Газета Спорт-Экспресс от 3 декабря 1996 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

3 декабря 1996

3 декабря 1996 | Авто-мото

АВТО

В парижском Дворце спорта "Берси" завершился IV международный турнир "Эльф Мастерс картинг".

МОЖЕТ ЛИ ЛАМИ ПОБЕДИТЬ ШУМАХЕРА?

Ольга ЛИНДЕ

из Парижа

Официально 47-й чемпионат мира в "Формуле-1" закончился 13 октября на Сузуке. Но это - заблуждение. На самом деле он закончился только что. Позавчера.

Вот уже четвертый год подряд чемпионат формулистов оказывается на одну гонку длиннее календаря FIA. Эта финальная гонка называется "Гран-при Филиппа Штрейффа" и проходит в парижском Дворце спорта "Берси". Ровно на два дня (в предыдущие три года это случалось в самый канун Рождества) элита "Формулы" впадает в детство: крутые, серьезные и очень высокооплачиваемые профи снова становятся восторженными пацанами и как оглашенные гоняют на картах!

Четыре года назад, в 93-м, мир гонок никак не хотел верить, что блистательнейшая, напряженнейшая дуэль Алена Проста и Айртона Сенны закончилась. Не хотел верить - и не хотел смиряться с этим, потому что кто же по собственной воле решится прервать сказку на полуслове, на самом интересном месте! Тогда-то - очень вовремя - экс-пилот "Формулы-1" Филипп Штрейфф и предложил провести товарищеский картинговый турнир с участием звезд "Формулы-1". За эту идею уцепились все. И в первую очередь Сенна с Простом, которым не больше нашего хотелось - вот так сразу и навсегда - прекращать соперничество, десять лет составлявшее смысл их жизни.

Ах, Штрейфф! Не знаю, сколько лет жизни суждено его забавному детищу, но сколько бы ни было, эти гонки навсегда останутся в тени той - первой. Два десятка звезд "Формулы-1" (из знаменитостей не было лишь Шумахера) во главе с двойной звездой Сенна - Прост, - и "Берси" ломился от публики (сидели даже в проходах на ступенях). Зрителей не надо было заводить - они сопереживали происходящему искренне и громко, хотя то, что происходило на полотне трассы, и не было соревнованием в полном смысле этого слова. Это был веселый и дружеский формулический капустник, окрашенный, правда, легкой щемящей грустью: Прост уходил из гонок - и великие "братья-враги" прощались друг с другом и со своим соперничеством. Кто знал тогда, что прощались - с ними обоими и с их соперничеством - и все мы?

Через год, в 94-м, Прост снова был на "Эльф Мастерс".

Но - один. 1 мая 1994 года на автодроме в Имоле разбился Сенна... Его главный соперник вернулся в "Берси", отдавая дань дружбы ушедшему.

Последующие два турнира, не могли похвастать возвышенной атмосферой. В чем-то они стали просто соревнованием. Да и со звездами проблема. Если вы думаете, что пилоты "Формулы-1" - сами себе хозяева, то ошибаетесь. Например, Хайнцу-Харальду Френтцену по контракту с "Заубером" было запрещено заниматься любимой забавой - подводным плаванием. Не знаю, что говорится относительно любви к нырянию в его нынешнем контракте с "Уильямсом", но вот к картингу в "Берси" хозяин команды Фрэнк Уильямс питает стойкую неприязнь - как не пускал сюда Хилла и Култхарда, боясь травм, так и Вильнева с Френтценом не пустил. Для Проста, по его словам, "Берси" потерял привлекательность, пара "Бенеттона" Алези и Бергер честно признаются, что картинг терпеть не могут, Хаккинен же, судя по всему, стал жутко серьезным в этом году... Вот и приходится на глазах парижской публики честь "Формулы" отстаивать тем, кто попроще. В королевских гонках эти парни звезд с неба не хватают, но зато в картинге делают это блистательно!

На нынешнем турнире "Формула-1" была представлена 16 пилотами во главе с двукратным чемпионом мира Михаэлем Шумахером - год назад он не смог приехать из-за простуды и теперь "искупал вину". Кроме него в "Берси" были прошлогодний триумфатор Джанни Морбиделли, Лука Бадоер, Джонни Херберт, не пропустивший ни одного "Мастерс", Оливье Панис, Мика Сало, Педро Лами, Джанкарло Фисикелла, Андреа Монтермини, Жан-Кристоф Буллион, Джованни Лаваджи, Тарсо Маркет, Роберто Морено, Эммануэль Коллар, Макс Папис и Франк Лагорс. Почти все - не случайные люди в картинге. Сало, например, в прошлом - четырехкратный чемпион.

Скандинавии, Лами, Бадоер и Лагорс - чемпионы своих стран. Шумахера же, в прошлом чемпиона Европы и - цитирую - "лучшего картингиста мира", Международная федерация картинга пригласила и принять участие в специальной гонке картингистов-профи, на старт которой здесь, в "Берси", вышли почти все чемпионы мира, Европы и обладатели Кубков мира по картингу 1995-1996 годов из Франции, Италии, Швейцарии, Дании и Голландии. Были громкие имена и среди почетных гостей - экс-пилотов "Формулы-1". Но в отличие от действующих формулистов там большинство в картинге дебютировало. Например, 54-летний легендарный Анри Пескароло, четырехкратный победитель "24 часов Ле Мана". Не были картингистами ни Жак Лаффит, ни Жан-Пьер Жабуй, ни Рене Арну с Филиппом Альо, как, впрочем, и известный раллист Жан-Луи Шлессер, Марк Шурер или Пьер-Анри Рафанель. Но это не мешало им получать явное удовольствие от происходящего. О молодых ребятах, протеже фирмы "Эльф", я уж и не говорю.

Штрейффу, создававшему картинговый турнир в "Берси" как товарищеское состязание, очень не понравилось то, что в прошлом году "Эльф Мастерс" вдруг приобрел чрезвычайную серьезность. Народ на трассе рубился так, словно это был последний в жизни шанс стать чемпионом мира. В итоге Сало и Соспири уезжали с руками, закованными в гипс, а Морбиделли, вчистую обыгравшего в жесточайшей борьбе чемпиона мира в картинге Давида Таррьяна, после гонки... дисквалифицировали за то, что он не прошел взвешивание. Абсурд!

Вот и решили в этом году снова вернуться к формуле 93-го - эстафете. Правда, отбор в нее в качестве компромисса проводился по результатам индивидуальных гонок в группах "протеже "Эльф" (молодые французские пилоты младших "Формул"), "почетные гости" и "пилоты "Формулы-1". Соответственно квалификации проходили по этим же группам, а программы субботы и воскресенья были, как всегда, идентичны.

В субботу в паддоках Джонни Херберт интересовался у всех проходящих мимо, нет ли у кого сантиметра? Очень уж хотелось Джонни измерить длину волос Мики Сало, на чьей голове топорщился белобрысый ежик длиной от силы сантиметра полтора. Нет, тифом Мика не болел - просто еще после "Гран-при Японии" он, Дэвид Култхард и Жак Вильнев в шутку побрились наголо из солидарности с инженером Вильнева Джоком Клиа, проигравшим Жаку спор и вынужденным публично расстаться с волосами. Недалеко от Херберта и Сало развлекались в своем коллективе Бадоер, Капелли и Морбиделли, а напротив них, возле выкрашенного в красный цвет (в отличие от всех остальных - синих) карта под номером 1 с вздыбленным черным жеребцом, мирно зевал Михаэль Шумахер. Он был спокоен, расслаблен, за две минуты до старта облизывал шоколадный рожок мороженого - словом, в нем напрочь отсутствовало так запомнившееся по "Эльф Мастерс"-94 ядовитое желание всех непременно обогнать. Правда, на трассе Михаэлю зевать было некогда. К этому вынуждали его соперники.

К примеру, в субботней гонке профессиональных картингистов Михаэля, лидировавшего со старта, буквально на последних метрах всего на три сотые секунды опередил Кристоф Вассер, пятикратный чемпион Франции. Да и в эстафете Шумахеру пришлось вкалывать.

После того как стартовавший в его команде на первом этапе Лоран Редон финишировал последним, а Эрик ван де Пуль дело слегка поправил, Михаэль принял старт с пятого места, но уже к первому повороту оказался третьим, потом, после схода Лами, - первым, потом выдержал красивую и серьезную схватку с Сало (они несколько раз обгоняли друг друга) и только после этого их обоих обогнал в тоннеле неистовый Морбиделли. Джанни обошел Шумахера просто безупречно, и Михаэль первым поздравил итальянца с победой.

В воскресенье Шумахер сумел взять один реванш в гонке с картингистами-профи. Видимо, поняв, что этот народ едет уж совсем всерьез, Михаэль сделал поправку в собственном настрое, и, отразив несколько опаснейших атак, а однажды даже получив от вице-чемпиона мира-95 Давида Форе по хребту колесом, чисто обыграл всех, опередив ставшего вторым чемпиона мира и Европы 1996 года Джонни Мислиевича на 1,407!

В эстафете же реванша не получилось. Да и о каком реванше можно вести речь, если после двух этапов команда Михаэля оказалась на предпоследнем месте. Но уже к 4-му кругу своего этапа Шумахер, совершив блистательный слалом, стал пятым. Очень быстро после этого, когда развернуло Херберта и чуть не заглох отчаянно ведший гонку Сало, Михаэль стал вторым. А вот для того, чтобы догнать и обогнать лидировавшего со старта Педро Лами, кругов ему не хватило. Пришлось снова первым поздравлять соперника с победой.

Рекламное объявление о IV "Эльф Мастерс" начиналось словами: 4 Что будет, если Михаэля Шумахера, Джонни Херберта, Педро Лами, Джанни Морбиделли и всех остальных посадить на одинаковые автомобили?" Ответ получен. Шумахер останется Шумахером, просто вынужден будет чуть-чуть поделиться победным пирогом с другими.

И еще знаете что? Элита "Формулы-1" останется элитой автоспорта, далее если ее на грузовики посадить!

IV международный турнир "Эльф Мастерс картинг". Париж. Дворец спорта "Берси". 30 ноября. Индивидуальная гонка пилотов "Формулы-1". 8,1 км (15 кругов). 1. Михаэль Шумахер - 7.23,794. 2. Джанни Морбиделли - отставание 0,323. 3. Джанкарло Фисикелла - 2,753.

Поул-позишн: Михаэль Шумахер - 28,651.

Эстафета 32,4 км (3x10 кругов): 1. Джанни Морбиделли (Стефан Сарразан, Франк Фреон). 2. Михаэль Шумахер (Лоран Редон, Эрик ван де Пуль) - отставание 0,251. 3. Лука Бадоер (Давид Таррьян, Иван Капелли) - 1,494.

Индивидуальную гонку "почетных гостей" (8,1 км) выиграл стартовавший с поул-позишн (29,256) Жан-Марк Гунон.

1 декабря. Индивидуальная гонка пилотов "Формулы-1". 1. Джанкарло Фисикелла - 7.19,505. 2. Эммануэль Коллар - отставание 0,718. 3. Мика Сало - 2,110... 9. Михаэль Шумахер - 17,494 (разворот на 8-м круге при попытке обгона Фисикеллы).

Поул-позишн: Джанни Морбиделли - 28,581 (Шумахер - третий).

Эстафета. 1. Педро Лами (Давид Таррьян, Иван Капелли). 2. Михаэль Шумахер (Антони Бельтуаз, Франк Фреон) - отставание 0,289. 3. Эммануэль Коллар (Гийом Гомез, Жан-Луи Шлессер) - 0,496.

Индивидуальную гонку "почетных гостей" выиграл стартовавший с поул-позишн (29,146) Рене Арну.