Газета Спорт-Экспресс от 21 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

22 декабря 1996

22 декабря 1996 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЗАЛ ПЛАКАЛ, КОГДА КАТАЛАСЬ ГОРДЕЕВА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Инсбрука

К проведению заключительного этапа профессионального чемпионата мира по фигурному катанию (баттоновского чемпионата, как называют его фигуристы, отдавая дань уважения организатору профессиональных турниров, многократному чемпиону мира 50-х годов Дику Баттону) Европа оказалась не совсем готовой. Фигуристы, приехавшие в зимнюю столицу Австрии Инсбрук в понедельник, смогли впервые выйти на лед лишь во вторник вечером. Утром пленочка льда на олимпийском катке была еще столь тонкой, что лезвия коньков прочерчивали ее до бетонного основания. И организаторам пришлось принимать экстренные меры с помощью допотопных, плюющихся водой пожарных шлангов. К ночи лед схватился намертво, но, как всегда бывает от переморозки, крошился от малейшего нажатия и с ужасающим треском лопался под коньками, образуя борозды по всей поверхности. "Нет ничего хуже кататься и думать о том, что в любой момент нога может провалиться в трещину, - пожаловалась Елена Бечке, уже ставшая вместе с Денисом Петровым чемпионкой мира на первом этапе - в Лэндовере. - Никогда больше не соглашусь ехать после Америки в Европу - сплошные проблемы с организацией".

"Такое чувство, что я вешу сто килограммов", - вторила ей двукратная олимпийская чемпионка Катя Гордеева. Действительно, на каждое приземление тоненькой фигуристки лед реагировал возмущенным скрежетом. В довершение ко всему в помещении катка стоял пронизывающий холод.

На следующий день стало теплее и комфортнее. Поскольку организацией соревнований занимались все-таки американцы, они сделали все, чтобы главный вечер (а турниры профи традиционно проводятся в один день) прошел максимально гладко: после утренних тренировок фигуристов заставили сменить рабочую утепленную форму на парадную и вновь попросили на лед, чтобы отработать постановку световых эффектов и звука.

В отличие от всех предыдущих выступлений, где спортсмены состязались и в короткой, и в произвольной программах, турнир в Инсбруке предусматривал лишь один соревновательный прокат - второй же номер должен был быть показательным. Ажиотаж на льду был связан еще и с тем, что организаторы убедительно попросили фигуристов (читай приказали) подготовить для выступления новые номера. Те, кто не успел сделать это заранее, доводили задуманное до постановочного блеска по ходу тренировок. Но холод первого дня в сочетании с восьмичасовым перелетом из Вашингтона и трехчасовым переездом на автобусе из Мюнхена в Инсбрук вызвал целую серию обострившихся профессиональных травм. У швейцарки Дениз Бильманн возникли проблемы со спиной, и она была вынуждена временно отказаться от исполнения своей коронки - пируэта Бильманн (именно в такой позе - в вертикальном шпагате - она была изваяна в бронзе на одной из площадей Лозанны, после того как стала чемпионкой мира в 1981-м), Александр Жулин во время одной из новых поддержек потянул мышцы шеи и плеча, Юка Сато периодически начинала хромать и заново бинтовать колено. Однако, учитывая то, что профессиональный спорт всегда в большей степени жил по законам театра, можно было с уверенностью сказать, что наступит день спектакля и все болячки будут забыты.

Отдельно от фигуристов к турниру готовились и судьи. Я уже не раз писала, что в отличие от любительских выступлений, на которых штат арбитров вот уже много лет остается неизменным, на свои соревнования Баттон всегда приглашает выдающихся фигуристов прошлого, независимо от того, продолжают они работать в фигурном катании или нет. Из российской публики в Инсбрук получили приглашения трое: олимпийский чемпион Олег Васильев, экс-чемпион мира Андрей Миненков и нынешний тренер Гордеевой Марина Зуева.

Мне не раз приходилось слышать, что на турнирах профи, которых в календаре сезона немыслимое множество, все призовые (и тем более чемпионские) места бывают негласно расписаны заранее, дабы дать возможность заработать всем без исключения звездам. Однако одна из ближайших помощниц Баттона поведала мне историю, как пару лет назад одна из бывших советских чемпионок, приглашенная судить чемпионат, еще до его начала подошла с вопросом, кого из участников следует поставить на первое, а кого - на последующие места. Ей вежливо ответили, что у профи так не принято, тем не менее вопрос по внутренним информационным каналам дошел до Баттона, а тот немедленно распорядился внести имя судьи в "черный список" и никогда больше не приглашать, несмотря на все былые заслуги.

Обилие всевозможных профессиональных чемпионатов (а соответственно, чемпионов мира по разным версиям) привело и к тому, что сами участники стали всерьез задумываться о необходимости придумать еще один. Своего рода чемпионат чемпионатов, на котором определялся бы единственный действительный чемпион мира. Инициатором идеи стал олимпийский чемпион Кристофер Дин, но воплотится его предложение в жизнь или нет - вопрос пока открытый. Сам Баттон, как и его коллеги из IMG, выступают против, справедливо опасаясь, что появление такого турнира нанесет удар по престижу прочих, что наверняка повлечет за собой потерю прибыли. Пока же баттоновский чемпионат является наиболее престижным и высокооплачиваемым.

Впрочем, нельзя сказать, что расценки в Инсбруке (как и в Лэндовере) поражали: 40 тысяч долларов победителю, далее 20, 12 и 8 - вплоть до четвертого места. Призовые суммы на недавнем турнире олимпийских чемпионов в Галифаксе были не в пример выше. Первое место - 200 тысяч долларов, пятое - 160 тысяч. Объяснение простое: выше титула олимпийского чемпиона нет ничего, будь ты хоть любителем, хоть экс. А на элите не экономят. Профессиональный чемпионат в большей степени работает на престиж. Выиграл - значит до следующего года тебе обеспечены максимальные гонорары на профессиональных выступлениях и шоу. Круг замкнулся.

К слову сказать, первоначальные ставки только-только перешедших в профи любителей напрямую зависят от их любительских титулов. Бывший чемпион США Фрэнк Суэйдинг рассказывал, что начал карьеру в профессиональном спорте уже после того, как его бывшая партнерша решила закончить выступления. Он нашел другую, но выступать долгое время приходилось за копейки. Только через десять лет сумасшедшей работы, когда фигуристы стали выигрывать второстепенные турниры американского масштаба, Баттон снизошел до того, чтобы включить соотечественников в свой календарь.

В Инсбруке действующие (то есть прошлого года) чемпионы мира выступали в трех видах из четырех: Елена Бечке - Денис Петров в парном катании, Юка Сато в одиночном и Джейн Торвилл - Кристофер Дин в танцах. Трехкратный чемпион среди профессионалов Пол Уайли приехать не сумел, и роль лидера досталась чемпиону-94 Виктору Петренко.

Однако справиться с ней чемпиону Игр в Альбервилле не удалось. Неудавшийся тройной прыжок стоил Виктору не только золота, но и серебра: главная же награда досталась американцу Руди Галиндо.

Предвосхищаемая публикой дуэль Торвилл - Дина с Усовой и Жулиным тоже нельзя было считать состоявшейся. Сам Жулин, откатавшись, заметил без особого расстройства:

- Джейн и Крис, пожалуй, единственные среди профи, кто не теряет технику конька. Мы, наверное, могли бы с ними соперничать, если бы тренировались регулярно, а не раз в месяц, как это получается сейчас.

После того как супружеский союз Усовой и Жулина распался, Майя даже хотела закончить выступления. Потом передумала, но осталась жить в Лейк-Плэсиде, в то время как Жулин переехал в Симсбери. В Инсбруке Усова сказала, что в ближайшее время намерена перебраться под Бостон, на тот же самый каток, где сейчас работают Татьяна Тарасова с Ильей Куликом и Генрих Сретенский. Главное же преимущество заключается в том, что от Бостона до Симсбери полтора часа езды на машине, в то время как от Лейк-Плэсида - все пять.

Тренер Петренко Галина Змиевская в ходе подготовки к чемпионату не раз скептически замечала, что профессионалам особенно и напрягаться не надо: мол, вытащил "меню" то есть список программ, имеющийся в наличии у каждого уважающего себя профи, - и дело сделано. Однако высший профессиональный шик в Инсбруке демонстрировали ученики Тамары Москвиной, опекаемые сейчас питерским хореографом Валерием Печерским, - Елена Бечке и Денис Петров. Стать олимпийскими чемпионами им в свое время не удалось, в том числе, думаю, и потому, что в группе Москвиной Бечке и Петров всегда были второй после Натальи Мишкутенок и Артура Дмитриева парой. Им Лена и Денис и проиграли в Альбервилле. Уйдя в профи, фигуристы в отличие от многих закатались лучше и увереннее: в этом сезоне они выиграли все турниры, в которых участвовали, в Инсбруке же добили судей, соперников и публику не только техникой катания, но и суперпрофессиональным штришком - выбором музыки. Когда надо льдом зазвучал "Венский вальс" (остается удивляться, почему это не пришло в голову никому из остальных участников), зал ахнул столь восторженно, как могла бы сделать компания завзятых карточных шулеров, на глазах у которой дилетант вытащил из колоды пятого туза.

Но самое глубокое потрясение, судя по реакции зала, австрийская публика испытала, когда на лед вышла Катя Гордеева. На предыдущих турнирах она показывала произвольную программу под концерт Рахманинова в исполнении автора. В Австрии этот номер был оставлен для показательного проката, а соревновательный поставлен буквально за несколько дней на музыку из кинофильма "Шербурские зонтики". Зал плакал дважды. Однако поспешность основной постановки все-таки дала себя знать. Как сказала Катя, больше всего усилий ей пришлось затратить на то, чтобы не упустить из головы технический рисунок танца. Оценки за технику, несколько более низкие, чем у ветерана фигурного катания Бильманн, и стали причиной "лишь" серебра. Однако позади (уже в который раз) остались и Катарина Витт, и Юка Сато, ничуть, судя по выражению лица, не рассчитывавшая на это до выступления.

NUTRASWEET CHALLENGE OF CHAMPIONS. Инсбрук. 19 декабря

Мужчины. 1. Руди Галиндо (США) - 98,5. 2. Йожеф Сабовчик (Чехия) - 97,9. 3. Виктор Петренко (Украина) - 96,7. 4. Петр Варна (Чехия) - 96,1.

Женщины. 1. Дениз Бильманн (Швейцария) - 97,6. 2. Екатерина Гордеева (Россия) - 96,8. 3. Юка Сато (Япония) - 96,6. 4. Катарина Витт (Германия) - 95,8.

Пары. 1. Елена Бечке - Денис Петров (Россия) - 98,8. 2. Радка Коваржикова - Рене Новотны (Чехия) - 96,1. 3. Анита Хартшорн - Фрэнк Суэйдинг (США) - 95,9. 4. Анушка Глезер - Аксель Раушенбах (Германия) - 94,6.

Танцы. 1. Джейн Торвилл - Кристофер Дин (Великобритания) - 99,1. 2. Майя Усова - Александр Жулин (Россия) - 98,5. 3. Сюзанна Рахкамо - Петри Кокко (Финляндия) - 97,3. 4. Сюзан Уайни - Расе Уиттерби (США) - 95,7.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ