Газета Спорт-Экспресс от 23 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

23 октября 1996

23 октября 1996 | Бокс/ММА

КАРАТЭ

Хошу ИКЕДА

ДЗЕСИН ЗНАЧИТ НЕПОКОЛЕБИМЫЙ ДУХОМ

Дзесинмон-серинрю - сравнительно новое направление в восточных боевых искусствах, корни которого - в Окинавской системе самообороны и которое было признано в Японии около 30 лет назад. На днях в Москве, как уже сообщал "СЭ", впервые на российской земле прошел Кубок мира по этому стилю каратэ. Главным гостем турнира был невысокий человек в темно-синем костюме с большим черным перстнем на пальце правой руки Хошу Икеда - 54-летний основатель и лидер дзесинмон-серинрю, обладатель 8-го дана

В Москву Икеда приехал со своей супругой Микико, которая принимала участие в судействе, и младшей дочерью, занявшей в соревнованиях по кумитэ третье место в абсолютной категории. С Икедой, а также с его учеником и президентом Международного союза дзесинмон-серинрю Юрием Маряшиным (4-й дан) побеседовал корреспондент "СЭ".

-Господин Икеда, как вы пришли к идее создания своего собственного направления в каратэ?

- Если я буду рассказывать об этом подробно, то, наверное, потребуется целый день. А если коротко, то дело было так. Родился я в Китае. На родину родители вернулись, когда мне было 12 лет. Гораздо больше, чем собственно каратэ, меня всегда интересовал буддизм, с которым я впервые познакомился еще в детстве. Каратэ я начал заниматься в 14 лет, не раз побеждал на различных соревнованиях, однако мне все время казалось, что в нем чего-то не хватает, что это не совсем полноценное искусство. Я стал изучать основы традиционных японских боевых единоборств, которые закладывались еще в древности, и узнал для себя много нового. Взять, например, искусство владения шестом. Оказывается, с философской точки зрения шест можно рассматривать как продолжение собственной руки. Постепенно я пришел к выводу, что человек должен стараться не только расширять возможности своего тела, но и развиваться духовно. Ведь для японцев, воспитанных в традициях буддизма, владение боевыми искусствами являлось лишь одной стороной дела. Не менее важным компонентом мастерства было умение осуществлять контроль над своим телом. Причем контроль до такой степени, что, скажем, вполне реальным становилось лечение собственных болезней. Именно, синтезом искусства совершенствования своего тела и традиционных единоборств и является наш стиль.

- Хошу Икеда - одна из самых легендарных личностей в современном каратэ, - вступает в разговор Юрий Маряшин. - Появление новых направлений в боевых искусствах в Японии всегда воспринималось очень ревностно. Это и понятно - ведь их традиции складывались веками. Скажем, японское каратэ в первую очередь ассоциируется с такими известными стилями, как сетокан и сито-рю. Так что можете себе представить реакцию знаменитых мастеров, когда вдруг появился никому не известный юноша, заявивший, что он хочет основать свой стиль. Естественно, сначала с ним никто и разговаривать не хотел. Довольно долгое время Икеда был вынужден развивать свое направление сам, а на родине каратэ это очень непросто. За это ему и дали прозвище дзесин, что по-японски значит - упорный, непоколебимый духом. Ему удалось доказать, что дзесинмон имеет право на жизнь. В 1969 году выдающиеся учителя других направлений пригласили еще совсем молодого человека на совет старейшин и разрешили зарегистрировать дзесинмон как новый стиль каратэ. На сегодняшний день Хошу Икеда вместе с лидерами направлений сито-рю и годзю-рю является одним из трех самых уважаемых в Японии мастеров. К нам же дзенсимон пришел в 1979 году, когда по приглашению Центрального совета "Динамо" самые выдающиеся ученики Икеды кубинцы Рауль Рисо и Рамиро Черино провели в Москве трехмесячный семинар с нашими специалистами. В бывшем Союзе этот стиль развивался в динамовских организациях во всех 15 республиках.

-В чем же главное отличие дзесинмона от остальных стилей современного каратэ?

- Другие стили сейчас развиваются в соответствии требованиям ВУКО (Всемирный союз организаций каратэ-до, созданный в 1971 году. - "СЭ") и являются чисто спортивными. А спортивное каратэ и каратэ, как образ жизни - совершенно разные вещи. Внешне, правда, у них много схожего - кимоно, накладки, движения. Но по сути спортивное каратэ - это только один из видов спортивных единоборств, как, скажем, дзюдо, фехтование, но совсем не боевое искусство. В дзесинмоне же важнее не спортивный, а человеческий аспект. Здесь основной задачей является формирование человека, гармонично развитого во всех отношениях - и интеллектуально, и физически, и нравственно. Именно об этом всегда говорит и грандмастер Икеда. А спортивные соревнования только позволяют молодым людям проявить свое умение.

-Приходилось ли вам применять свое мастерство в обыденной жизни?

- Х.И.: - Если в ресторане кто-то начинал приставать к моим друзьям, я всегда мог их защитить.

- Ю.М.: - Приходилось, но только в далеком прошлом, когда я служил в Комитете государственной безопасности. Вообще же демонстрировать свое умение на улице недостойно для большого мастера. Он должен не то чтобы избегать конфликтных ситуаций, а предотвращать их. Конечно, выполнение служебного долга - совсем другое дело.

Евгений ФЕДЯКОВ