Газета Спорт-Экспресс от 19 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3

20 февраля 1997

20 февраля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

ПРИГОВОРЯТ ЛИ ПРЕЗИДЕНТА "БАРСЫ" К "ВЕЧНОМУ МОЛЧАНИЮ"?

Год Быка мало что изменил для "Барселоны" по сравнению с ушедшим годом Крысы. Блестящие матчи команда чередует с провальными. Не утихают призывы отправить в отставку совершенно непопулярного в Каталонии английского тренера Бобби Робсона. А в дополнение ко всем этим невзгодам уже третий месяц суд первой инстанции № 7 города Барселона рассматривает иск, поданный адвокатом Дамианом Тельесом. Обвиняется президент каталонского суперклуба Хосеп Луис Нуньес, посягнувший на честь и достоинство Йохана Кройфа - легендарного голландца, несколько лет работавшего главным тренером "Барсы".

Интересы Кройфа. как это следует из содержания иска и комментария его адвоката, заключаются в следующем. Нуньес должен либо доказать оскорбительные для голландца обвинения, которые бросил ему на многолюдной пресс-конференции, состоявшейся 19 мая прошлого года, спустя день после сенсационной отставки тренера, либо также публично признать свою неправоту.

Нуньес в свое время формально мотивировал сенсационную отставку голландца тем, что Кройф занимался поисками личной выгоды. Через близкого ему посредника он якобы с этой целью организовывал в межсезонье контрольные матчи "Барсы". Кроме того. Кройф своевременно не представил четкий план подготовки к следующему сезону. Он использовал свою должность и влияние, составляя протекцию собственному сыну Хорди. Причем намеренно выживал для этого из основного состава "Барселоны" такого, например, ключевого игрока, как датчанин Микаэль Лаудруп.

Если президент "Барсы" не сумеет доказать свои инвективы в адрес Кройфа, то, как подчеркивает Тельес, он станет добиваться, чтобы суд приговорил Нуньеса к "пожизненному молчанию во всем, что касается личности Иохана Кройфа". Принятый в 82-м и действующий сейчас в Испании закон о защите чести и достоинства граждан не исключает и такого вердикта виновному в причинении морального ущерба.

В глазах испанцев это чрезвычайно унизительное наказание: нечто вроде моральной порки у позорного столба. Не случайно подобная мера попала в современный уголовный кодекс прямиком из свода установлений, принятых в 1236 году королем Альфонсо X. Этот монарх, правивший страной в XIII веке, вошел в ее историю под прозвищем "Мудрый"...

Кроме того, Нуньес - на этом особо настаивает Кройф - должен оплатить судебные издержки не из кассы возглавляемого им клуба, а из собственного кармана. Дело здесь, конечно, не в деньгах, а в принципе. Ведь чиновники из льстивого окружения президента не единожды с издевкой призывали Кройфа, раз уж он так любит "Барсу", умерить финансовые претензии, связанные с отставкой.

Напомню, что контракт с голландцем был расторгнут административным советом "Барселоны" более чем за год до истечения срока действия - 30 июня 1997 года. Неустойку в 94 с лишним миллиона клуб выплатить голландцу отказывается под иезуитским предлогом: Кройф. мол, был уволен не в качестве главного тренера, а как член высшего руководства "Барсы". Суд первой инстанции четкого решения по этому делу вынести не смог, и теперь его рассмотрением занимается Верховный суд Каталонии.

Адвокаты Кройфа уверены, что в обоих процессах окончательный вердикт будет вынесен в пользу их подопечного. Но почему, спрашивается, голландец потребовал моральной сатисфакции в судебном порядке только сейчас? Ситуацию прояснил близкий друг и советник экс-тренера "Барселоны" юрист Хаймс Роурес.

Кройф, по словам Роуреса, не желал подливать масла в огонь разгоревшегося в "Барсе" в связи с его отставкой острого конфликта. Поэтому он конфиденциально поставил президенту клуба условие: до Нового года тот должен был взять назад брошенные в запале обвинения и принести голландцу свои извинения.

Думается, однако, что своим последним судебным иском Кройф как раз решил пойти ва-банк в той головокружительно сложной игре, правила которой сам же и объявил после отставки.

- Я не стану тренировать никакой другой клуб, - утверждал тогда Йохан в интервью каталонскому телевидению. - Останусь жить в Барселоне, и если болельщики или команда меня позовут, я вернусь. Но только Нуньес уже не будет при этом президентом "Барсы".

Не случайно поэтому заполняющие трибуны "Ноу Камп" болельщики время от времени начинают размахивать носовыми платками и хором скандировать: "Нуньеса - в отставку!" и "Кройфа - в президенты!" Из источников, близких к администрации клуба, широкой публике стало известно, что руководство вынашивает планы досрочных президентских выборов. Причем они могут быть проведены в ближайшее время - в конце зимы или в начале весны, хотя срок властных полномочий Нуньеса истекает лишь в следующем году.

При этом сам Нуньес, несмотря на общественное мнение, заинтересован в этом, имея на то достаточно веские основания - финансовые. Несмотря на астрономические затраты, связанные с приобретением новых игроков, "Барса" завершила минувший год с рекордной за всю свою почти столетнюю историю прибылью - 1 миллиард 724 миллиона песет после уплаты налогов.

И все же... Большинство поклонников каталонского клуба довольно четко разделяют беззаветную любовь к команде, симпатии к ее игрокам и, мягко говоря, неприязненное отношение к чванливому и заносчивому руководству "Барсы". Ведь если совсем коротко, то суть конфликта Кройфа с Нуньесом не в турнирных неудачах "Барселоны" последних двух лет. За каких-то пару недель до отставки тренера не кто иной, как Нуньес подтвердил действенность полномочий голландца. Суть в том, что неугомонный Кройф сначала исподволь, я потом уж вовсе очертя голову настаивал на перестройке в жизни клуба. Его тезисы выглядели следующим образом: руководство должно определять стратегию будущего "Барсы", а сугубо профессиональной деятельностью клуба обязаны заниматься именно высококлассные футбольные специалисты - так, как это давно уже происходит в сильнейших клуба Англии или Италии.

"Кройф закусил удила и совершенно отбился от рук", посчитал Нуньес и... Вот почему сейчас уже буквально со всех сторон раздаются требования общественности: "Сеньор президент, объяснитесь!"

Итак, барселонский суд принял иск Кройфа к производству. Неделю спустя адвокаты Нуньеса представили туда же встречный иск к голландцу абсолютно такого же содержания. Кройфу предстоит держать в суде ответ за сделанные им публичные заявления тина: "Нуньес страшно ревнив. В последние годы повсюду слишком много говорилось о команде и о Кройфе, а не о президенте. Это попросту бесило его". Или "Нуньес - бездушный тиран, которому не нашлось бы места даже среди зверей". Или "Президент нанес большой вред не только игрокам и болельщикам "Барселоны", но и всем каталонцам"...

Кого именно из "дуэлянтов" суд приговорит к "пожизненному молчанию", станет известно через 4 - 5 месяцев, считают адвокаты. Между тем ввиду возможных вскоре выборов президента "Барсы" любопытно узнать мнение самих будущих избирателей. Вряд ли, впрочем, стоит интересоваться им у наиболее оголтелой части барселонской "инчады", так называемых "ультрас".

С этими все ясно. Они либо еженедельно собираются большими группами возле особняка Кройфа, чтобы шумно продемонстрировать отставнику свою поддержку. Либо устраивают периодическую облаву на первого вице-президента "Барсы" Хоана Гаспарта, главного "опричника" Нуньеса, которому теперь приходится постоянно пользоваться услугами телохранителей. Однако голосовать на чрезвычайной ассамблее будут не "ультрас", а "сосьос" - члены и пайщики клуба.

Вот, например, что думает лидер "легальной" - и многочисленной - оппозиции нынешнему руководству "Барселоны" Хайме Лаурадо.

- Нуньес - чрезмерно эгоцентричная фигура, своей персоной подменяющий лицо клуба. Если какая-то инициатива исходит не от него или он изначально ее не контролирует. Нуньес ее попросту игнорирует. 19 лет в роскошном президентском кресле - слишком долгий срок. Позитивных идей давно уже не хватает, а "Барселоне" нужна свежая голова. Властьпредержащие чувствуют себя чересчур вольготно, считая, что клуб, который они представляют, является их собственностью.

-Если бы "Барселона" была государством, то как бы вы могли охарактеризовать существующий в нем режим?

- Скорее это - диктатура, нежели демократия: административный совет полностью находится под пятой президента.

-Если бы у вас была возможность задать ему в лицо один-единственный вопрос, то о чем бы вы спросили?

Признайтесь, сеньор Нуньес, кого вы любите больше - себя или "Барсу"?

-И что бы он на это ответил?

- Я-то знаю, что. Но не мне надлежит отвечать.

-Какой совет вы могли бы дать в сложившейся ситуации президенту?

- Только один: уходите, сеньор Нуньес!

Итак, на одной чаше весов - Кройф и болельщики, на другой - Нуньес и финансы. Какая перевесит - решать суду...

Евгений МЯСНИКОВ