Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 2
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФОРМУЛА-1 |
Флавио БРИАТОРЕ
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ "УИЛЬЯМСУ" МЫ ОТДАЛИ НАПРОКАТ
Одним из тех, на ком минувший чемпионат оставил просто-таки неизгладимый след, был, конечно же, патрон "Бенеттона" Флавио Бриаторе. Был в древней мифологии такой критский царь по имени Мидас, которому боги даровали удивительную способность: все, к чему он ни прикасался, немедленно обращалось в золото. Бриаторе прыткие на сравнения журналисты тоже попытались возвести в ранг Мидаса, потому как он и в самом деле весьма удачлив в менеджменте и бизнесе. Но только ведь в конце концов древний царь волком выл от своего таланта, а вот Бриаторе...
Я очень хорошо помню, каким гоголем расхаживал он по формулическим паддокам год и два назад, сияя улыбкой, как трехсотваттная лампочка. В этом же году я ни разу не видела даже, чтобы он свою легендарную каскетку козырьком назад развернул! На глазах же чаще всего были черные непроницаемые очки, а на лице - выражение напряженного ожидания. Причем, уверяю вас, с таким выражением ждут отнюдь не приятных известий...
- Какие чувства вызывает в вас тот факт, что "Уильямс" отобрал у вас не только титул чемпиона, но и Кубок конструкторов, а "Феррари" отодвинула "Бенеттон" и со второго места в чемпионате марок...
- "Формула-1" - это вершина пирамиды под названием автоспорт, а потому даже третье место здесь - отнюдь не бесчестье. Правда, после гонки на Сузуке я счел за лучшее не встречаться со своими гонщиками...
- Вы обвиняете Алези и Бергера в поражении от "Феррари"?
- Просто я, как любой менеджер, не испытываю удовольствия, когда моя команда не побеждает. Хотя при этом стараюсь оставаться реалистом и отдаю себе отчет в том, что вряд ли возможно сделать лучше, чем мы сделали год назад. Чемпионат и Кубок - такое можно только повторить... И невозможно выигрывать все каждый год. Хотя я рассматриваю все случившееся просто: мы отдали титул и Кубок "Уильямсу", так сказать, напрокат!
- С того момента, как вы возглавили "Бенеттон", команда постоянно поднималась вверх. И кульминацией этого восхождения стали чемпионат и Кубок прошлого года. В этом году, судя по всему, виток спирали загнулся вниз. Это, видимо, новое ощущение для вас?
- Если не знаешь, как проигрывать, то никогда не узнаешь, как побежать. Любая топ-команда сталкивается на своем пути с поражениями. Взгляните на "Уильямс" - ведь до нынешнего сезона они два года проигрывали! Главное в нашем деле - суметь снова вернуться на вершину. И я готов снять шляпу перед ними. Легко улыбаться, когда выигрываешь, но когда начинаешь проигрывать, это всего лишь повод повнимательнее всмотреться - а все ли прочно и солидно выстроено в твоей команде? С "Бенеттоном" в этом смысле все о'кей!
- Но в прошлом году мы видели, как "Бенеттон-Рено" побеждает "Уильямс-Рено", а в этом все было наоборот...
- Прошлая зима оказалась для нас слишком короткой, а "Уильямс" воспользовался сразу двумя гандикапами, которые мы им дали: опозданием с проектировкой шасси В196 и тем фактом, что в этом году у нас в команде сразу два новых пилота. Один из тех уроков, которые мы извлекли из минувшего года, это то, что стабильность структуры команды - в том, что касается пары пилотов, и в том, что касается состава инженерного и обслуживающего персонала, - ключ к стабильному успеху.
- Когда вы поняли, что "Уильямс" окажется вне конкуренции?
- Где-то в конце зимы, когда стало ясно - мы опаздываем с программой развития. Именно тогда я и сказал, что "Уильямс" и "Феррари" - мои фавориты в борьбе за титул и Кубок, но многие тогда почему-то сочли, что я шучу. Но сезон только подтвердил мой прогноз. Скорости в "Формуле-1" настолько высоки, что в процессе сезона наверстать упущенное зимой фактически невозможно.
- Несмотря на неутешительные результаты, вы еще в Хоккенхайме подтвердили свое намерение сохранить Жана Алези и Герхарда Бергера в "Бенеттоне" и на следующий год...
- После того как стало известно, что Шумахер продолжает сотрудничество с "Феррари", я не вижу лучшей пары пилотов на 97-й, чем Алези и Бергер. Они быстры, очень хорошо взаимодействуют друг с другом и с командой. К тому же цель "Бенеттона" сейчас - не чехарда с пилотами, а улучшение характеристик нашего шасси.
- Какими были самые приятные и неприятные сюрпризы, с которыми вы столкнулись, завязывая профессиональные отношения с Алези и Бергером?
- Когда в команду приходят сразу два новых пилота, да к тому же проведшие массу времени в другой, чья структура кардинально отлична, нужно быть готовым к определенным трудностям. И я был готов. Мы знали, что понадобится время, чтобы команда и гонщики из двух противоположных зачастую систем создали одну новую, которая бы функционировала продуктивно. Но к тому, что процесс затянется, мы, признаюсь честно, готовы не были. А вот чем я был приятно удивлен, так это тем, как быстро гонщики вжились в команду, как быстро почувствовали себя в ней дома - и как быстро команда приняла их.
- Жан Алези жаловался, что очень трудно подстраиваться под требования, предъявляемые "Бенеттоном", что командапытается навязать иной стиль пилотирования...
- Жан очень эмоциональный и очень горячий парень, но в "Бенеттон" я его приглашал не за эмоции, а за профессионализм. Ему страшно мешает пресса - он слишком болезненно реагирует на все, что о нем пишут, и, естественно, ищет способы защиты. Но я всегда говорил и говорю: гонщики для нас - решающий фактор, потому что в глазах публики команда - это в первую очередь они. Гонщики - это те, кто делает нас богаче или беднее, они объективно самое важное звено в структуре команды, они постоянно идут на предельный риск - и, значит, все, что так или иначе касается их, должно быть в центре внимания. Они очень необычные люди, потому что выполняют очень необычную работу, они порой трудны для окружающих.
- Легенду о том, что Жан и Герхард - друзья, создали еще во времена их пребывания в "Феррари". Они в самом деле друзья?
- Признаюсь честно, я был того же мнения, что дружба - легенда. И для меня оказалось настоящим сюрпризом то, что они в самом деле дружат. Они прекрасно понимают друг друга, и за весь сезон между ними ни разу не возникло какого-либо напряжения - только сочувствие, сопереживание и сотрудничество. Кстати, в этом мы нашли еще один бонус для "Бенеттона": из "Феррари" оба пришли страшно издерганными, недоверчивыми и подозрительными, в том числе и друг к другу, но мы позволили им работать друг с другом так близко, как они того хотели, и это оказалось колоссальным преимуществом. Человеческие отношения - важнейший фактор успеха. В 95-м у меня были по-настоящему дружеские отношения с Михаэлем, и, хотя ничего подобного не связывало меня с Джонни Хербертом, я не переживал на сей счет - ведь "Бенеттон" строился как команда для одного пилота. Теперь же их у меня два...
- И "Бенеттон" будет продолжать честно пытаться удовлетворить в равной мере потребности обоих, таких непохожих друг на друга, гонщиков?
- Да. Наша новая машина, В 197, будет готова уже в декабре, но на трассу, скорее всего, выйдет где-то в январе - феврале, потому что еще не готов двигатель. Машина этого года предназначалась для Шумахера, и Алези с Бергером не подходила, а новая проектировалась с учетом функциональных особенностей их стиля. Вот почему еще было бы глупо менять нынешнюю пару пилотов! Будем считать, что в будущем году "Бенеттон" снова начнет свой двухлетний победный цикл.
- Вы так в этом уверены?
- Да. Хотя бы потому, что год 96-й был для нас переходным. Мы стабилизировали некоторые новые составляющие в нашей системе, и прогресс был, может быть, медленным и не очень заметным постороннему глазу, но тем не менее постоянным. То, что в Монако, Хоккенхайме, Спа, Монце и на Сузуке победы достались не нам, - это каприз Фортуны. Ну, и еще кое-что...