Вильнев так и не примкнул к своеобразному пилотскому профсоюзу GPDA) заявлением, что гонки "Больших призов", по его мнению, слишком... безопасный вид спорта! И что аварии (опять же с его, Вильнева. никогда не попадавшего в серьезные переделки, точки зрения) - самое привлекательное, что есть в автоспорте...

-Возможность обгонять вопреки уверениям в обратном - одна из приятных новостей о "Формуле-1", которую вы узнали в прошлом году. Были и другие?

- Мне рассказывали, что гонщики "Формулы-1" все как один ненавидят друг друга. Было приятно узнать, что на самом деле это не так. Есть несколько парней, с которыми мы прекрасно проводим вместе время, при этом оставаясь настоящими соперниками на трассе. Это Дэвид Култхард и Мика Сало. Мика мой близкий друг, мы познакомились и подружились еще в Японии. А недавно я был у него дома, в Финляндии. Мы здорово провели время. Финны - сумасшедшие. Но по-хорошему сумасшедшие. Побывав там? я понял, почему мой друг Мика совершает некоторые поступки...

-Во время пресс-конференций в прошлом году вы часто о чем-то весьма доверительно беседовали с Михаэлем Шумахером. О чем, если не секрет?

- (Смеется.) Мы болтали о разной ерунде, шутили. Всегда приятно с кем-нибудь посмеяться над всякой всячиной, тем более что обычно во время гоночного уик-энда мы все страшно заняты и только на пресс-конференции и можем переброситься парой-тройкой слов с другими гонщиками. А Михаэль к тому же симпатичный парень, хотя, готовясь к переходу в "Формулу-1", я слышал о нем много плохого. Теперь сам убедился, что все эти разговоры ерунда. Мы с Михаэлем очень уважаем друг друга. Кстати, будь тогда в Эшториле на месте Шумахера любой другой гонщик, я скорее всего в самом деле финишировал бы в отбойнике. Но приятно сознавать, что есть парни, с которыми ты можешь себе позволить такие обгоны - колесо от колеса едва ли на волосок! - без риска серьезной аварии.

-В чем самое главное отличие "Формулы-1" от гонок серии CART?

- Главное? Система начисления очков - в Штатах двенадцать первых получают очки, здесь - только шесть. В "Формуле-1" для того, чтобы выиграть чемпионат, недостаточно только финишировать в гонках. Тут нужно все время быть агрессивным.

-О какой гонке сезона-96 вы вспоминаете с большим удовольствием, а о какой помнить совсем не хочется?

- Лучшее воспоминание - это, конечно. Эшторил. Худшее? Бразилия. Там я единственный раз вылетел с трассы по собственной инициативе.

-Что для вас главное в гонках?

- Гоняясь, вы в первую очередь соперничаете с самим собой. Но в этом мало интересного. Вот и в прошлом году нам с Дэмоном не хватало соперничества со стороны. Нынешний сезон обещает быть более богатым на конкурентов - мне, кажется, придется соревноваться не только с собой, но и с Шумахером, Френтценом, возможно, Култхардом и Хаккиненом, гонщиками "Бенеттона". Хербертом...

-Многие склонны считать, что вашим главным соперником снова станет партнер по команде, на этот раз Хайнц-Харальд Френтцен.

- Я еще не очень понял, на что он в самом деле способен, но постараюсь его не проспать! Он, кажется, симпатичный парень. По крайней мере почти все время улыбается, а это хороший знак. В "Уильямсе" всегда приветствовали серьезную борьбу между гонщиками, но здесь ценят чувство юмора и хорошую шутку, особенно когда идет тяжелая работа.

-И все-таки: быть фаворитом - не самая простая задача...

- Этот прессинг намного более приятный, чем тот, который я испытывал год назад. В прошлом году многие ждали, что я нырну физиономией в грязь. Пришлось доказывать, что они были не правы. Теперь от меня ждут, что я стану лучшим. Придется доказывать, что они правы. Это гораздо легче и приятнее.

Ольга ЛИНДЕ