Газета Спорт-Экспресс от 26 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 5
ХОККЕЙ |
Три года, проведенные в фарм-клубе "Баффало Сэйбрз", так и не сделали Михаила Волкова игроком НХЛ. Это не первый и, судя по всему, не последний подобный случай. И все же история с Волковым не могла не удивить. Ведь тогда, в 93-м, в год своего отъезда, 20-летний форвард "Крыльев Советов" считался весьма талантливым и перспективным игроком, в активе которого - титул чемпиона мира, завоеванный на молодежном первенстве 1992 года в Германии, и некоторый опыт игры за первую сборную России на "Призе "Известий" и на "Кубке Глобена". В общем, имелись солидные основания рассчитывать на реальный интерес к Волкову руководства "Баффало", который задрафтовал его в 91-м. Но...
Михаил ВОЛКОВ
С НХЛ НЕ ВЫШЛО - НАЧНУ ВСЕ СНОВА В РВССИИ
Наш разговор состоялся после недавнего матча "Крылышек" с "Динамо". Разогнав свой "Форд-Меркьюри", Волков заметил:
- По Москве ездить - одно удовольствие! От нью-йоркских пробок можно с ума сойти. Метр в час - разве это скорость.
-А чем еще ваша московская жизнь в выгодную сторону отличается от американской?
- Начнем с того, что здесь я лучше устроен материально. Вас это удивляет? Конечно, в Москве я не заработаю тех 50 тысяч долларов, которые получал по двустороннему контракту в "Рочестер Америкэнс" - фарм-клубе "Баффало". Но там у меня вычитали 50-процентную "таксу", то бишь налоги, я оплачивал машину, квартиру, да и вообще за все платил сам, поэтому денег оставалось только на жизнь, причем весьма скромную. На ее фоне условия, которые мне предложил в "Крыльях" Игорь Ефимович Дмитриев, выглядят вполне привлекательно.
-Из ваших слов я могу сделать вывод, что НХЛ и низшие американские лиги - это небо и земля?
- Так оно и есть. Никому нет ни малейшего дела до того, как ты будешь решать свои бытовые проблемы, готовиться к играм. Если играем дома, то каждый вообще сам по себе. А с выездными матчами ситуация следующая. Переезды только на автобусе, поскольку самолет для команд низших лиг - слишком дорогое удовольствие. Игры проходят три дня подряд: в пятницу, субботу и воскресенье. Надо ли говорить, как это неудобно, какие возникают проблемы с восстановлением сил к каждому следующему матчу. Но такое расписание удобно для зрителей, а это главное. Что же касается денег, то я для себя сделал такой вывод: образно говоря, в Америке хорошо платят только за первое место. То есть зарабатывают лучшие из лучших - игроки НБА или НХЛ. Второе же место, в данном случае фарм-клубы, не котируется.
-Может, не стоило вам вообще соглашаться на этот двусторонний контракт?
- Во-первых, больших денег за меня тогда никто бы не дал, а во-вторых, мой первый тренировочный сбор в Америке прошел удачно. Я играл в звеньях со звездами "Баффало" Лафонтэном и Хаверчуком, полностью выкладывался и был уверен, что попаду в состав. Но в результате оказался последним лишним на этом сборе и поехал в Рочестер, что в штате Нью-Йорк.
-Тот факт, что вы стали последним из отсеянных, позволял надеяться на вызов в "Баффало"? Ведь кто-то из игроков основной команды мог получить травму, кто-то - не понравиться тренерам.
- Я именно так и думал. Тем более что мне сказали: "Не переживай, мы тебя позовем". Но время шло, а ничего не менялось. Картина в точности повторилась через год. Но даже перед своим третьим тренинг-кемпом я не терял надежды. Мне говорили, что мой час настал, что на этот раз я наверняка попаду в НХЛ. Однако когда после сборов я опять услышал, что должен ехать в Рочестер и скоро буду вызван, то понял: надо доигрывать сезон и возвращаться в Россию. Ведь я уже даже не мог перейти в какой-нибудь другой фарм-клуб, потому что время было упущено. А тут еще позвонил Дмитриев и сказал, что хочет создать хорошую команду и приглашает меня.
-Итак, трижды вы наилучшим образом проявляли себя на сборах, однако всякий раз вас отправляли в фарм клуб, обещая при этом вызвать в основную команду. Я знаю, что там не принято давать какие-либо объяснения игроку, но вы сами как считаете, почему все-таки Михаил Волков не подошел клубу НХЛ "Баффало Сэйбрз", который в свое время поставил его на драфт?
- Я почти уверен - мне не повезло с командой. За год до моего появления в Америке "Баффало" считалась самой маленькой командой в лиге - в смысле среднего роста игроков. После поражения в "плей-офф" от "Филадельфии", главной причиной которого сочли преимущество соперника в физической мощи, руководство клуба решило драфтовать и привлекать в команду только мощных игроков. Я же не из таких. Однако в любой команде, в какой бы разрушительный и оборонительный хоккей она ни играла, должны быть хоккеисты техничные, созидающие. Так вот, в "Баффало" в таких игроках недостатка, видимо, не было, а его фарм-клубу же технарей не хватало. Разумеется, держать в фарме игрока с односторонним контрактом не выгодно. Поэтому, если он будет играть примерно так же, как я, или даже немного хуже, то место в основе отдадут ему, а не мне. И для того чтобы попасть в "Баффало", я дол ясен был играть намного лучше хоккеистов с контрактами по полмиллиона и больше.
-Ну хорошо, коль уж так случилось, что вы все три года играли в "Рочестере", то давайте об этом и поговорим.
- Я был удивлен уровнем хоккея в АХЛ. Он значительно выше, чем в России. Там играет немало очень сильных игроков, которые не подходят клубам НХЛ по различным причинам, чаще всего из-за небольших габаритов, но своим техническим мастерством превосходят многих ИХЛовцов.
-Все хоккеисты в "Рочестере" зарабатывали те же деньги, что и вы?
- Многие даже меньше.
-Значит, помимо хоккея у них есть еще какой-то бизнес?
- Нет, только два парня в свободное время посещали компьютерные курсы, остальные жили только хоккеем. Все - профессионалы.
-Но ведь не все же могут рассчитывать на карьеру в НХЛ. Наверняка есть хоккеисты уже немолодые, не первый год играющие в фарм-клубе и понимающие, что путь в НХЛ для них заказан?
- Таких немало. Я не раз спрашивал их, почему не едете в Европу, ведь там вы будете зарабатывать намного больше.
-И что они отвечали?
- Как я понял, переезд в другую страну для американцев - жуткая проблема. Их пугает даже чужой язык. И далеко не каждый американец способен на столь решительные перемены.
-Интересно, а есть среди таких вот ветеранов АХЛ свои звезды, на которых идет зритель?
- Есть. Например, в нашей команде играл, да и сейчас продолжает, наверное, играть ветеран Джоди Гейдж. На протяжении многих лет он - лидер и лучший бомбардир "Рочестера". Пару раз Джоди даже вызывали в "Баффало" - игр на пять, не более. Он техничный, но, возможно, чересчур мягкий игрок и не соответствует стилю "Баффало".
-И все-таки, наверное, такие, как Гейдж, - редкость в фарм-клубах, а большинство составляют молодые игроки, мечтающие играть в НХЛ. Задача каждого из них - во что бы то ни стало выделиться на фоне остальных. Существует ли понятие "коллектив" в низших североамериканских лигах? Ведь получается, что каждый друг другу в первую очередь конкурент и уж только потом партнер.
- Я хорошо помню, как в первый год реагировали некоторые партнеры на мои голы, на то, что у меня больше очков. Выражение их лиц никак не свидетельствовало о том, что они радовались за меня. Или такая вот зарисовочка. Одна пятерка играет, а запасные в это время яростно критикуют коллег за какие-то ошибки. Делается это так, чтобы слышали тренеры. А когда смена возвращается, ребят хлопают по плечу: молодцы, мол, так держать! И еще был случай интересный. Жена одного из игроков "Рочестера", редко попадающего в состав, подошла к моей девушке и заявила, что твой парень такой-сякой, он занимает место моего мужа. И в то же время вне льда все ребята очень дружелюбны, стараются чаще встречаться, вместе обедать в ресторане. Единоличники не в почете. А во втором сезоне я уже не испытывал никаких проблем в общении с партнерами, почувствовал уважение к себе в команде. К тому же тренер Джон Ван Боксимир стал выпускать меня на лед только с теми, кто понимал мою игру. И вскоре я превратился в ведущего игрока команды.
-Но на руководство "Баффало", как мы уже выяснили, это обстоятельство не повлияло. Но раз уж вы решили покинуть Америку, то не резонно ли было выбрать какой-нибудь европейский клуб?
- Я пришел к выводу, что в мои 24 года еще не поздно начать все сначала: игрой в "Крыльях" привлечь к себе внимание тренеров сборной России, выступить на крупных соревнованиях, создать имя и только после этого ехать в Европу. Конечно, я о ней думаю.
-В юношеских и молодежных сборных вашими партнерами были Буре, Федоров, Могильный, Ковалев, Каспарайтис. Наверняка с кем-то из них вы дружили. Но сегодня они звезды, миллионеры... Влияет ли это на ваши отношения с ними?
- Конечно! Все-таки деньги, на мой взгляд, в чем-то портят людей. Ребята стали другими. Не все, правда, есть и исключения. Каких-либо имен, сами понимаете, называть не хотелось бы. К тому же часто общаться в последние годы у нас и возможности-то не было. Ездил как-то в гости к Каспарайтису. Дарюс купил себе небольшой корабль, и мы неплохо порыбачили на нем.
-Мне кажется, что у вас нет оснований стыдиться за свой американский период жизни. Или я не прав?
- Думаю, в том, что за три года я так и не добился того, за чем ехал в Америку, ничего зазорного нет. Далеко не каждому удается сыграть в НХЛ. Дело ведь не только в мастерстве и желании, нужен еще и фарт. В общем, у каждого своя судьба. А в "Рочестере" я многому научился. Надеюсь, в будущем мне это поможет.
Юрий САВЕЛЬЕВ