Газета Спорт-Экспресс от 21 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

22 декабря 1996

22 декабря 1996 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ

Вячеслав КОЗЛОВ

ПОЧЕМУ Я НЕ ХОЧУ ИГРАТЬ НА ОЛИМПИАДЕ

- О чем будем говорить? О "Детройте"? Нет. Давайте сначала вспомним Кубок мира, предложил Вячеслав Козлов, когда я попросил его ответить на несколько вопросов. - Мне есть что сказать.

-Хорошо, давайте начнем с Кубка.

- Сейчас все принялись рассуждать о причинах нашего поражения... Я сразу скажу, что на организацию турнира жаловаться грех. Говорят, допустим, что мы очень много летали. Но это же не оправдание. Мы ведь и в НХЛ немало времени проводим в самолетах. Питание тоже было вполне приличным. А кому оно не нравилось, тот мог пойти и поужинать в ресторане. Почему же мы ничего не показали на Кубке мира, хотя состав был очень хорошим? Причина прежде всего в неопределенности и неразберихе в период подготовки. Нам до самого последнего момента было неясно, начинать тренироваться или нет и поедем ли мы в Москву. Лишь за несколько дней до начала турнира у сборной появился тренер, так и не решился вопрос с генеральным менеджером... Нам пошли на уступки уже в самый последний момент, когда терпение у ребят было на исходе. И руководство федерации так и не поняло, что имеет дело с НХЛовцами, а не с советскими игроками, которым можно приказывать. Оно пыталось решать за нас, куда мы должны пойти, что мы должны есть, как играть...

-Но, говорят, победить на турнире американцам не в последнюю очередь помогла именно жесткая дисциплина. У них, допустим, было установлено время, после которого вечером нельзя было покидать свои номера, звонить по телефону...

- Все это ерунда! Непонятно откуда взявшиеся слухи. И в сборной США, и в сборной Канады играли профессионалы. Никто им ничего не запрещал. Это я могу сказать совершенно точно. Просто руководство нашей федерации попыталось потом с помощью таких "сказок" все свалить на игроков. Никто ведь не скажет: "Мы сами во всем виноваты"...

-Что еще помешало сборной сыграть так, как от нее ждали?

- Наши тренеры просто не знали, как работать с командой, составленной из НХЛовцев. Они совершенно неправильно использовали игроков. Нельзя действовать в четыре равных звена, когда все выходят по очереди и в большинстве, и в меньшинстве. Кто-то ведь играет чуть лучше - и поэтому должен больше времени проводить на льду... Так сейчас играют все команды в НХЛ, и мы к этому привыкли.

-Но среди тренеров был представитель НХЛовцев - Сергей Макаров. Он же мог, наверное, что-то изменить?

- Михайлов, к сожалению, не слушал ни его, ни Зимина, хотя они действительно могли бы ему помочь. И тот, и другой сами нам об этом говорили. Для Бориса Петровича был только один авторитет - Игорь Тузик... Вот где-то написали, что мы хотели пригласить Скотти Боумэна. Мы не хотели, но сейчас я думаю: а почему бы и нет, если у нас в России нет достаточно компетентных тренеров? Уж с ним-то мы точно дошли бы до финала. Кто-кто, а Боумэн знает, как играют в хоккей российские НХЛовцы. И никогда бы не стал нас переучивать.

А еще мне очень не понравилось, что потом говорили журналистам об игроках руководители федерации. Лично про меня, например, вообще писали черт знает что. В одном из интервью президент ФХР Валентин Сыч утверждает, допустим, что я однажды попросил федерацию заплатить за ужин со своими друзьями 200 долларов и при этом якобы предоставил счет за прошлый год. Во-первых, с Сычом я не разговаривал вообще, во-вторых, его помощнику на Кубке мира Науму Резникову я действительно отдавал счет, но не на 200 долларов, а на меньшую сумму, в-третьих, сделал это не по собственной инициативе, а только потому, что он сам мне предложил: "Я знаю, что ты ужинал не в отеле, давай мы тебе все оплатим". Причем я предупредил, что был не один, а с друзьями. Потом Резников подошел ко мне и сказал, что ничего не получилось. Я не стал ни возражать, ни спорить. Никаких претензий у меня, поверьте, не было... И в-четвертых, счет был именно за 96-й год. Со своей же стороны я хочу спросить, на какие средства Федерация хоккея с размахом отмечает дни рождения своих руководителей? Я знаю, что банкет, который был организован летом в честь юбилея кого-то из них, обошелся ФХР в 6 тысяч долларов. Я играю в НХЛ уже не первый год, но, поверьте, до сих пор не могу себе позволить заплатить такую сумму...

В общем, мне кажется, руководители российского хоккея просто не имеют права критиковать игроков.

-Что вам сказали в "Детройте", когда вы приехали с Кубка мира?

- Я, кстати, приехал в команду раньше других наших ребят, чтобы успеть залечить травму, полученную на турнире, и, так сказать, "принял удар" на себя. Многие отнеслись с пониманием - обошлись без комментариев, кто-то посмеялся , а Скотти Боумэн признался, что такую сборную "у русских" он видел впервые никакой игровой дисциплины. Сказал, что смотрел все матчи очень внимательно и остался недоволен нашей игрой: "Тренер - тренером, федерация федерацией, но в любом случае вы не должны были так позориться ".

-Вы хотели бы сыграть на Олимпиаде, в которой теперь разрешено участвовать НХЛовцам?

- Откровенно говоря, нет. Правильно кто-то из ребят сказал после Кубка мира: "Хочешь опозориться - сыграй за сборную". Так уж получилось, что в последнее время я дважды давал согласие выступить за сборную - и оба раза после поражений оказывался крайним. На чемпионат мира в Италию я прилетел ночью, на следующий день вышел на лед, но мы проиграли четвертьфинал "именно по вине Козлова". На Кубок мира я не хотел ехать, потому что у меня были натянутые отношения с Михайловым, но Слава Фетисов с Игорем Ларионовым убедили: мол, нужно помочь команде (и еще очень большую роль в том, что я изменил решение, сыграл мой отец, который сказал, что я не имею права отказываться выступать за сборную), и опять меня назвали одним из главных виновников провала...

-Ясно. Давайте теперь поговорим о "Детройте". Как вы оцениваете старт команды в этом сезоне?

- Не скажу, что мы начали плохо, но кое-какие проблемы у нас в первое время были. Haш второй тренер работал на Кубке мира в сборной Швеции (вот ведь шведы не посчитали для себя зазорным пригласить в команду канадца) и привез оттуда тактическую новинку, которую Боумэн решил взять на вооружение. Мы долго пытались играть примерно так, как шведская сборная на Кубке мира - загоняли соперника в своего рода капкан: в средней зоне давали ему пространство, а потом атаковали... Сейчас рисунок игры опять немного меняется, и мы возвращаемся к прежней системе.

-Почему в октябре тренеры "Детройта" решили поменять двух ключевых игроков?

- Кейта Примо отдали в "Хартфорд" потому, что он был недоволен своим положением в команде и контрактом, который ему предложили. Он ведь, по сути, был только четвертым центральным нападающим (после Айзермана, Федорова и Ларионова) и очень мало времени проводил на льду. Кейт не захотел с этим мириться и попросил трейда. Что касается Пола Коффи, то это очень хороший игрок и человек, но его время уже прошло. Два последних сезона "плей-офф" он провел совсем не так, как от него ждали тренеры. И его решили поменять. Что ж, мы все здесь ходим под Богом, и любого из нас могут отправить в другую команду.

-Брендан Шэнахэн - это тот игрок, которого "Детройту" не хватало?

- Два года подряд в "плей-офф" мы выступили не так, как рассчитывало наше руководство. Был сделан вывод, что нужен пробивной нападающий. В "плей-офф" судьи перестают замечать мелкие нарушения - зацепы, задержки... А такой форвард, как Шэнахэн физически крепкий, с сильнейшим броском, прекрасно стоящий на коньках, - чувствует себя в грязной игре как рыба в воде.

-Как вы прокомментируете появившиеся в последнее время в детройтской печати слухи о том, что вот-вот поменяют кого-то из игроков "русской пятерки"?

- Скажу, что это меня не удивляет. Такие слухи ходили всегда. В прошлом сезоне "меняли" меня, в начале этого Сергея Федорова... Ну и что из этого? Поверьте, даже если какого-то хоккеиста хотят поменять в другую команду, то журналисты об этом узнают только тогда, когда трейд уже состоялся. Мне кажется, что пресса искусственно разжигает страсти. Нужно же о чем-то писать... Мое же мнение по этому поводу простое: отдать можно кого угодно, куда сложнее найти подходящего для "Детройта" игрока, тем более такого уровня, как Федоров. Легче помочь ему преодолеть какие-то временные трудности в игре, если они у него вдруг появляются.

-Вы с ребятами вновь играете в одной пятерке?

- Да, нас снова объединили. В начале сезона развели, чтобы и Игорь, и Сергей играли только как центральные нападающие, но это ни к чему хорошему не привело, и тренеры решили вернуться к "русской пятерке". А Игорь с Сергеем сейчас просто договариваются между собой, кто где будет играть.

-Почему "Детройт" в этом сезоне забивает не так много, как в прошлом?

- Результативность в лиге вообще упала. К тому же у нас поначалу были проблемы с реализацией большинства. Не шла шайба в ворота - и все. Сказались, наверное, и изменения в составе, и все эти разговоры о предстоящих трендах. Ведь даже если твоя фамилия и не упоминается, все равно волнуешься. И в принципе еще несколько недель назад атмосфера в команде была напряженной. Но в последнее время все успокоилось, игра наладилась, и мы сейчас забиваем достаточно много. Хотя, конечно, еще не вышли на свой прежний уровень.

-Свою игру как оцениваете?

- Хотелось бы, конечно, играть лучше. Есть сложности с завершением атаки... И еще некоторые проблемы, о которых мне не хотелось бы говорить.

-У вас в этом году заканчивается контракт с "Детройтом". Какие планы?

- Мой агент уже начал переговоры о новом контракте.

-Есть ли сейчас кто-нибудь из наших в фарм-клубе "Детройта"?

- Защитник Ян Голубовский. Я пару раз спрашивал у нашего главного скаута, как у него идут дела. Говорит, что Ян играет хорошо. Но ему в команду в этом сезоне будет очень тяжело пробиться: сами понимаете, шестой русский... Может быть, тренеры рассматривают его как замену Вячеславу Фетисову - пока неизвестно, захочет ли он сыграть еще один сезон?

-Вы думаете, "русская пятерка" будет существовать в "Детройте" еще долго?

- Это будет зависеть от того, как мы будем играть. Если выиграем Кубок Стэнли, то тренеры вряд ли захотят что-то менять.

-От вас в городе ждут только Кубка Стэнли?

- Естественно. Пресса сейчас далее пишет: мол, может быть, даже и неплохо, что команда пока не блещет - в "плей-офф" заиграет.

-Кто из соперников вас больше всего удивил на старте сезона?

- "Питтсбург", наверное: трейд за трейдом, играет непонятно как. Мне интересно даже, что там за атмосфера в команде. Не думал, откровенно говоря, что они поменяют Дмитрия Миронова. А вот о том, что они хотят взять Каспарайтиса, слухи ходили давно... А так больше никаких неожиданностей нет. Все команды играют так, как и должны играть.

Алексей ЖУК

Детройт - Москва