Газета Спорт-Экспресс от 19 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3
ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высшая лига |
ЛУЧШИЕ В СЕЗОНЕ |
Анас МАХЛЮФ
КОРАН РАЗРЕШАЕТ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ ЗА ДЕНЬГИ
Мой звонок из Самары оказался некстати - сирийское телевидение как раз в это время транслировало из Эмиратов игру Кубка Азии. Но на продолжительность нашего разговора с Анасом Махлюфом это не повлияло.
-Представляю, насколько вам сейчас обидно: наверняка ведь убеждены, что, если бы вы были в сборной, глядишь, и не закончился бы уже для Сирии этот турнир.
- Как я мечтал сыграть в Эмиратах! И ладно, если бы мне не нашлось места в сборной из-за того, что я был слабее кого-то из наших нападающих. Причина, к сожалению, совсем в другом - представляете, я всего через несколько дней после возвращения из России попал в аварию. Надо же было такому случиться.
-Что-то серьезное?
- Обошлось, к счастью, без переломов, но сильных ушибов - много. Тренеры на меня до последнего момента рассчитывали - даже собирались сделать дозаявку, если бы сборная Сирии вышла из группы. Но...
-А нападающих вашего класса в команде сейчас нет?
- На моем месте играл Нихад Буши. А он - чистый полузащитник. Провел два матча, и, честно говоря, совсем неплохо. Но это ведь не его позиция.
-В "Крыльях" вам удалось стать более заметной фигурой, чем Буши. Как думаете, почему?
- Наверное, мне просто повезло - в команде была особенно острая нужда в игроках моего амплуа. А кроме того, мне кажется, нападающему всегда легче вписаться в команду, чем полузащитнику. Форварду проще: получил мяч - и вперед, все зависит только от тебя самого. А хавбеку нужно и в оборонительных действиях участвовать, и партнеров по нападению понимать. С Буши один раз ведь что получилось: вышел на замену в игре с "Ротором", а через несколько минут игрок, которого он должен был опекать, забил гол. Почему так произошло? Не потому, что Нихад, допустим, не любит отходить в оборону. И не потому, что оп оказался слабее своего визави. Просто не понял, что от него требуется в конкретной ситуации. Ему было труднее закрепиться в "основе" - времени не хватило. Но Аверьянов, насколько я знаю, очень на него рассчитывает.
-А вы сразу почувствовали, что вам доверяют?
- Да, я очень благодарен партнерам и тренерам - с первых же занятий мне давали понять, что я - свои человек в команде. Мне потом рассказывали, что мало где новичков встречают столь же доброжелательно, как в "Крыльях".
-Тем не менее вам почти не приходилось играть в стартовом составе.
- Я как-то уже говорил, что мне все равно, под каким номером выходить на поле - хоть под 100-м. Лишь бы пользу команде приносить. Это в детстве я мечтал играть непременно под 11-м номером, но он потом во всех моих командах оказывался уже занятым. Я переживал не оттого, что меня не выпускают в стартовом составе - обидно было, что травма действительно не дает возможности играть в полную силу все 90 минут. Если бы не больная нога, мячей 15, думаю, вполне мог забить. А так меня хватало не более чем на тайм. Я очень благодарен тренерам за то, что они бережно относились к моему здоровью и позволяли играть столько, сколько я действительно могу.
-Сейчас ногу лечите?
- Да, я посвятил этому весь свой отпуск. Прохожу усиленный курс физиотерапии. Очень надеюсь, что в будущем сезоне уже постоянно смогу играть в полную силу.
-Все были поражены вашей удивительной заряженностью на ворота, страстью, которую вы вкладывали в каждый игровой эпизод.
- Я играю так, как привык с детства. Честно говоря, даже и не считаю это своим достоинством. У нас по-другому просто не принято!
-Одна самарская газета окрестила вас фанатиком.
- Если это - какой-то намек на религиозное воспитание, то я бы так о себе не сказал. Сирия - демократическая, цивилизованная страна, и многие требования Корана соблюдаются у нас не слишком строго.
-Коран, например, запрещает азартные игры.
- А мы с Буши в карты на деньги и не играем. Так, перебрасываемся, когда чем-то надо время занять.
- В футбол играть на деньги, получается, можно?
- Ну то - футбол.
-Еще мусульмане не имеют права использовать в чей-то адрес крепких ругательств.
- Я только один раз назвал судью нехорошим словом - за то, что после его желтой карточки лишился возможности принять участие в следующей игре. Сезон кончался, нам предстоял домашний матч, и я так хотел порадовать болельщиков!
-Предупреждение было несправедливым?
- Честное слово, я не нарушал правил! Вот и обозвал арбитра. Правда, уже когда команда возвращалась домой, и вдобавок не очень громко...
-Русский язык дома не забываете?
- Надеюсь, что нет. Обидно было бы потерять то, что далось с таким трудом. Я ведь запомнил довольно много слов и в конце сезона начал понимать собеседников уже неплохо. Хотя русский язык - очень сложный, я в разговоре делаю множество ошибок. Некоторые вещи в голове и вовсе не укладываются. Что значит, например, когда существительное - среднего рода?..
-Дай Бог, чтобы это было вашей единственной проблемой в России. Когда снова в Самару?
- Как тренеры скажут. Или мы с Буши присоединимся к команде прямо на сборах - допустим, в Турции, или прилетим сначала в Самару. Собраться мне недолго - когда возвращался из России в Дамаск, упаковал багаж минут за сорок.
-Наши морозы вас не пугают?
- Пугают - еще как! Я уж настраивался, что и прошлый сезон придется заканчивать в мороз, но было, к счастью, тепло. Сейчас, кстати, в Самаре какая погода?
-Теплынь - первый снег выпал только в начале декабря. Но к вашему приезду наверняка похолодает.
- Ох, и не представляю, как я буду жить в Самаре в январе. Наверное, придется надевать две шапки и две пары валенок.
Арнольд ЭПШТЕЙН
Самара