Газета Спорт-Экспресс от 12 ноября 1996 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1
БОКС |
КТО МОГ ПОДУМАТЬ, ЧТО ТАЙСОН СТАНЕТ ТРЕНИРОВОЧНОЙ ГРУШЕЙ ДЛЯ ХОЛИФИЛДА?!
Лас-Вегас часто называют мировой столицей развлечений. Развлекают народ здесь по-разному - с помощью рулетки и покера, ночных клубов "для тех, кому за 20", ежедневных выступлений эстрадных суперзвезд. В качестве же приманки для любителей самых острых ощущений с давних пор местными воротилами выбран бокс. В двух шикарных отелях-казино города, затерянного, среди мрачных гор штата Невада, - MGM Grand Hotel и Ceasars Palace - проходит большинство всех боев за титулы чемпионов мира среди профи.
Алексей ДОСПЕХОВ |
из Лас-Вегаса |
В минувшую субботу на ринге MGM впервые в истории бокса состоялось сразу три поединка за чемпионский титул, причем в наиболее престижной - тяжелой весовой категории. Но громадные плакаты на улицах Лас-Вегаса анонсировали только один из них - последний, которым завершалась программа грандиозного шоу, устроенного знаменитым промоутером Доном Кингом: "Тайсон - Холифилд! Наконец мы увидим это!"
Этого боя с огромным нетерпением ждала вся Америка. Каждый день по национальному телевидению демонстрировали сюжеты, повествующие о подготовке Майка Тайсона и Эвандера Холифилда к матчу за золотой пояс WBA, а в газетах сообщали любые детали, касающиеся предстоящего поединка. От них, Тайсона и Холифилда, было буквально некуда деться.
Единственное, что меня удивило, - это, так скажем, весьма своеобразное отношение американцев к бою. За те две недели, что я пробыл в США, у меня создалось впечатление, что главным для них, вынужденных платить немалые деньги за возможность увидеть эксклюзивную спутниковую телетрансляцию, была... его продолжительность. Многие люди, с которыми я общался, жаловались: Тайсон, мол, до этого разбирался с соперниками за тридцать секунд, а мы вынуждены были отдавать за это полсотни долларов. Сейчас Дон Кинг поступил хитрее. Оплата стала пораундовой десять долларов за каждый. Значит, пять раундов будет точно - такой вывод сделали обрадованные американцы.
И при этом все без исключения мои собеседники, в том числе имеющие прямое отношение к спортивному бизнесу, не испытывали ни капли сомнения в том, что исход боя предрешен заранее. Нет, не то чтобы они не верили в способности два с половиной года не надевавшего боксерских перчаток Холифилда (Тайсон, кстати, дольше в тюрьме сидел), просто как-то само собой подразумевалось, что Железный Майк проиграть не может - хоть Кинг-Конга на него напусти.
Слоняясь в ожидании шоу по переполненному холлу MGM среди множества одетых в вечерние костюмы знаменитостей (среди них я, скажем, видел легенду британской эстрады Тома Джонса и звезду Голливуда Харрисона Форда), я сам склонился к мысли, что буду свидетелем спектакля с заблаговременно продуманным финалом. Финалом, который условно можно назвать: "Тайсон продолжает восхождение!"
Когда я понял, что, как и остальные скептики, ошибся? Трудно сказать... Может, уже в ту минуту, когда из темного коридора на ринг вышел Холифилд, у претендента был взгляд, как у древнеримского гладиатора, для которого поражение в бою равносильно смерти. И еще поразила его походка - тяжелая, но в то же время уверенная, как у опытного хищника. Нет, он пришел сюда не для того, чтобы участвовать в шоу имени Тайсона.
А спустя минуту из темноты возник и его соперник. Но об этом, если не возражаете, чуть позже...
Сначала же, на мой взгляд, стоит рассказать о тех двух "гарнирных" боях, которые предшествовали главному блюду вечера в MGM. Благо они того, поверьте, заслуживали. Достаточно сказать, что в первом из них на ринг вышел единственный пока претендент на титул чемпиона мира в тяжелом весе из России Александр Золкин. С обладателем золотого пояса WBO Хенри Акинванде 32-летний москвич, который стал профессионалом шесть лет назад, должен был драться еще летом, но помешала рассеченная на тренировке бровь. К ноябрю рана зажила, и Золкин принял вызов.
Стиль, в котором боксирует Акинванде, предугадать было несложно. Рост постоянно живущего сейчас в Англии нигерийца, который был представлен публике как "самый высокий чемпион в истории бокса", больше двух метров. До этого практически все свои поединки он завершал примерно одинаково - прямым правой с дальней дистанции. Золкин, хоть и тоже немаленький, ниже Акинванде на пять сантиметров.
Свою знаменитую правую темнокожий чемпион пустил в ход в самом конце первого раунда. Удар явно потряс российского претендента. Во втором Акинванде добавил к этому еще несколько точных ударов, все время уклоняясь от ближнего боя. Золкин же беспрерывно сокращал дистанцию, прижимал британского нигерийца к канатам, но достать подвижного соперника никак не мог.
В четвертом раунде правая Акинванде сработала в очередной раз - и наш боксер оказался в нокдауне. И самое страшное - рана, из-за которой он не смог выйти на ринг летом, вновь открылась. Когда шестой раунд близился к концу, рефери был вынужден отправить Золкина на консультацию к врачу. Доктор разрешил продолжать бой, несмотря на то, что лицо россиянина было залито кровью.
И тут начались странные вещи. Акинванде, видимо, решив, что по очкам уже оторвался достаточно далеко, стал, выражаясь футбольным языком, играть на удержание счета. Попросту говоря - убегал от Золкина, сам не предпринимая никаких активных действий. А Александр, наклонив голову, все шел и шел вперед. И попадал! Зрители, почувствовав, что запахло сенсацией, принялись дружно подбадривать россиянина.
Не знаю, чем бы все закончилось, если бы в десятом раунде рефери опять не попросил Золкина подойти к врачу. На этот раз вердикт был неутешительным - бой необходимо прекратить, кровотечение слишком сильное. И Акинванде запрыгал от счастья...
- Это было несправедливое решение, - сказал во время блиц-интервью прямо на ринге Золкин. - По крайней мере кровь не заливала мне глаза, и я мог драться дальше. Учтите, что оставалось еще два раунда, а я, как правило, в концовке наращиваю темп.
Как бы то ни было, мечта о чемпионском поясе, о которой говорил Александр накануне матча, не осуществилась. Пока, будем надеяться.
Вслед за этим по трибунам MGM Garden прокатилась волна хохота. Так был встречен южноафриканец Франсис Бота, представший перед зрителями в уникальном халате, больше напоминающем наряд первобытного человека, - нечто из снежно-белой овчины. Боту, однако, подобная реакция не смутила, и он скинул свою шутовскую мантию с королевским достоинством.
Противником южноафриканца, известного в боксерском мире под кличкой Белый буйвол, в матче за чемпионский титул по версии IBF был американец Майкл Мурер. Любопытно, что обладателем золотого пояса он стал... не без косвенной помощи Боты. Напомню, что боксер из ЮАР выиграл этот титул, победив немца Акселя Шульца, но сразу же был его лишен, не сумев ничего противопоставить обвинениям в употреблении стероидов. Мурер этим обстоятельством воспользовался и, одолев того же Шульца, добрался до трона. С этого момента оправданный ныне Бота возненавидел американца лютой ненавистью и в каждом интервью подчеркивал, что обязуется разделать самозванца в пух и прах.
Бой, однако, наглядно продемонстрировал, кто чего стоит в элите IBF. Бота на фоне агрессивного и скоростного Мурера смотрелся этаким увальнем, полагающим, что в боксе все зависит от величины кулака, и чрезвычайно удивленным тем, что это не совсем так. Чемпион обрабатывал оппонента по полной программе - и прямыми, и боковыми, и апперкотами. А в третьем раунде претендент пропустил поистине фантастическую серию из примерно десяти кряду ударов! И "поплыл".
Удивительно, что после этого Бота продержался на ринге еще довольно долго. Особенно если учесть, что той тройкой прямых, которой ошарашил его Мурер в девятом раунде, можно, наверное, было бы и настоящего буйвола свалить. Но Бота устоял на ногах.
Под занавес 11-го раунда Мурер наконец отправил южноафриканца в полноценный нокдаун. И едва тот успел подняться, отбросил его двумя боковыми на канаты - Боту спас лишь гонг.
Чуда в этом поединке, как и следовало ожидать, не произошло. В последнем раунде легендарный рефери Миллз Лэйн зафиксировал технический нокаут: было очевидно, что Бота уже не в состоянии адекватно воспринимать происходящее. Ну а, казалось, совершенно не чувствовавший усталости Мурер на радостях заявил, что намерен теперь драться с Тайсоном. В том, что тот выиграет у Холифилда, у него не было никаких сомнений.
...Тайсон, появившийся у ринга вместе со своей старой, немного комичного вида свитой напомнил мне бультерьера - небольшого (рост Тайсона действительно невелик по стандартам тяжелого веса - 181 сантиметр), прыгучего, резвого и готового по приказу хозяина за минуту разорвать врага в клочья. Быстренько снял свою зловещую черную робу и, стараясь до поры до времени не встречаться взглядом с Холифилдом, выразительно сымитировал пару-тройку ударов. Подумалось, что, не будь этих дурацких правил приличия и обязательного гонга, он бы бросился на Холифилда прямо сейчас.
А так он обрушился на Холифилда, едва рефери дал сигнал к старту. Пулеметная очередь ударов - большая часть из них, правда, пришлась в перчатки - вынудила претендента отойти к канатам. Неужели вновь те же тридцать секунд?
Однако что это! Холифилд постепенно сам вынуждает Тайсона искать спасения в углах ринга. Более того, дважды - левой и правой с интервалом в микродоли секунды - дает чемпиону понять, что наскоком его не возьмешь.
То, что Тайсон занервничал, стало ясно, когда после гонга, возвестившего об окончании первого раунда, он ни с того ни с сего двинул Холифилда в бок. Олимпийский чемпион Лос-Анджелеса (тех самых Игр, к слову, на которые не прошел отбор 17-летний Тайсон - как раз после этого он и стал профессионалом) отреагировал на выпад без всяких эмоций.
Второй раунд... Тайсон наконец-то достает Холифилда правой - в ответ получает удар в живот. Публика встает и - я не мог поверить своим ушам! - начинает скандировать: "Холифилд! Холифилд!" И "сердечник" Эвандер близок, очень близок к тому, чтобы исполнить волю народа. Он отбрасывает Тайсона на канаты и избивает чемпиона: правой, левой, опять правой... Счастье Железного Майка, что подбородок у него тоже железный.
Три следующих раунда прошли поспокойнее. Временами развитие событий наводило на мысль о том, что Холифилд устал. Он раз за разом входил в клинч и в первую очередь заботился о том, чтобы не получить чересчур много ударов. Однако, как выяснилось позже, претендент просто делал передышку...
Шестой раунд... Я окончательно убеждаюсь в том, что преступников, хоть ты и чемпион мира, в Америке не любят. У Тайсона начинает - перед глазами возникает лицо Золкина - кровоточить бровь, но сочувствия к нему нет никакого. 17-тысячный зал призывает Холифилда свершить правый суд. Претендент атакует издали, а потом, уходя от контратаки, чудовищным апперкотом правой бросает Тайсона на пол - нокдаун! Чемпион кое-как дотягивает до гонга.
Седьмой раунд... Тайсон активизируется - надо восстанавливать репутацию. Но в попытке свалить оппонента в ближнем бою нарывается на удар... головой. Он, конечно, не будет засчитан, однако от этого не легче - своим крепким лбом Холифилд двинул Тайсону как раз по больному глазу.
В течение двух раундов после этого претендент снова действовал в невысоком темпе. Вполне сознательно и тактически обоснованно, поскольку Тайсон, хоть и крутился вокруг него, как волчок, был бессилен найти хоть одно-единственное уязвимое место в защите Холифилда. Претендент надежно держит инициативу в своих руках, подготавливая почву для рокового выпада.
Десятый раунд... В самом его конце Холифилд взрывается сокрушительной серией прямых в голову. Тайсон, ничего не понимая, шаг за шагом отступает назад, пока не звучит гонг. Он - это очевидно - полностью потерял контроль над ситуацией.
Одиннадцатый раунд... То, что накануне матча можно было счесть за фантазии сумасшедшего, смотрится абсолютно логичным продолжением, а вернее - окончанием боя. Холифилд безжалостно уничтожает Тайсона, который теперь представляет собой не более чем тренировочную грушу, в которую с шумом врезаются кулаки соперника. После двух страшной силы ударов левой чемпион теряет равновесие и, покачиваясь, бредет к канатам. Холифилд уже не думает о защите и технике, размашистыми ударами добивая Тайсона, который в конце концов опрокидывается на спину. Это все!
- Я не мог позволить Холифилду нанести Тайсону травму, которая бы привела к серьезным последствиям. А дело шло как раз к этому, - объяснил свое решение остановить бой рефери Митч Халперн.
С начала последнего раунда прошло 37 секунд.
В течение последующих минут десяти в огромном зале MGM Garden нельзя было расслышать ровным счётом ничего. Ликование зрителей воскресило в памяти недавнюю Олимпиаду. В Атланте американские болельщики примерно так же праздновали победы своих соотечественников. А я-то полагал, что это Тайсон для них - самый что ни на есть "свой".
На пресс-конференции после боя оба соперника вели себя очень достойно. Что касается победителя, то это, наверное, неудивительно. По-настоящему удивил Тайсон, который, несмотря на фиаско, не сделал ни одного резкого выпада в адрес противника. Даже не стал винить рефери в том, что тот не предоставил ему шанса продержаться до финального гонга, хотя его лагерь набросился на Халперна с обвинениями в предвзятости.
- Эвандер выиграл. Я признаю это и снимаю перед ним шляпу. Он великий боксер, - коротко и понятно сформулировал свою мысль Тайсон, после чего настал черед журналистов задавать вопросы. Их было немного.
-Вы можете объяснить, что произошло в заключительном раунде?
- Нет. Я не понимаю, как пропустил эту атаку.
-Удары были очень мощными. Вы сейчас в порядке?
- Во всяком случае, в себя пришел.
-Холифилд несколько раз не совсем корректно бил вас головой. Что вы скажете по этому поводу?
- Да, бил, но не исключаю, что и я использовал свою голову в тех же целях. В ходе боя многих вещей не замечаешь. Да и вообще я бы не хотел сегодня заниматься поисками оправданий самому себе.
-Вы намерены снова встретиться с Холифилдом?
- С этого момента я буду считать дни, оставшиеся до матч-реванша.
Холифилд поблагодарил всех собравшихся на пресс-конференцию за поддержку, добавив, что больше всего он благодарен... Тайсону.
- За то, что он принял мой вызов, когда все были уверены, что я конченый человек, - пояснил новый чемпион мира.
-Что помогло вам выиграть этот поединок?
- Ответ только один - Бог. Он вдохновлял меня, когда я был на ринге, он давал мне энергию, в которой я нуждался. Когда Бог на вашей стороне, больше ничего не нужно. А я знал, что сегодня он со мной.
-Какой была ваша тактика на этот бой?
- Очень простой. Я прекрасно понимал, что буду иметь плохие перспективы, если позволю Майку подбираться слишком близко к себе. Поэтому я старался держать его на безопасном расстоянии, прибегая в основном к ударам с дальней дистанции. И вы видели, что моя правая часто доходила до него. Иными словами, главной моей задачей было использовать свои козыри и не дать сопернику использовать его.
-Вы часто входили в клинч...
- Я решил, что с помощью этого приема пропущу меньше ударов и переведу дыхание. Это тоже был тактический ход.
-Вы считаете, что рефери поступил справедливо, остановив поединок?
- Безусловно. Майк к этому моменту фактически сдался.
А в заключение мне хочется привести слова, сказанные там же, в MGM, Доном Кингом, который, как известно, является промоутером Тайсона: "Не торопитесь сбрасывать Майка со счетов. Он еще вернется на вершину".
Продолжение следует?