Газета Спорт-Экспресс от 21 января 1997 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

21 января 1997

21 января 1997 | Теннис

ТЕННИС

БЕЗ СЕЛЕШ И КОМПАНИИ

Ничего не скажешь - весело начался сезон для половины прошлогодних победителей турниров "Большого шлема". Сразу трое из шести игроков, которым в 96-м удавалось победить в одиночном разряде в самых престижных теннисных чемпионатах, не смогли стартовать в Australian Open-97. Открыла этот печальный список Моника Селеш, которая не только год назад выиграла этот турнир в четвертый раз, но и вообще за всю свою жизнь не отдала соперницам в Австралии ни одной встречи. 4 декабря во время одного из показательных матчей она сразу в двух местах сломала палец на правой руке, и хотя первоначально о длительном перерыве в выступлениях речи не шло, позже стало ясно, что Моника вынуждена будет пропустить и Открытый чемпионат Австралии, и последующий за ним турнир в Токио. Не будем забывать, что в прошлом году Селеш серьезно беспокоили различные травмы, и концовку сезона она смазала.

Двухметровый голландец Рихард Крайчек, чемпион Уимблдона, несмотря на свою гренадерскую внешность, тоже не может похвастаться богатырским здоровьем. В декабре он перенес операцию по поводу старой травмы правого колена, и теперь, так же как и Селеш, вынужден пропустить несколько недель.

Но обиднее всего из этой большой тройки неудачников Евгению Кафельникову, победившему семь месяцев назад в Париже на "Ролан Гаррос". Сломать руку всего за четыре дня до начала Australian Open в тренажерном зале - просто страшное невезение. В турнирной сетке Кафельникова в последний момент заменил темнокожий американец Маливай Вашингтон. И теперь третья ракетка мира вместо того, чтобы предпринять попытку обогнать идущего вторым в рейтинге АТР Майкла Чанга, увы, вынуждена наблюдать за происходящими во Flinders Park событиями по телевизору. Кафельникову не удалось защитить рейтинговые очки, набранные в январе прошлого года. Тогда он не только дошел до четвертьфинала Открытого чемпионата Австралии, но и победил на турнире в Аделаиде, где на сей раз выбыл в первом же круге.

Вообще организаторам Australian Open-97 можно только посочувствовать. Кроме Селеш, Крайчека и Кафельникова в Мельбурне из-за травм не смогли сыграть американец Тодд Мартин и чешка Яна Новотна, француз Седрик Пьолин и его соотечественница Жюли Алар. Еще раньше решил взять двухмесячный отпуск Андре Агасси. Ну а больше всего перед началом турнира хозяева переживали по поводу отсутствия в турнирной сетке своих соотечественников - полуфиналиста Уимблдона-96 Джейсона Столтенберга, которому в ближайшее время будет прооперирована кисть, и Марка Филиппоуссиса. Этот молодой человек, обыгравший год назад в Мельбурне Пита Сампраса и поставивший себе целью в этом сезоне попасть в первую десятку, также как и Кафельников, из-за повреждения сухожилий на правой руке оказался вынужден сняться с турнира уже после того, как был брошен жребий.

НОВЫЙ КУМИР МЕЛЬБУРНА

После того, как на самом старте проиграл 24-летний Патрик Рафтер, у которого с каждым годом остается все меньше шансов оправдать возлагавшиеся на него надежды стать наследником славы Джона Ньюкомба, Рода Лэйвера и других представителей "золотой эры" австралийского тенниса, мельбурнские фаны приуныли. Правда, ненадолго. Их новым кумиром стал 20-летний испанец Карлос Мойя, неизменно появляющийся на кортах Flinders Park в белой форме мешковатого фасона а-ля Агасси. Этого длинноволосого испанца в ноябре можно было увидеть в "Олимпийском" на "Кубке Кремля". Там за исключением внешнего вида ничем особенным Мойя себя не проявил, зато в Мельбурне на него трудно не обратить внимания.

Узнав, что в первом круге ему предстоит встретиться именно с Мойей, Борис Беккер явно был не слишком рад. Во-первых, накануне Australian Open Карлос дошел до финала сильного по составу участников турнира в Сиднее. А во-вторых, именно ему знаменитый немец два с половиной месяца назад уступил также в самом начале одного из самых престижнейших турниров АТР - Открытого чемпионата Парижа в зале "Берси". И если поражение Бориса еще можно было назвать случайным, то теперь ясно, что Мойя стал для него неудобным соперником. Хотя если бы не тяжкие погодные условия (а в первый день Australian Open ртутный столбик в Мельбурне зашкаливало за 32 градуса по Цельсию), не исключено, что Беккер смог бы сломить сопротивление настырного испанца, ведь после трех сетов Борис вел 2:1. Мойя же абсолютно верно построил свою игру против Беккера. Раз за разом он навязывал сопернику долгие розыгрыши, посылая ему высокие мячи под заднюю линию, и добился-таки своего.

- За три с половиной часа пребывания на корте мои мозги превратились в глазунью, - даже после поражения Беккера не покинуло чувство юмора. - Карлос, несомненно, хороший игрок, который может попасть в число лучших теннисистов мира, но сегодня главной проблемой для меня была жара.

Хорошее начало - это, как известно, полдела. Мойя так и не проиграл никому на прошлой неделе и дошел до четвертьфинала, где его соперником является другой испанец - Феликс Мантилья. Вряд ли кто-то ожидал увидеть в четверке сильнейших на Открытом чемпионате Австралии представителя Пиренейского полуострова. Мельбурн-то все-таки не Париж...

СЕНСАЦИЯ №1

Конечно, подробно осветить события семи дней Открытого чемпионата Австралии невозможно. К чему-то мы еще вернемся в следующих номерах, а пока коротко - о самом интересном. А самое интересное неожиданно произошло в соревнованиях женщин. Почему неожиданно? Да потому, что в последнее время представительницы слабого пола редко баловали любителей тенниса сенсациями. Уж слишком явным выглядело превосходство над остальными Штеффи Граф. Шутка сказать - 45 матчей подряд не проигрывала Штеффи на турнирах "Большого шлема", и вот в воскресенье эту выдающуюся серию прервала южноафриканка Аманда Кетцер.

В жизни Граф продолжается нелегкий период. В Германии подходит к концу процесс по делу ее отца, 58-летнего Петера Графа, обвиняющегося в сокрытии доходов от уплаты налогов. Прокуратура требует для Графа наказания в виде 6 лет и 9 месяцев тюрьмы, а для его помощника - Иоахима Эккарда - 4 лет и 9 месяцев. Решение суда может быть объявлено уже 24 января, и, конечно, первая ракетка мира испытывает сейчас серьезное психологическое напряжение. Но все-таки рискнем предположить, что не оно стало главной причиной ее мельбурнского фиаско.

Как и в случае с Беккером, неизвестно, кто же победил Граф на самом деле - соперница или ужасная жарища. Четыре дня подряд, со среды по субботу температура воздуха в Мельбурне не превышала 25 градусов а в воскресенье пришла беда. Согласно официальной информации столбик термометра поднялся до плюс 38, по мнению же самих теннисистов, его зашкаливало за 40-градусную отметку. Поэтому стоит ли слишком удивляться тому, что во второй партии при счете 5:2 в свою пользу Граф отдала пять геймов подряд.

В таких условиях важнейшее значение имеет не только умение хорошо бить ракеткой по мячу, но и физическая выносливость. А вернее всего - оптимальное сочетание этих двух качеств.

ТЕННИС В САУНЕ

Одной неожиданностью в воскресенье дело не обошлось.

Бельгийке Сабине Аппельманс для победы над чемпионкой Уимблдона-94 испанкой Кончитой Мартинес понадобилось 2 часа 21 минута.

- Мы как будто играли в сауне, - скажет потом Сабине, которая в 1995 году была названа одним из бельгийских журналов "идеальной женщиной", а в воскресенье после окончания матча была измотана настолько, что врач решил сделать ей внутривенную инъекцию. - Уже в первом сете моя голова хорошенько поджарилась, к концу же я просто ничего не соображала, только старалась удержать мяч в игре, и все.

Аппельманс оказалась не единственной бельгийской теннисисткой, сотворившей сенсацию в минувший уик-энд. Днем раньше, в субботу, отличилась 23-летняя Доминик ван Роост - 43-я ракетка мира, одолевшая Аранту Санчес. Доминик сейчас на подъеме. Накануне Australian Open она выиграла в Хобарте свой первый титул WTA, и Санчес должна была приготовиться к упорной борьбе. Однако при счете 5:2 в свою пользу в решающем сете с Арантой начало происходить нечто непонятное. В результате - поражение, а ван Роост на послематчевой пресс-конференции делилась с репортерами своими планами. В прошлом году перед бельгийкой стояла задача попасть на Олимпийские игры в Атланту, где она вылетела в первом круге после встречи с... Санчес. А в нынешнем - победить хотя бы одну соперницу из первой десятки. Эта цель тоже уже достигнута, но останавливаться на этом Доминик, видимо, не собирается.

НАШИ НЕ ПОРАДОВАЛИ

Увы, в отсутствие Кафельникова нашим болельщикам замену ему найти было трудно. В первом же круге выбыли из борьбы все россияне, выступавшие в одиночном разряде - Чесноков, Ольховский, пробившийся в основную сетку через квалификацию Черкасов, Макарова, юная Курникова и Лиховцева. Кстати, и у Анны, и у Елены сумели взять реванш за прошлые поражения титулованные соперницы - Аманда Кетцер, проигравшая Курниковой осенью в Цюрихе и явно вознамерившаяся возвратиться в мировую элиту Мари Пьерс из Франции, которая ничего не сумела поделать с Лиховцевой во Flinders Park год назад.

На этом бледном фоне результат киевлянина Андрея Медведева, обыгравшего во втором круге в тяжелом пятисетовом матче Михаэля Штиха и не справившегося в четвертом круге с Майклом Чангом, выглядит крупным успехом.

- 1996 год завершен. Сейчас я определенно играю лучше, чем в прошлом сезоне. Я чувствую себя гораздо сильнее физически и психологически и знаю, что способен побеждать самых сильных соперников, - сказал киевлянин на прошлой неделе.

Тренирующий Медведева австралиец Боб Бретт ставит перед ним задачи никак не меньшие, чем перед своими бывшими подопечными Борисом Беккером и Гораном Иванишевичем. И если Андрею удастся избежать травм, которые частенько преследовали его в последнее время, он должен подняться в рейтинге АТР значительно выше 36-го места, которое занимает сейчас.

Евгений ФЕДЯКОВ