Газета Спорт-Экспресс от 24 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

24 октября 1996

24 октября 1996 | Футбол

ФУТБОЛ

Уве ЗЕЕЛЕР

ТРИДЦАТЬ ЛЕТ Я НЕ БЫЛ В РОССИИ

В истории германского футбола Уве Зеелер занимает особое место. Только ему и Карл-Хайнцу Шнеллингеру довелось выходить в основном составе национальной сборной в финальных турнирах четырех чемпионатов мира - от 1958-го года до 1970-го. В конце будущей недели у легендарного футболиста юбилей - 5 ноября ему исполнится 60. А до этого ему предстоит вояж в Москву вместе с "Гамбургом", с которым он связан почти всю жизнь - полвека

Меня познакомили с нынешним президентом германского клуба накануне первого матча "Спартака" с "Гамбургом" в Кубке УЕФА. Произошло это на официальном ужине, который Зеелер вместе с остальным руководством устроил в уютном ресторане "Энгель" ("Ангел"), названном по фамилии хозяина, занимающего по совместительству еще и пост казначея клуба.

Конечно, Зеелер уже не выглядит так, как в те времена, когда, будучи центрфорвардом, терзал оборону классных сборных и клубов, заставляя голкиперов доставать мячи из ворот. Сейчас "тяжелый бомбардировщик", как звали его когда-то болельщики, заметно погрузнел, стал медлительнее, а время выбелило сединой виски. Тем не менее прежние уверенность, характер, решительность ощущались в нем. Это было видно даже по тому, как экс-бомбардир вел стол, чувствуя себя за ним полноправным хозяином, как когда-то в штрафной соперника.

После того как протокольная часть приема подошла к концу, и обе стороны обменялись вежливыми тостами и сувенирами, Зеелер попросил у присутствующих минуту внимания.

- Сейчас я хотел бы, чтобы мы вспомнили моего давнего хорошего друга Льва Яшина, - поднял с какой-то особой торжественностью бокал президент "Гамбурга". - Это был великий футболист. И я счастлив, что судьба подарила возможность встречаться с ним на поле.

-Когда вы в последний раз были в России? - поинтересовался я чуть позже у Зеелера за чашкой кофе.

- Сразу и не припомню - задумался он. - Быть может, лет 30 назад - чуть больше, чуть меньше. Я был тогда молод, и все в вашей стране мне показалось прекрасным. Но, похоже, если судить по нашим телепередачам, сегодня в России многое изменилось.

-И футбол?

- Конечно же, и он. Впрочем, это естественно: меняются поколение футболистов, тренеров, а следовательно, и сама игра. В ней появляются новые веяния, новые лидеры. Но мне как-то понятнее тот - еще советский - футбол, который я знал гораздо ближе.

-И все-таки что же вы можете сказать о нынешнем - российском?

- Он еще достаточно молод, ему каких-то 5 лет. Но уже в меру авторитетен. Сужу по тому, каким уважением в Европе пользуется ваш "Спартак", сумевший не так давно навести переполох в Лиге чемпионов. А сколько его футболистов выступают в весьма неплохих зарубежных клубах. Да и сегодня, я знаю, на некоторых большой спрос. Например, Цымбаларь: как бы он ни выглядел на поле в конкретном матче, все равно видно - это игрок-умелец. Я думаю, немало германских клубов захотело бы его видеть у себя.

- А "Гамбург"?

- Еще бы! Но, думаю, это нам не по карману. Каждый выстраивает свою финансовую стратегию, исходя из реальных возможностей. И это играет сегодня в футболе немалую роль. Причем не только в жизни клуба любой страны, но и ее сборной.

-Уж не хотите ли вы сказать, что именно это обстоятельство позволило вашим соотечественникам вернуться из Англии чемпионами Европы?

- Лишь в какой-то мере. Главное же, что Фогтсу удалось собрать хорошую компанию, имевшую в каждой линии своих лидеров: Кепке, Заммер, Меллер, Хесслер, Клинсманн. И самое важное, что все остальные, включая запасных, были готовы в любую секунду отдать игре все. Вспомните финал...

-Ну а как вам показалась российская команда?

- В двух таймах - первом с итальянцами и втором с чехами - она выглядела превосходно: хорошее движение, мощная развернутая атака, осмысленная тактика. Играй она в таком ключе и все остальное время, глядишь, в финале мои соотечественники встречались бы с вашей сборной. Правда, я слышал, что в ней опять, как и пару лет назад, между отдельными футболистами и руководством возник очередной финансовый конфликт.

-Как вы относитесь к подобным ситуациям?

- Чтобы ответить на ваш вопрос, надо знать все тонкости происходившего. И все-таки считаю - игра не должна страдать ни при каких обстоятельствах. Ведь именно она, и только она, дает возможность футболисту зарабатывать те самые деньги, из-за которых и возникают подобные пикантные ситуации, ломающие команду.

-Тем не менее нечто похожее в свое время произошло и в сборной ФРГ, о чем даже писал в своей книге Беккенбауэр...

- Насколько я понимаю, речь идет о событиях, предшествовавших чемпионату мира-74. Действительно, в своих мемуарах Франц рассказал об этом. Но если вы обратили внимание, то было честное, открытое обсуждение игроками с руководством Германского футбольного союза, проблемы премиальных. Причем происходило это, заметьте, не накануне стартового матча, а заранее. Впрочем, истории, о которых мы говорим, не слишком веселые. Так что давайте их оставим.

-Тогда, быть может, вспомните из своей жизни что-нибудь повеселее?

- О, много всякого бывало. Помню, в начале шестидесятых я приехал в Москву со второй сборной. Один из наших ребят - Роберт Шлинц так обрадовался этому событию, что решил его отметить в баре. О чем, как потом выяснилось, давно мечтал. Дело в том, что дома, в каком-то журнале он прочитал, будто в России принято пить водку большими стаканами без закуски. И после игры рискнул проверить свои бойцовские качества "по-русски".

-Чем же закончился эксперимент?

- Бедняга не дотянул до конца "первого тайма". И нам пришлось тащить его в номер на себе. Появился же он на следующий день лишь к обеду, да еще с приличной щетиной на щеках. Когда же горе-герою посоветовали пойти побриться, тот в ответ обиженно заявил, что еще утром успел это сделать. И только увидев себя в зеркале, понял, что, бреясь, не заметил отсутствие в бритве лезвия. Помню, как уже на обратном пути в самолете Роберт, вспоминая о случившемся, не переставал повторять: "Теперь-то я понял, как непросто живется этим русским".

-А вас никогда не тянуло на подобные подвиги?

- Представьте, нет. Форвард обязан обладать необходимой горячностью и темпераментом. Того и другого у меня хватало. Но в то же время я постоянно стремился держать себя в руках и на поле, и за его пределами.

-Критические ситуации случались?

- Не без этого. В 66-м на мировом чемпионате в Англии мы встречались с очень сильной уругвайской командой. С первых же минут соперники начали остервенело грубить. Судья выгнал двоих костоломов, хотя мог прибегнуть к подобной мере еще столько же раз. И вот в какой-то момент один из защитников, глазом не моргнув, ударил меня по лицу. Я тут же рванулся, чтобы наказать обидчика. Но в последнее мгновение сообразил: арбитр не упустит случая отправить в раздевалку и меня, а это может стоить нам преимущества. Словом, сдержался, хотя потом еще долго скрипел зубами от злости. Успокаивало лишь то, что матч мы выиграли со счетом - 4:0.

-Наверное, сдержанность - качество, необходимое не только игрокам, но и президентам клубов?

- Еще бы! В скольких моментах без нее не обойтись: коммерческие вопросы, организационные, взаимодействие с прессой, телевидением, спонсорами... Мало ли всякого. Футболистом мне определенно жилось проще.

-На поле сами еще выходите?

- А как же! Мой приятель - бывший капитан сборной Фриц Вальтер утверждает, что после 50 в футбол играют не слишком умные люди. Я же думаю по-иному: ведь футбол - мой вечный наркотик. Мне уже скоро 60, но я с удовольствием выступаю за ветеранов. Кстати, многие из руководства "Гамбурга" делают то же самое. Взять хотя бы нашего менеджера Вемайера, в свое время игравшего вместе с Беккенбауэром.

- Клубное руководство "Спартака" также имеет свою мини-команду...

- Прекрасно! А почему бы в Москве, накануне ответного матча, нам не сыграть друг с другом?

-Что ж, думаю, вызов будет принят. А где бы вы хотели провести матч?

- Давайте на Красной площади. А почему нет? Ведь сажал там свой самолет Маттиас Руст... Шутка, конечно. Мы готовы на любые условия.

... В этот момент нас прервал подошедший официант, сообщивший, что герра Зеелера срочно просят к телефону. Мой собеседник вернулся минут через 15 явно чем-то озабоченный.

- Проблемы, проблемы... - извиняясь, улыбнулся он. - Когда-то у меня была только одна - забивать голы. А теперь вот... Знаете, недавно по телевизору я смотрел черно-белый футбол - игровую хронику конца 60-х, и вспоминал, вспоминал, вспоминал. Бог ты мой, какое же прекрасное было время, - вздохнул Зеелер.

- Взгрустнулось, наверное? - попытался я поддержать настроение.

- Что вы?! - вскинул брови президент "Гамбурга". - Люди моей нынешней профессии не имеют на это права.

Александр ЛЬВОВ,

пресс-атташе "Спартака"

Гамбург - Москва