Газета Спорт-Экспресс от 5 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ |
Андрей ПЯТНИЦКИЙ
ПОПРАВЛЮСЬ - ПРИГЛАШУ НА ПЛОВ
Станислав ПАХОМОВ |
из Белека |
Нелегкая судьба у Андрея Пятницкого. Все вроде складывалось хорошо, пока на него не разгневался футбольный Бог. За что? Пятницкий сам не может этого понять. Футбол он любит, отдается ему беззаветно. Но вот уже которой год, залечивая одну травму, тут же получает другую. Хочешь не хочешь, а поверишь в судьбу. Но полузащитник "Спартака" верит в другое: все невзгоды пройдут, и жизнь снова будет ему улыбаться.
-Андрей, весь прошлый год о вас почти ничего не было слышно. Ваша фамилия изредка мелькала в составах дубля "Спартака". Чем же вы занимались все остальное время?
- Год прошел в путешествиях с больничной койки на поле и обратно. Только поправлюсь, начинаю тренироваться, рассчитывая, что в процессе работы все наладится. Ан нет, получалось обратное. Нога вновь не слушалась.
-Что конкретно вас беспокоило?
- Голеностоп. Нельзя сказать, что он совсем ничего не давал делать, но и на 100 процентов выкладываться не получалось. Голеностоп - сложный сустав, там много связок. Очень неприятно, что проблемы возникли именно с "рабочей" правой ногой.
-Когда все это началось?
- В 1995 году играл за сборную отборочный матч в Москве с командой Фарерских островов. Никто двумя ногами на меня не прыгал. Но в эпизоде, когда соперники выбивали мяч, я неудачно подставился - и нога подвернулась. Сразу образовалась большая гематома. Позже доктор наложил гипс. Пролежал два месяца. Потом еще месяца полтора восстановительных мероприятий. Но полного выздоровления не наступало.
-Значит, вы заранее поставили крест на прошлом сезоне?
- Нет, если бы я ни на что не рассчитывал - не стал бы форсировать подготовку. Ведь приходилось за 15 - 20 дней выполнять такой объем работы, который другие делают за несколько месяцев. Но все усилия пошли прахом, нога по-прежнему не желала слушаться. Даже в матче с нижегородским "Локомотивом", где отдал несколько голевых передач, не мог сказать, что чувствую себя нормально.
-Представляю, какие мысли были у вас в тот период.
- Лучше и не вспоминать. В какой-то момент хотелось на все плюнуть. Но любовь к футболу помогала пережить минутную слабость и отчаяние. Я шел на тренировку, чтобы через "не могу" набирать форму.
-Что поддерживало в трудные минуты?
- Прежде всего внимательное отношение тренеров. Они иногда шли у меня на поводу, выполняя все просьбы. И никто не заставлял тренироваться через боль. Для меня очень многое значит поддержка Романцева. Это успокаивает значит, тренер доверяет, рассчитывает на тебя. Все это вселяло надежды: все пройдет, и черная полоса закончится.
-Как известно, проблемы на работе отражаются в семейной жизни.
- Когда многое не получалось, не ладилось, домой приходил раздраженный, на взводе. Спасибо жене, которая относилась с пониманием и сглаживала острые углы.
-У вас ведь еще дочка подрастает.
- Все идет своим чередом. Если бы не проблемы в футболе, я бы вполне мог назвать себя счастливым человеком.
-Вы не совершали в жизни поступка, о котором сожалеете и хотите покаяться?
- По большому счету, я никогда людей не обижал. Хотя... (пауза), кто его знает, может просто не замечал своих излишне резких слов и действий. А кто-то до сих пор помнит несправедливость с моей стороны.
-Родину не забываете?
- Что вы! В декабре ездил в Узбекистан. У меня остались там такие друзья, каких в Москве еще не заимел. Отдохнул душой. Я умею разбираться в людях. Чувствую, когда человек искренен, а когда фальшивит.
-Будучи временно отлученным от большого футбола, вы посещали тренировки основного состава?
- Да, регулярно.
-Как к вам относились в команде? Вы не чувствовали отчужденности со стороны игроков?
- Наоборот, ребята очень осторожно против меня действовали. И если мог возникнуть стык - уступали, чтобы случайно не задеть больную ногу.
-На ваш взгляд, чем вызвана нестабильная игра "Спартака" в прошлом сезоне?
- В прошлом году как никогда много игроков прошло через основной состав. Поэтому и спады были. Но все же Ярцеву удалось сшить из разрозненных кусочков цельное полотно. Честно говоря, сначала я не верил, что мы сможем стать чемпионами. Но потом увидел столько желания в глазах у ребят, столько огня, что подумал: э-э, нет, так просто от золота они не отступятся.
-Не думаете, что страх за голеностоп останется в подсознании и, выходя на матчи, вы невольно станете убирать ногу, избегать борьбы?
- Нет. В пылу игры обычно забываешь о своей болячке. Но когда ситуация чересчур опасная или ты явно не успеваешь к мячу, в подкорке выстукивает: "Осторожно, ты еще не совсем здоров!" Правда, подготовку к этому сезону начал, абсолютно уверенный в своих силах.
-Когда случился рецидив старой травмы?
- Уже тут в Турции, в недавнем матче против читинского "Локомотива". В конце первого тайма поскользнулся, вся тяжесть пошла на залеченную ногу. И голеностоп вновь не выдержал: резкая боль, отек. Но вроде бы ничего страшного не случилось. Бегаю, занимаюсь индивидуально. Нога чуть беспокоит, но сейчас уже нет времени на раскачку, скоро стартует чемпионат, и надо опять форсировать подготовку.
-С каким настроением ждете новый чемпионат?
- Честно говоря, хотелось, чтобы он стартовал чуть позже. Но зачем говорить о несбыточном. Главная задача побыстрее забыть о своих проблемах и стать полноценным футболистом.
-В "Спартаке" сейчас приличная конкуренция.
- Конкуренция это всегда плюс. Надо на каждой тренировке доказывать, что ты в порядке. Такова жизнь. Она не может застыть на месте. Кто-то уходит, кто-то приходит, поэтому ничего необычного и страшного в этом не вижу.
-О чем вы мечтаете больше всего?
- Для начала - окончательно восстановить здоровье.
-Но у вас возраст к критическому приближается. Тут даже полноценного здоровья может не хватить, чтобы соперничать с молодыми партнерами.
- Не согласен. Передо мной пример Горлуковича, которому уже 35 лет. Барези из "Милана" - на год старше. И посмотрите, как они играют. Они дадут фору очень многим молодым и способным. Тут многое зависит от природных качеств. Дано тебе до 40 лет силу молодецкую не потерять - значит, повезло. В этом смысле Сергей Горлукович для меня - как маяк.
-Кстати, в чем секрет Горлуковича?
- Я не знал Сергея до его отъезда в Германию, не мог видеть, как он готовится к играм. Но сейчас каждый день убеждаюсь - он профессионал, каких в футболе не так много.
-А вы считаете себя профессионалом?
- До этой травмы я считал, что очень профессионально подхожу к своей работе. Но почти полтора года отдыха хороший срок, чтобы о многом задуматься. Я понял, что не был профессионалом до конца. Сейчас пересмотрел свое отношение и стал более ответственным. Для меня теперь каждый день в футболе - на вес золота, и нельзя его тратить на пустяки.
-Есть моменты в вашей жизни, о которых хочется вспомнить?
- Безусловно. Не забыть 1992 год, когда я только-только попал в "Спартак". Команда у нас была замечательная, играли в удовольствие. Каждый матч превращался в праздник.
-"Спартак" с тех пор сильно изменился?
- Когда сам бездействуешь, судить трудно. Все-таки с трибун несколько по-другому все воспринимается. Поэтому мне нелегко оценить, как меняется игра "Спартака".
-Как вы обычно настраиваетесь на матч?
- После завтрака в день игры читаю до дремотного состояния, перед обедом минут 45 сплю. А вот после обеда, сколько ни пробовал, заснуть не могу. До сих пор, несмотря на возраст и опыт, волнуешься, переживаешь. За время, оставшееся до игры, в самый раз выпить три чашки кофе.
-Почему именно три?
- Традиция.
-Вы сентиментальный человек?
- Не только. В порядке самокритики скажу: я еще и очень мнительный. Могу что-нибудь себе внушить, и после этого переубедить меня невозможно.
-Как проводите досуг на сборе?
- Все свободное время уходит на общение с доктором Юрием Васильковым и на разговоры по телефону с женой.
-Не хочется в море искупаться?
- Когда что-то болит, ни о чем думать не хочется. Душа не лежит. Правда, после трудных тренировок несколько раз приходила мысль поплескаться в море, но сразу вспомнил, что это чревато простудой. Слишком большая роскошь - еще и из-за насморка время потерять.
-Вам здесь нравится?
- Если исключить кочковатое поле, все замечательно.
-А в турецких банях не пробовали париться?
- Не знаю, турецкая это баня или еще какая, но мы ходим в "парилку", где температура градусов 60, не выше. Разве это баня?! Если турки в таких парятся, я им сочувствую.
-В свое время у вас было предложение от одного из испанских клубов. Теперь не жалеете, что не оказались за границей?
- Мне больше нравится итальянский чемпионат, там показывают наиболее разумный футбол. Что касается несостоявшегося отъезда в Испанию... Из того "Спартака" уезжать не хотелось. Кто же мог знать, что удача повернется спиной. И все же не жалею о том, что остался в "Спартаке". Я выбирал свой путь самостоятельно, и мне некого винить в превратностях судьбы.
-Говорят, вы - меломан. Расскажите о ваших музыкальных пристрастиях.
- У вас устаревшая информация. В молодости, действительно, серьезно увлекался музыкой. Сейчас спокойнее к ней отношусь. За новыми альбомами не гоняюсь. Покупаю, что попадается под руку.
-Помнится, вашим любимым блюдом был узбекский плов. Вкус не изменился?
- Нет. Если я наконец-то выздоровею, то устрою для друзей праздничный ужин, на котором главным блюдом будет мой любимый плов.