Газета Спорт-Экспресс от 6 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1
ФУТБОЛ от "СЭ" |
Борис ИГНАТЬЕВ
ОСТАЮСЬ РЕАЛИСТОМ. ЧЕГО И ДРУГИМ ЖЕЛАЮ
Собираясь поговорить с главным тренером сборной России, преследовал единственную цель: подвести промежуточные итоги перед зимним перерывом в играх команды. Но в какой-то момент разговор неожиданно перешел в другую плоскость - насколько неблагодарен в наше время труд тренера национальной сборной.
-Принимая сборную, вы наверняка представляли, какую команду хотите создать. Удалось реализовать свои идеи?
- Пока не все получается. И тому есть объяснение. Во-первых, не хватает времени на мало-мальскую работу с игроками. Несколько дней, что отводятся на подготовку к матчу, - не тот срок, за который можно реализовать все свои задумки. Есть еще одна причина. Не все игроки, которых мы хотели видеть в команде, смогли сыграть за сборную. В силу разных обстоятельств. Для кандидатов из России чемпионат сложился тяжелый, они были лидерами в своих клубах, что тоже непросто. Приходилось раздваиваться. И выдержать тяжелый график, проявить себя в должной мере сумели не все. Часть легионеров, на которых я рассчитывал - Саленко, Мостовой, Попов, - оказались травмированы. Другие не смогли выйти на хороший уровень. Поэтому, если результатом можно быть довольным, то качеством игры - нет.
-Вас устраивает то, с каким настроением игроки приезжают в сборную, с каким настроем выходят на поле? Со стороны порой кажется, что не все сборники выкладываются до конца.
- Не согласен. Ребята ответственно подходят к своей работе. Учтите, сейчас им не платят за приглашение в сборную. Тем не менее никто не ропщет. Мне грех на них сетовать, жаловаться на настрой. Возможно, не всем удается реализовать свой потенциал на сто процентов, не всегда выполняются требования, которые мы вместе с ними же оговариваем. Это и есть резерв усиления игры. Реализация потенциала и наших общих идей - вот над чем предстоит работать больше всего, начиная с тренировочных занятий, а потом и в играх. Пока же у ребят нет раскованности на поле, они немножко зажаты - возможно, в силу нашего национального характера. Поэтому не всегда удается изменить ход игры, внести перелом. Это несколько настораживает и дает дополнительную пищу для размышлений.
-Как проходят тренировки, вас тоже устраивает?
- Не стану кривить душой и говорить, что все как один пашут на тренировках до седьмого пота. Есть, есть игроки, которые щадят себя или просто не понимают, что некоторые вещи надо делать в обязательном порядке, выкладываясь "от" и "до". Ведь нельзя работать на тренировках в одном режиме, а потом выйти на поле и провести матч совсем с другим настроением и отдачей.
-Пытаетесь воздействовать на таких, не совсем сознательных футболистов?
- И убеждаем, и объясняем - мимо тренеров подобные эпизоды не проходят. Ведь, закроешь на это глаза один раз, потом долго будешь каяться. Но, повторюсь, больших претензий никому предъявить не могу.
-Вам не кажется, что одна из причин не очень убедительной игры сборной в отдельных матчах заключается в том, что многие наши легионеры хотят добиться результата малой кровью?
- Слишком резко сказано. Все понимают, что "в полноги" никого сейчас не обыграешь. Но, посмотрите, как иногда бывает. Перед матчем с Израилем мы на тренировке провели двустороннюю игру. И я искреннее порадовался азарту, задору, пылу, с какими она прошла. Все было на хороших скоростях, многое получалось. Тренерский штаб, специалисты были единодушны - мужики в порядке, их теперь не остановить. А потом, уже в самой игре против Израиля, у многих создается впечатление, что ребятам не хватает страсти, желания. Но это обманчивое впечатление. Причина в другом - в закомплексованности, в боязни допустить ошибку, в неумении показать все, на что ты способен, в неумении рисковать.
-Кстати, об игре с Израилем. Многим показалось, что мы просто переоценили соперника, сыграли чересчур осторожно - отсюда и результат. Вы не разделяете эту точку зрения?
- Сегодня можно говорить о чем угодно. А тогда мы исходили из реалий. Просматривали много матчей израильской сборной по видео и "живьем". И сделали вывод - соперник не слабый. Да и какой другой вывод могли мы сделать, если израильтяне по всем статьям раскатали сильную болгарскую сборную. И кто сказал, что на месте болгар не окажемся мы? У израильтян в составе очень хорошие футболисты, которые пробуют свои силы и в Англии, и в Испании. Да и в целом футбол двинулся вперед. Сложив все эти аргументы, мы и настроились на вязкую, сложную борьбу. Конечно, объективно говоря, мы сильнее Израиля. Однозначно сильнее. Но это не значит, что мы должны их обыгрывать априори. Играй мы безалаберно, без мысли, без представления о реальной силе соперника - не знаю, во что бы это вылилось.
-Сборная Израиля потом проиграла киприотам. Что, и у Кипра очень приличная команда?
- Одно для себя я понял давно и навсегда: нужно уметь побеждать, независимо от того, с кем встречаешься. Само по себе ничего с неба не упадет. Играешь ли ты с Люксембургом, бьешься ли ты с бразильцами - если не приложишь максимум усилий, если не проявишь волю, весь свой потенциал - ничего путного не жди. Я посмотрел матч Кипр - Израиль. В первом тайме израильтяне были явно не готовы к игре, а во втором, как опаздывающий на поезд пассажир, начали торопиться, суетиться, то забыли, о том не вспомнили, и в конце концов вообще так и не поняли, что делать. Вот и проиграли. С другой стороны, мы же видели, что Кипр - тоже не мальчик для битья. При всех равных условиях, Израиль сильнее Кипра, но если чуть расслабишься, не выйдешь с должным настроем, то тебя может обыграть любая сборная. Таковы реалии современного футбола.
-Некоторые после победы Кипра стали иронизировать: мол в следующем году накануне встречи наших с киприотами опять создадут ажиотаж, тренеры начнут рассуждать о шансах, говорить, что соперник силен, матч решающий и т. п. Как вы к этому относитесь?
- Спокойно. У нас одни юмористы. Многие почему-то считают, что мы чуть ли не самые сильные. И никого не трогает, что все наши клубы в еврокубках проиграли, и тут не иронизировать надо, а слезы лить. Подход к нашему футболу должен быть несколько иной - и со стороны тренеров, и со стороны журналистов, а главное - болельщиков. Да, перед игрой с Кипром, мы будем говорить, что тщательно готовимся и не обязательно выиграем. Всякое в футболе бывает. Кипр не Бразилия, однако считаться с ним нужно.
-Значит, при таком подходе, и победа над Люксембургом должна заноситься в актив сборной?
- А почему нет? Каждая победа почетна и достойна уважения.
-Вас знают все как человека, который реально смотрит на вещи. Согласитесь, наша сборная попала в не самую сильную отборочную группу?
- Я действительно реалист, не буду спорить. Если бы нам попались итальянцы, немцы, англичане, конечно, мы говорили бы с вами на другую тему. Но, поймите, у нас не такой замечательный футбол, чтобы тех же болгар ни во что не ставить.
-И все-таки уровень соперников не высок. Это не станет минусом для нашего футбола? Не получится, что во Францию мы поедем с одними мыслями, с одной оценкой своей игры, а на чемпионате мира получим реальное представление о нашей сборной, но уже будет поздно?
- Мне так не кажется. Конкурентов себе не выбирают. Если мы хотим играть на чемпионате мира, мы должны обыгрывать другие сборные. В отборочных матчах мы не свой рейтинг проверяем, не свою силу, а решаем задачу занять первое место в группе. Если мы поедем во Францию - значит, решим одну задачу. Далее поставим следующую.
-В матчах с аутсайдерами европейского футбола вам как тренеру легко понять, что собой представляет тот или иной игрок, насколько хорошо готова команда?
- Знаете, тут ведь как бывает - играешь с Германией и ничего не понимаешь, а случается наоборот: встречаешься с более слабым соперником - и видишь, насколько тот или иной игрок готов выполнять свои обязанности, установку тренера. Со слабым соперником можно попробовать что-то необычное - новые ходы, новых игроков, поварьировать тактикой. А, к примеру, в игре с Бразилией мы смотрели, как действовать против таких сильных нападающих, как Роналдо, что делать в командном плане, как обороняться, как играть на контратаках.
-Это был ваш первый матч в ранге тренера сборной. Игра с бразильцами в качестве дебюта - испытание не для слабонервных. Волновались?
- Не скрою, для меня то был волнительный момент. Первый матч, как рождение ребенка. Одновременно и радость, и переживание за его здоровье, за его будущее. Зная, как у нас относятся к результату, понимал, что любым промахом можно перечеркнуть если не все, то очень многое. И после матча, признаюсь, испытал облегчение - были хорошие игровые фрагменты, моменты, и в целом мне не было стыдно за свою команду. Этот матч показал, в чем мы уступаем чемпионам мира, а в чем мы с ними на равных. В творческом плане я был доволен - получил пищу для размышлений, посмотрел на наш футбол на фоне выдающихся футболистов.
-Во время отборочных игр вы частенько вскакивали со скамейки запасных, выходили к бровке поля, давали указания, что для вас совершенно нехарактерно. Трудно усидеть на лавочке?
- Повысилась ответственность, и действительно трудно усидеть, когда твоя команды бьется за победу. Хочется быть там, рядом, помочь хотя бы подсказкой.
-А характер ваш изменился?
- Не сказал бы. По крайней мере мне так не кажется. В своем отношение к людям, к жизни я остаюсь прежним Игнатьевым. Но изменилось все вокруг меня.
-В положительную сторону?
- Не только хватает и отрицательных моментов. Я вижу людей, которые ну просто из кожи лезут, пытаясь столкнуть лбами тренеров, игроков. Но, что радует, есть люди, которые искренне хотят помочь.
-Как в любом деле - стоит стать первым, появляются новые друзья и невесть откуда берутся враги.
- К сожалению, это аксиома нашей жизни. Только если ты работаешь на другом уровне, дыхание друзей ощущаешь, а врагов просто не видишь, им не до тебя. Главный тренер сборной - должность более серьезная, вот и недоброжелатели всегда рядом.
-Тех, кто критикует игру сборной, вы тоже относите к числу недоброжелателей?
Продолжение на стр. 11