Газета Спорт-Экспресс от 29 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 4
ШАХМАТЫ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ |
Александр ХАЛИФМАН
СЕГОДНЯ КРАМНИК ЛУЧШИЙ
Петербургский гроссмейстер Александр ХАЛИФМАН не нуждается в особой рекомендации. Он был уже и претендентом на титул чемпиона мира, и за сборную страны играл не раз. А еще Халифман чуть было не победил на прошлогоднем чемпионате России, но счастливчик Петр Свидлер опередил Александра по дополнительным показателям, хотя очков они набрали поровну.
"Что толку! - сказал тогда в сердцах Александр. - Все забудут про одинаковые очки, а звание чемпиона России запомнится навсегда!"
Он был абсолютно прав, такова спортивная жизнь. И поэтому, когда минувшим воскресным вечером я позвонил Халифману в Элисту и напомнил наш разговор годичной давности, он не скрывал своей радости: "Да, на сей раз столько очков, сколько я, не набрал никто. Дележ был, но на следующей ступеньке".
-Браво, Александр! Теперь к титулу чемпиона Петербурга вы прибавили и титул чемпиона России. В Питере вы оставили позади и Петра Свидлера, и Владимира Епишина, а кто был в Элисте самым опасным вашим конкурентом?
- По большому счету - Алексей Дреев.
-Партия с ним была самой трудной для вас?
- Ничья после нескольких ходов? Нет, просто я его обманул - вот и все: применил неожиданный вариант, он подумал и решил не рисковать. А лучшую свою партию на чемпионате я сыграл с Евгением Свешниковым, который здесь выступил очень здорово. Достаточно сказать, что он делил первое место за три тура до финиша, но был повержен мной.
-Евгений - очень принципиальный шахматист. У вас был теоретический диспут?
- Естественно. Свешников не был бы Свешниковым, если бы не следовал провозглашенным им же теоретическим манифестам. В нашей партии встретился каталонский гамбит, принципиальный вариант с жертвой пешки. Свешников не раз доказывал, что гамбитную пешку брать можно и нужно. Но на этот раз мне удалось опровергнуть его. Он взял пожертвованную пешку, потом я пожертвовал ему вторую пешку и получил серьезную игру по центру, а он отстал в развитии. Я это использовал и очень красиво победил.
-Насколько я знаю Свешникова, он всегда уверен в своей правоте. Что он сказал после разгрома?
- У него не было слов.
-Как вы думаете, если бы чемпионат России состоялся до Всемирной шахматной олимпиады в Ереване, вас бы включили в сборную? Естественно, если бы вы выиграли звание чемпиона.
- Не уверен. Хотя мой результат в Элисте доказывает, что играю я в шахматы не хуже, чем Алексей Дреев, Евгений Бареев или Сергей Рублевский.
-Это доказали и прошлогодний чемпионат России, и чемпионат Петербурга. Кстати, вы постоянно играете на первой доске за клубную команду Новосибирска. А почему не за Петербург?
- Команда Новосибирска в этом году, в ноябре, думаю, имеет неплохие шансы завоевать главную награду на клубном чемпионате Европы в Будапеште. В Петербурге же, увы, никто не заинтересован в создании сильного клуба.
-А ведь в Питере столько хороших шахматистов, что они могли бы выиграть все что угодно, собравшись вместе...
- Полагаю, что команда Санкт-Петербурга в составе Халифмана, Епишина, Свидлера, Сакаева, Соложенкина и Асеева способна побороться за первое место не только на чемпионате Европы, но и на Всемирной шахматной олимпиаде.
-А вы лично могли бы поспорить за мировое первенство?
- Я могу стать претендентом хоть сейчас, но ведь чемпионат мира отложен на неопределенный срок... А чемпионом я стать уже не смогу - годы не те, да и Владимир Крамник сейчас играет сильнее всех в мире. При нем мне никак не быть чемпионом...
-Крамник - сильнейший в мире, вы считаете?
- Да, я убежден, что на сегодняшний день лучше всех в мире играет в шахматы Владимир Крамник!
-Но если Кирсан Илюмжинов сумеет осуществить свой проект "пятимиллионника" и сделает это, как грозится, раньше, чем Гарри Каспаров и Анатолий Карпов сыграют свой матч, то у вас есть шанс встретиться с тем же Крамником в финале чемпионата мира.
- Поживем - увидим.
Юрий ВАСИЛЬЕВ