Газета Спорт-Экспресс от 25 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4
ХОККЕЙ |
НХЛ |
КОНТРАКТ МАКАРОВА НЕ СТАЛ СЕНСАЦИЕЙ ДЛЯ АМЕРИКИ
Евгений РУБИН |
из Нью-Йорка |
Хотя живу я вдалеке от России, но, поскольку родился и полвека провел там, не сомневаюсь: известие, что клуб "Даллас Стара" принял в свои ряды Сергея Макарова и заключил с ним годичный контракт, вызвало на его родине удивление. Мало того, что ему в июне исполнилось 38 лет, он еще на протяжении года - это в его-то возрасте - не имел игровой практики.
Никаких "ахов" и "охов" в комментариях о контракте Макарова, которые дала американская пресса, мне обнаружить не удалось. Никто не отнесся здесь, да и не мог отнестись к этому, как к событию из ряда вон выходящему.
Я тщательно исследовал данные о хоккеистах всех 26 клубов НХЛ и обнаружил, что 62 из них родились в 1963 году и раньше. Нет достигших 33-летнего возраста лишь в шести командах. Зато в "Даллас Старз", лидирующей в чемпионате, Макаров стал восьмым из тех, кому больше 33. А в таком сильном клубе, как "Нью-Йорк Рейнджерс", их шестеро. Кстати, тех, кому перевалило за 35, в НХЛ тоже немало - 19 человек.
Только не думайте, что все это хоккеисты, с которыми клубы связаны давними контрактами и которых потому вынуждены терпеть. Только перед нынешним сезоном заключили договора с командами, в которых прежде не играли, Уэйн Гретцки (36 ему исполнится в январе), 37-летний Яри Курри, 36-летний Дино Сиссарелли, 37-летний Майк Гартнер, 35-летний Келли Хруди, 34-летний Тони Грэнато.
Наверное, излишне говорить о роли, которая принадлежит тому же Гретцки и его сверстнику Марку Мессье в "Нью-Йорк Рейнджерс", 36-летнему Игорю Ларионову в "Детройт Ред Уингз", 34-летнему Криссу Челиосу в "Чикаго Блэкхокс", 36-летнему Рэю Бурку в "Бостон Брюинз". Все они в каждом матче находятся на льду дольше, чем их куда более молодые партнеры, все в числе наиболее результативных игроков своих амплуа. Челиос признан лучшим защитником минувшего сезона, Бурк - предыдущего.
Вячеслав Фетисов из "Детройт Ред Уингз", которому в апреле исполнится 39 лет, старейший сегодня хоккеист лиги. Начало этого чемпионата он пропустил из-за травмы, а выйдя на лед, в двух первых своих матчах он, защитник, забросил по шайбе.
Не был бы, на счастье Фетисова, Макарова и Ларионова, открыт (ими же, кстати сказать) хоккейный маршрут Россия - Северная Америка, давным-давно перешли бы они в ряды зрителей.
Вы скажете: а как же Алексей Касатонов, их соратник? Возвратился и с распростертыми объятиями принят в ЦСКА. Ну а если бы он и его старые партнеры не провели последние годы за океаном и благодаря этому дома не убедились бы, что не паспортные данные, а игра, и только она, должна определять место человека в хоккее, был бы он сейчас в ЦСКА? Излишний вопрос. Да вернись сейчас из Америки домой 34-летний Анатолий Семенов, фигура в хоккее менее видная, чем Макаров и К°, и он выбирал бы из двух дюжин клубов, пожелавших увидеть его в своих рядах.
В один из давних приездов в Нью-Йорк Виктора Тихонова я спросил его, почему в России хоккеисты сходят раньше, чем здесь. Он пытался уверить меня, что все объясняется размером площадок: американские меньше, значит, и меньшего расхода сил требует игра на них. Теперь вот взял Касатонова. Может, изменил мнение.
Меня же он и тогда не убедил. Я-то знаю, что такое, а не иное отношение к возрасту атлета - черта не только хоккея, но американского спорта вообще. Баскетбол только что дал новое тому доказательство: лучшая команда НБА, нынешний чемпион "Чикаго Буллз", перед новым сезоном решила еще усилиться и пригласила нового игрока Роберта Периша. Ему 43 года, и он самый старший в лиге.