Газета Спорт-Экспресс от 19 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ХОККЕЙ от "СЭ" |
№ 18 декабрь `96 |
Валентин СЫЧ
ХОККЕЙ В РОССИИ И СЕЙЧАС НАРОДНАЯ ИГРА!
Российскому хоккею исполняется полвека. Почти столько же проработал в спортивном руководстве страны и нынешний президент Федерации хоккея России Валентин Сыч. С вопроса о его взгляде на историю юбиляра и началась наша беседа.
- В истории российского хоккея, на мой взгляд, можно выделить четыре этапа, - говорит Валентин Сыч. - Первый - это 40-е, 50-е годы и начало 60-х. В этих хронологических рамках происходило становление хоккея в Советском Союзе, выход его на международную арену. Причем завоеван международный авторитет был очень быстро: в 1954 году наша сборная выиграла чемпионат мира, а два года спустя - и Олимпиаду. Затем, правда, обозначился определенный застой: до 1963 года мы не могли победить ни на одном из этих двух крупнейших турниров. Связан он был с тем, что на заре развития нашего хоккея с шайбой в него приходили выдающиеся по своему таланту люди из других видов спорта - прежде всего русского хоккея и футбола. Но к 60-м годам их возраст подошел к критической отметке.
В это время и начинается - усилиями Анатолия Тарасова, Аркадия Чернышева, Николая Эпштейна и многих их коллег - переосмысление всего тренировочного процесса. В результате открывается абсолютно новое в плане методики направление в развитии хоккея. Одной из основных его характерных черт следует, пожалуй, назвать огромное внимание, уделявшееся в отличие от Швеции, Чехословакии, Канады функциональной подготовке. Во многом за счет нее в ту декаду мы и добивались столь феноменальных успехов, не проигрывая практически никому.
В тот период появляется и новое поколение хоккеистов. Те же Старшинов, братья Майоровы, хоть и прекрасно играли в футбол, занимались хоккеем с шайбой с юношеских лет. Преимущества советской хоккейной школы были наглядно продемонстрированы в ходе Суперсерии-72. Она совпала с очередной сменой поколений: заканчивали играть ветераны, уходили тренеры, определявшие лицо нашего хоккея до этого. И тем не менее серия была проведена достойно.
А после нее на авансцену выходят представители новой волны. Громко заявляют о себе молодые тренеры - Виктор Тихонов, Владимир Юрзинов, Игорь Дмитриев, получившие эстафету из рук Боброва, Кулагина... Однако этот процесс омоложения фактически не сказался на выступлениях сборной СССР. Отдельные неудачи - такие, как третье место на чемпионате мира 1977 года, проигрыш американцам на Олимпиаде-80 - были исключениями из правил, вызванными прежде всего чрезмерной уверенностью в собственных силах.
Точкой отсчета нынешнего - четвертого - этапа явился распад СССР. Громадный отток специалистов и игроков на Запад - подсчитано, что только в Северной Америке играет 174 наших хоккеиста (!)" - тяжелая финансовая ситуация в стране не могли не сказаться. Однако я бы не стал совсем уж сгущать краски. Да, наш хоккей переживает сложный период, но это отнюдь не означает, что выхода нет.
-Вы верите, что перечисленные вами проблемы разрешимы?
- Безусловно. Мы ведь организовали празднование 50-летнего юбилея российского хоккея не ради галочки, а чтобы показать: трудностей хватает, но с ними можно и нужно справляться. И пусть федерации как самостоятельному органу, лишенному государственной поддержки, ныне тяжелее, чем прежде, конкретные меры уже принимаются.
Нам удалось создать такую стройную систему соревнований, какой, я считаю, не было даже в Советском Союзе. Скажем, турниры среди детских команд в каникулы проводятся по пяти (I) возрастным группам. Устраиваются состязания и сборных пяти регионов, что позволяет увидеть в деле всех сильнейших юных хоккеистов. Учтите, что все расходы - организационные, транспортные, по питанию, аренде льда - берет на себя ФХР. Естественно, это вопрос, который в одиночку решить почти невозможно, поэтому мы стараемся заинтересовать в поддержке хоккея и Олимпийский комитет России, и правительство, и местные органы власти.
-Юношеский хоккей, с вашей точки зрения, - наиболее болезненная тема сегодня?
- Сейчас в нашем хоккее существует две основные болевые точки. Первая - это детский хоккей, та самая "Золотая шайба". Вспомните, сколько раньше было катков в Москве да и в других городах! Сейчас же способные ребятишки не имеют возможности заниматься спортом, потому что нет льда, нет тренеров... Поддержка "Золотой шайбы " находится в данный момент в числе приоритетов федерации.
Второй больше всего беспокоящий меня момент - это наши ветераны. Но и здесь существуют явные сдвиги в положительную сторону. В частности, мы заключили договор со страховой компанией "Виора", по которому она будет выделять около миллиарда рублей в год для тех ветеранов отечественного хоккея, которые нуждаются в помощи, а также для семей выдающихся хоккеистов, которых, увы, уже нет с нами. Плюс федерацией было внесено предложение о представлении примерно 80 человек к государственным наградам. Это лишь те люди, которые и поныне работают в России. Мы не внесли в список фамилии замечательных специалистов и игроков, которые живут за границей, поскольку при всем к ним искреннем уважении наш долг - поощрять тех, кто остался у нас и внес или продолжает вносить непосредственный вклад в развитие российского хоккея.
-О состоянии дел в спорте принято судить по выступлению лучших его представителей. Уверен, большинство болельщиков были разочарованы выступлением нашей сборной как на последнем чемпионате мира, так и на Кубке мира...
- Мне лично показалось, что целый ряд игроков, взятых на Кубок мира, просто не понимал, что без нормальной, тщательной подготовки ни один турнир не выигрывается. В корне неправильно, конечно же, то, что два опытных хоккеиста - Фетисов и Ларионов - от имени всей команды диктовали условия федерации, часть из которых мы были вынуждены удовлетворить. Сколько же времени было потрачено на споры о том, брать этого тренера в сборную или нет, где жить игрокам на сборах! А что получилось в итоге? Я убежден, что тот персонал из Северной Америки, на котором настояли хоккеисты, заметно уступал в квалификации нашим специалистам. К тому же они оказались людьми попросту нечестными - в федерацию пришли счета за телефонные переговоры, не оплаченные ими в американских гостиницах.
Потом в прессе некоторые игроки высказывались в том духе, что ФХР, мол, - чуть ли не главная виновница поражения. Ссылались, например, на то, что при перелете из Европы в Америку мы целый час ждали самолета в аэропорту Амстердама. При этом как-то забыли, сколько усилии мне пришлось прикладывать, чтобы исправлять промахи организаторов по ходу турнира. Ну, предположим, добиться того, чтобы было обеспечено надлежащее питание в Ванкувере.
-Есть гарантия того, что подобная ситуация в будущем не повторится?
- Кубок мира послужил для нас пусть печальной, но хорошей школой. По крайней мере я могу утверждать, что впредь федерация не будет вставать на колени ни перед одним хоккеистом. Не хочешь играть в сборной - не надо. Мы готовы относиться ко всем по-человечески, готовы обсуждать различные вопросы, но и хотим заставить людей понять: вы играете не за себя, не за Сыча и не за Тихонова - вы играете за Россию. И ни один хоккеист не вправе ставить персональные интересы выше интересов всего российского хоккея. Так что на Олимпиаду в Нагано поедут только те, кому действительно дороги честь и флаг родины.
-Как вы чувствуете, не упал за рубежом престиж российского хоккея и его руководящего органа?
- Наоборот - вырос. К мнению федерации теперь прислушиваются все, нас уважают. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что при наличии шести претендентов право на проведение чемпионата мира 2000 года - пусть и с третьей попытки - было отдано Санкт-Петербургу. Наша делегация активно работает на всех конгрессах ИИХФ и пользуется авторитетом ничуть не меньшим, нежели раньше.
-Кстати, о чемпионате мира 2000, часть матчей которого, как известно, состоится в Ярославле. Почему в качестве напарника Питеру был избран этот город?
- Во-первых, он расположен недалеко от к Санкт-Петербурга. Во-вторых, ярославские власти сразу подчеркнули свою заинтересованность в организации чемпионата. А в-третьих, Ярославль имеет опыт проведения крупных международных соревнований: весной там с большим успехом проходил женский чемпионат Европы.
-Подготовка к ЧМ-2000 уже началась?
- Да. Я несколько раз встречался и обсуждал разного рода проблемы с представителями как санкт-петербургского, так и ярославского муниципалитетов. Есть договоренность в ближайшие дни представить пакет совместных предложений и в правительство России - надеюсь, мы побеседуем об этом с Виктором Черномырдиным.
Добавлю к этому, что сейчас многие западные деловые партнеры, будучи в курсе всех наших трудностей, боятся сотрудничества. Поэтому мы должны доказать, что эти представления неверны и что хоккей в России жив. Именно с этой целью в прошлом году мы провели в Уфе юниорский чемпионат мира, который не принес нам ни копейки дохода.
-Нет, наверное, нужды спрашивать о том, как вы относитесь к Евролиге?
- Разумеется, эта идея позитивна. К слову, в следующем году в Евролиге от России будут играть не два, а три клуба. Я категорически заявил, что мы обязаны иметь там не меньшее представительство, чем Германия, и в ИИХФ со мной согласились. "Динамо" и ЦСКА сохранят свои места в лиге - эти клубы по первоначальному соглашению будут выступать в ней три года, а к двум московским командам добавится либо чемпион России, либо - в случае победы динамовцев или армейцев - занявший второе место.
-Видение структуры российского клубного хоккея, созданной в этом году, у вас не изменилось. Быть может, вы считаете, что со следующего сезона в нее стоит внести какие-то коррективы?
- Я удовлетворен тем, как созданная система функционирует - как в коммерческом, так и в спортивном плане. Видите, какая борьба за место в четверке шла в первенстве России. А что будет в переходном турнире? Нынешняя система, думаю, прогрессивна и будет работать.
-Формула чемпионата России не изменится?
- Со временем скорее всего в нее будут внесены изменения. Решено, что с 26 команд лига сократится сначала до 24, а затем - до 22. Сделано это для того, чтобы усилить конкуренцию и, таким образом, повысить уровень чемпионата. С другой стороны, в этом вопросе нельзя перегибать палку, иначе своих клубов в высшем дивизионе могут лишиться новые хоккейные центры вроде Омска или Тюмени. Поэтому сообща, вместе с клубами надо искать золотую середину.
-И последний вопрос. Хоккей, по-вашему, остается в России народным видом спорта, каковым его называли в советские времена?
- Не сомневаюсь в этом нисколько. Я много езжу по стране и с удовольствием отмечаю переполненные трибуны на матчах нашего чемпионата. Да что там чемпионат России - даже на недавнем турнире женских сборных в Магнитогорске собирался полный стадион! Согласен, в Москве с посещаемостью дела обстоят похуже, однако причина этого не в том, что хоккей в столице не любят. Доказательство? Матчи с участием армейцев! Просто-напросто в ЦСКА умеют привлечь зрителя в свой дворец, и крайне важно, чтобы другие клубы овладели этой наукой.
Алексей ДОСПЕХОВ