Газета Спорт-Экспресс от 12 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
ЧЕМПИОНАТ НАЧАЛСЯ В ПОЛЬЗУ ШУМАХЕРА
Старт 48-го чемпионата мира оказался интригующим. Несмотря на подавляющее преимущество "Уильямсов" на тренировках и в квалификации, победа на "Гран-при Австралии" досталась не им. Лидером чемпионата стал не фаворит Жак Вильнев, а Дэвид Култхард, чего никто не ожидал. И наибольшее количество очков из Мельбурна увез не обладатель Кубка конструкторов "Уильямс", а "Макларен", три года перебивавшийся без побед. Но кроме гонщиков победившего "Макларена" и проигравшего "Уильямса", у "Гран-при Австралии" были и другие герои .
У ХИЛЛА - ТЫСЯЧА ПРОБЛЕМ
Видимо, за всю предыдущую историю существования команды болиды "Эрроуза" не занимали столько экранного времени в телетрансляциях. Еще бы, ведь на носовом обтекателе одного из них красуется единичка - опознавательный знак действующего чемпиона мира! Вот только Дэмон Хилл, первый пилот команды Тома Уолкиншоу, большую часть гоночного уик-энда вынужден был... бездействовать. Неожиданности не самого приятного характера преследовали его неотступно. Сначала в аэропорту Сингапура потерялся его пилотложемент, вещь в хозяйстве просто необходимая. Гоночное кресло пилота создается под его антропометрические данные, абсолютно уникальные и очень личные, а потому в чужом кресле гонщик будет чувствовать себя, как принцесса на горошине. С той лишь разницей, что героиня любимой сказки Андерсена все-таки пыталась спать, пилоты же "Формулы-1" в Мельбурне намеревались ездить, причем со скоростью за 200 км/ч. Технический директор "Эрроуза" Франк Дерни очень переживал по поводу этой потери, сам же Хилл смеялся: "Если кто-то сейчас сидит в моем кресле, дайте мне знать!" К сожалению, иных поводов для веселья в Мельбурне у него не было.
В пятницу, во время свободных заездов, барахлила гидравлика, из-за чего в первый час Хилл проехал всего шесть кругов. "Из-за утренних проблем после полудня мы вынуждены были носиться как угорелые, чтобы успеть сделать всю необходимую работу, - рассказывал Хилл. - А потому я просто счастлив, что мы всего лишь в двух с половиной секундах от поула! Если нам удастся так же пройти и квалификацию, это будет более чем замечательно". "Я вполне удовлетворен нашим первым днем в Австралии, - сказал босс команды "Эрроуз" Том Уолкиншоу. - Конечно, здорово было бы не иметь никаких проблем, но мы должны оставаться реалистами - так не бывает. Однако Дэмон проделал блестящую работу, улучшая настройки и скорость с каждым следующим кругом".
В субботу в самом начале квалификации гидравлика на боевой машине Хилла вышла из строя окончательно. Пришлось пересесть на единственную запасную машину (когда сломался автомобиль и у Педро Паулу Диница, бразилец успел проехать лишь четыре круга и в допустимые 107% времени не укладывался - именно из-за того, что по техническим причинам Диниц не мог воспользоваться запасной машиной, его и допустили к гонке после апелляции Уолкиншоу. - О.Л.), которая была настроена из рук вон плохо. Однако буквально в последний момент Хиллу удалось квалифицироваться. Правда, вместо 2,5 секунды он проиграл поулу Жака Вильнева - 5,437. "Я чувствую себя скорее расстроенным, чем обескураженным. Я ведь по-прежнему ощущаю себя гонщиком первой линии (в Мельбурне Хилл не стоял на первой линии стартового поля впервые с октября 1995 года. - О. Л.) и мне неуютно на 20-м месте... Не думаю, что результат квалификации отражает истинные скоростные возможности машины, - сказал Хилл. - Надеюсь, в гонке мы сможем выглядеть намного лучше. Я ведь здесь совсем не для того, чтобы просто доезжать до финиша, А для того, чтобы добиваться лучшего из всех возможных результатов".
Гонка для Хилла в воскресенье кончилась, не начавшись. Гидравлика, а следом за ней и акселератор отказали еще во время прогревочного круга. Вернувшись в боксы, он уже улыбался и шутил: "Когда я, проезжая по трассе, бросал взгляд на гигантский монитор и видел на нем "Уильямc", воображал, что в его кокпите - я... Но, к сожалению, это не так. Довольно странное ощущение!"
- То, что происходит с нами сейчас, совершенно естественно, - продолжил он. - По определенным причинам зимой мы не смогли выполнить и половины запланированной тестовой работы и теперь, в условиях "Гран-при", наверстываем упущенное. В команде все новое - шасси, мотор, люди, компьютерные программы, использующиеся в работе. Не бывает такого, чтобы столько неопробованных компонентов заработали сразу и безупречно. Много работы предстоит с "Ямахой" - двигатель мощный, но невыносливый, хрупкий. К тому же возникли проблемы с охлаждением - такие же, как у "Бенеттона" год назад (Хилл - парень высокий, и макушка его шлема частично перекрывает путь воздуху в верхний воздухозаборник, поток получается турбулентным, что снижает эффективность охлаждения двигателя. - О.Л.). Но, несмотря на имеющиеся проблемы, я остаюсь оптимистом и энтузиастом. Доверие и имя в "Формуле-1" зарабатывают разными способами. Победы у меня уже были, теперь я должен иным способом подтвердить, что остаюсь классным гонщиком. От "Эрроуза" я должен добиться лучших показателей, чем те, которых ждут эксперты.
Том Уолкиншоу тоже философски отнесся к дебюту своей команды: "Десятое место Диница доказывает, что машина способна выдерживать дистанцию "Гран-при" с полной нагрузкой. Теперь наш опыт пополнился целым гоночным уик-эндом, у нас много данных, анализ которых уже помог понять, что нужно делать. Однако до возвращения "Формулы" в Европу очень уж заметного улучшения ждать не надо. Вот когда мы снова окажемся поблизости от фабрики и сможем приступить к нормальной тестовой работе, тогда - обещаю - поедем лучше. Особенно Дэмон, который и так центральная фигура в команде. Когда он остановился на прогреве, механики в боксах были близки к панике. Но он вошел, улыбнулся, обменялся с кем-то шуткой, кого-то хлопнул по плечу - и обстановка изменилась. Для "Эрроуза" сейчас невозможно придумать лучшего лекарства, чем присутствие в команде Дэмона".
А вот как отреагировали на дебют Хилла в "Эрроузе" его соперники. Жак Вильнев: "Дэмон был моим партнером в прошлом году. И он - чемпион мира. А потому грустно видеть его в конце стартового поля. Он ведь не из тех парней, которые на пять секунд медленнее любого! Он не должен там быть". Дэвид Култхард: "Я очень хорошо понимаю, что сейчас чувствует Дэмон. Когда после "Уильямса" я оказался в "Макларене", мне казалось это таким чудовищным шагом назад! Теперь, глядя на "Эрроуз" Хилла, я думаю: со мной судьба обошлась не самым жестоким образом. Знаете, я даже рад, что Дэмон сошел уже на прогревочном круге. Старт с 20-го места не давал ему особенных надежд на заметное улучшение позиций в гонке, а так он испытал чуть меньше боли и разочарования".
Не избежал вопросов о Хилле и Михаэль Шумахер. Когда его спросили, что он чувствовал, когда его постоянный соперник сошел еще до старта, Михаэль честно попытался найти на этот вопрос наиболее симпатичный ответ, а потом отшутился: "Наши зеркала заднего вида не настолько совершенны, чтобы видеть происходящее в конце питлайн". На вопрос, будет ли ему не хватать соперничества с Хиллом, опять ответил шуткой: "Я уже попросил у Дэмона фотографию с автографом. Теперь вот хочу приспособить ее где-нибудь на руле, чтобы не забыть, как он выглядит!" Этой шутке смеялся даже Хилл. Но на пресс-конференции после квалификации двукратный чемпион мира все-таки позволил себе несколько слов всерьез: "Когда я вернулся в боксы и увидел имя Дэмона на последней строчке, мне стало как-то не по себе. Я сочувствую ему".
Кстати, Хилл по просьбе журналистов сделал свой прогноз на исход 48-го чемпионата мира. И фаворитом назвал Шумахера.
"БЕНЕТТОН" ЗНАЕТ, ЧТО ИСПРАВИТЬ
Как будто года и не прошло... Чемпионат-97 начался для "Бенеттона" точно так же, как начинался и чемпионат-96: Жан Алези гонку не закончил, Герхард Бергер финишировал четвертым.
В квалификации оба провалились - Алези был 8-м, Бергер - 10-м. В гонке, правда, старт приняли удачно, но авария, инициированная в первом повороте камикадзе Ирвином, помешала Алези и Бергеру продвинуться еще чуть-чуть вверх: оба едва избежали столкновения с плодами деятельности Эдди и вынуждены были пропустить вперед Хаккинена, оказавшись соответственно пятым и шестым. После чего не понеслись, как было раньше, немедленно улучшать позиции, а укрепились на уже занятых - с тем, чтобы попозже в гонке что-то исправить.
Обоим пилотам команда запланировала по одному пит-стопу (тактика, как показал "Гран-При Австралии", явно выигрышная). У Бергера на 30-м круге он прошел нормально, а вот с Алези случился казус. Ни на 31-м (как планировалось), ни на 32-м и 33-м кругах он в боксах не появился. Механики в полной боевой ждали его с колесами и шлангами наготове, а француз продолжал оставаться на трассе. И на 34-м, в тот момент, когда Алези ехал вторым, его "Бенеттон" беспомощно остановился на обочине с сухим баком...
- С самого начала гонки у меня не работала радиосвязь с боксами (патрон команды Флавио Бриаторе сказал, что уже во время утренней прогревочной тренировки из боксов с пилотами общались при помощи радио Rai. - О.Л.). - сказал после гонки Алези. - Я же был сосредоточен целиком на поведении машины в гонке и на бортовое табло практически не смотрел. А сигналы, которые вывешивают на информационной доске, видны не были. Покидать гонку таким идиотским образом! Страшное разочарование...
Четвертое место Бергера стало слабой сатисфакцией для команды, которая так хорошо выглядела в межсезонье. "После такого неудачного уик-энда уехать с тремя очками - не самый плохой результат из всех возможных, - сказал, однако, Бергер. - Все три дня мы никак не могли найти правильный температурный режим для резины, машины плохо держали трассу, и мы не могли ехать с нужной скоростью. Невероятно, но как раз во время гонки эту проблему разрешить удалось, и после пит-стопа машина пошла просто классно. Я начал догонять Хаккинена и Шумахера, но для того, чтобы лишить кого-то из них места на подиуме, времени уже не было". Технический директор команды Пэт Симмондс уверен в том, что уже в Бразилии команда будет выглядеть иначе: "Весь уик-энд в Мельбурне нас мучили непрогнозируемые проблемы, но в настоящий момент мы уже точно знаем, где кроется причина, что не так и как это поправить".
"ФЕРРАРИ": СХВАТКА ЗА КОРОНУ?
Еще в минувшую пятницу двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер уверял всех, что в борьбе за титул чемпиона мира он будет участвовать чисто теоретически: "Наша машина не готова к тому, чтобы выиграть чемпионат. Все, на что я рассчитываю в Мельбурне, это место на подиуме". И еще добавил, что трасса в Альберт-парке ему не нравится, потому что на ней негде обгонять.
После второго места на "Гран-при Австралии" Шумахер изменил точку зрения: "Феррари" F310B оказалась гораздо более конкурентоспособной, чем я предполагал. Я буду бороться за титул! "А глава спортивного отделения Скудерии Жан Тодт сообщил прессе, что в гонке их машина была быстрее, чем "Уильямс" Френтцена и "Макларен" Култхарда.
Почему же тогда лидировал в Мельбурне Френтцен, а выиграл Култхард? Видимо, суть дела в том, что Михаэль Шумахер - настоящий хозяин своего слова. Сам дал - сам и держит. Во что бы то ни стало! Сказал - машина не позволяет выигрывать, и приехал вторым, а не первым. Сказал здесь негде обгонять, и даже не пытался.
А за титул Шумахер, конечно, бороться будет. Особенно если Ирвин и дальше будет выкидывать с трассы самых опасных соперников своего именитого партнера по "Феррари".
КАК БОРОТЬСЯ С Эдди ИРВИНОМ
Увы, но гонщикам "Формулы-1" этот рецепт, видимо, неизвестен. В пятницу на свободных заездах жертвой пиратских привычек ирландца стал Мика Хаккинен, в субботу от Ирвина пострадал Оливье Панис. В воскресенье безумный второй пилот "Феррари" выбил и самую крупную дичь - фаворита гонки и чемпионата Жака Вильнева, вместе с которым пострадал без вины виноватый Джонни Херберт. Если бы оба эти пилота (а вместе с ними и сам Ирвин) остались в гонке до конца, кто знает, закончилась бы она победой Дэвида Култхарда?
- У меня проскочило сцепление, из-за чего я плохо стартовал, - сказал Вильнев. - И в первом повороте оказался рядом с Джонни, который шел внутри виража. И вдруг вижу - с наружной стороны трассы несется "Феррари". Следующее, что помню, - мы с Хербертом в пыли и гравии... Что сказать? Еще в субботу моя машина была быстрее всех остальных на две секунды на круге! Но от Ирвина всегда нужно ждать чего-то в этом духе.
Второй пострадавший, Херберт, высказался резче:
- Чего еще ждать от этого пустоголового идиота?! Типичный фокус Эдди - он всегда уверен, что может делать на трассе все, что захочет. Взял и выкинул гарантированного победителя. Объясняться с ним? Бесполезно. Лучшее, что доведется услышать, - что-то вроде "я тебя не видел" или "я вел свою гонку". Так что злиться бессмысленно. Нужно что-то делать. Но это - не в правах гонщиков.
В директорат после финиша гонки вызвали на ковер всех трех участников инцидента. Выслушали, просмотрели видеозапись - и... не применили к Ирвину никаких санкций!
- Я не чувствую себя виноватым, - сказал Ирвин. - И не вижу необходимости извиняться перед кем-либо. У всех есть своя точка зрения на этот эпизод. Я входил в этот поворот по нужной мне траектории. И только мне нужно было все дорожное пространство!
Интересно, когда у комиссаров "Гран-при" лопнет терпение? Или оно быстрее лопнет у гонщиков? Но гораздо актуальнее другой вопрос: кто будет следующим объектом охоты камикадзе на "Феррари"?
Ольга ЛИНДЕ