Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

18 октября 1996

18 октября 1996 | Формула-1

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФОРМУЛА-1

КОНЕЦ ГЛАВЫ?

Безусловно, любопытно было узнать, что думают о скором уходе лидера моторостроителей и законодателя мод коллеги, партнеры и соперника "Рено". Перед вами - экспресс-опрос, проведенный журналистом фирмы SAMIРА нз Монте-Карло Алексеем ПОПОВЫМ.

RENAULT RS8: ПОСЛЕДНИЙ В ДИНАСТИИ

10 цилиндров с углом развала 67°

Длина: 623 мм

Ширина: 540,6 мм

Высота (с головками цилиндров): 420,2 мм

Вес: 132 кг

Головки цилиндров алюминиевые, картер двигателя из алюминиевой фольги

Четыре клапана на цилиндр

Электронные управляющие системы MAGNEТТI-МАRELLI

16 "Гран-При" в 1996-м, 12 побед, 12 поул-позишн

Бернар ДЮДО,ведущий инженер "Рено-Спорт"

-Месье Дюдо, какими были ваши первые чувства после того, как руководство фирмы приняло решение об уходе из "Формулы-1"?

- Нам было грустно - и мне, и всем остальным членам моей "команды". "Ф-1" для нас - большое приключение, которое выпадает на долю далеко не каждого. Конечно, я и мои люди - в первую очередь мотористы, но мы еще и спортсмены. И если нашу профессию у нас отнять никто не может, то вот спорт...

-Одной из причин, по которой было принято это, прямо скажем, шокирующее решение, руководство "Рено" назвало снижение мотивации, а также рекламной отдачи: публика привыкла к сплошным победам "Рено", и марка уже не привлекает к себе повышенного внимания. С этой точки зрения не было ли ошибкой присоединять к клану "Рено" еще и "Бенеттон"? Снабжая две топ-команды, "Рено" тем самым просто обрекал себя на успех...

- Если хотите, это и было нашей целью. Такая большая фирма, как "Рено", должна выходить на арену только за тем, чтобы побеждать. Как часто любит замечать президент "Рено-Спорт" Патрик Фор, "Формула-1" стоит недорого, когда выигрываешь, но становится во сто крат дороже, когда терпишь поражения. А поражения для нас начинаются со второго места... Поэтому, считаю, мы вытащили все козыри - и "Бенеттон" был одним из них.

-Вы не боитесь, что в следующем году отдача со стороны ваших подчиненных не будет столь же полной, как раньше? К чему надрываться, если у мотора "Рено" в "Ф-1" больше нет будущего?

- Подобный риск, конечно, есть. Но, во-первых, мотивировать команду - это моя работа. А во-вторых, я достаточно хорошо знаю своих людей, чтобы быть уверенным: мы все испытываем одинаковое желание. Желание уйти красиво. Это будет непросто, учитывая, что "Феррари" и другие команды уже сейчас начинают показывать клыки. Тем лучше! Вызов подобного рода, особенно если он принят (а он принят!), заставляет продолжать работать не разгибая спины - и побеждать до конца. Я верю в это!

-Но, видимо, ваши возможные сложности будут связаны не только с непосредственными соперниками - "Феррари", "Мерседесом", "Пежо", но еще и с тем, что многолетний партнер "Рено" фирма "Эльф" тоже объявила об уходе, причем в отличие от вас не стала ждать год...

- Да, это дополнительная сложность. Не столько из-за топлива, сколько из-за специальных синтетических моторных масел, к которым мы привыкли за двадцать лет сотрудничества. Придется начинать все заново, что, конечно, не может облегчить жизнь. Но это наша работа, и непреодолимой проблема, уверен, не станет.

-Месье Дюдо, в минувшем году вас неоднократно видели в паддоках во время гонок серии ИНДИ, генеральный директор "Рено-Спорт" месье Контзан пару-тройку раз заговаривал о гонках "туризма" и "супертуризма". Новая программа "Рено-Спорт" уже определена?

- Ничего конкретного пока сказать не могу, но в мире автогонок события порой разворачиваются с калейдоскопической быстротой! Сегодня для нас "Формула-1" важнее всего, завтра, быть может, ее место займет что-то другое. Пока мы присматриваемся, но долго тянуть с принятием решения не будем (в конце августа в Спа на "Гран-при Бельгии" патрон "Бенеттона" Флавио Бриаторе публично высказал сомнение в том, что "Рено" на самом деле покинет "Ф-1" в 98-м. Правда, пресс-служба фирмы из Вири-Шатийон отреагировала на это весьма жестко: "Мы не меняем своих решений, тем более сделанных публично". - Прим. О.Л.).

-Последний вопрос. Личный. Осаму Гото - "отец" легендарной "Хонды" времен "Макларена" после того, как японцы ушли из "Ф-1", работал в "Феррари", а теперь присоединяется к проекту 10-цилиндрового двигателя "Форда". "Отец" "Рено" Бернар Дюдо не намерен по его примеру начать паковать чемоданы?

- (Небольшая заминка.) Всю вторую половину этого года я посвятил работе с RS8, меня полностью захватила схватка за чемпионский титул. Теперь грядут 97-й и новый двигатель RS9 - времени на то, чтобы думать о чем-то другом, пускай это другое - мое собственное будущее, у меня пока просто нет. А вообще надеюсь, что проекты "Рено", которые последуют после 97-го, будут достаточно захватывающими, чтобы удержать и меня, и большинство моих инженеров.

Дэмон ХИЛЛ,чемпион мира, пилот "Уильямс-Рено":

- Я понимаю это решение, хотя и сожалею о нем. С Бернаром Дюдо и его парнями я был вместе с 1991 года, когда подписал свой первый - тестовый - контракт с командой "Уильямс". И все мои успехи, да и неудачи тоже - у кого их не бывает, - связаны с этим мотором. Трудно смириться с мыслью, что завтра их в "Формуле-1" уже не будет. Но если в "Рено" почувствовали, что достигли потолка, кто отважится оспаривать это решение?

Михаэль ШУМАХЕР,двукратный чемпион мира

-Вместе с "Рено" вы выиграли свою вторую корону чемпиона мира, причем повторив в сезоне-95 рекорд Найджела Мэнселла - девять побед в "Гран-при". Теперь "Рено" на грани ухода...

- Жаль. Мне хотелось бы, чтобы они остались. Честно говоря, не понимаю этого решения: они ведь - гарантированные чемпионы! (Пауза.) Скажем так: мне жаль, потому что я не понимаю этого решения.

-Но тем не менее оно, видимо, на руку "Феррари"?

- Не думаю. Наш мотор уже сейчас ни в чем не уступает французскому. А может быть, несмотря на свою молодость, и превосходит "Рено"! Это не мое личное мнение - в этом сходится большинство специалистов. И для дальнейшего прогресса нам просто необходим сильный конкурент, чтобы было за кем тянуться, на кого равняться, кого, в конце концов, обгонять! Так что уход "Рено" может сослужить даже дурную службу "Феррари": боюсь, мне перестанет хватать аргументов, чтобы мотивировать моих парней, заставлять их работать не покладая рук. Но ничего (смеется), справлюсь!

Норберт ХАУГ,глава спортивной программы "Мерседеса"

-Герр Хауг, каково ваше мнение по поводу скорого ухода "Рено" из "Формулы-1"?

- Жаль, действительно жаль, они ведь столько сделали для "Формулы-1"! Впрочем, у руководства любой солидной фирмы могут и должны быть на сей счет свои соображения. Думаю, что в будущем году "Рено" еще ждут немало красивых гонок и красивых побед.

-И это несмотря на то, что "Мерседес" называют главным соперником "Рено" в сезоне-97?

- Но ведь желание опередить сильного нормально, разве нет? Надеюсь, у нас еще будут для этого шансы, хотя, уверен, французы не станут работать хуже. Просто, может быть, мы начнем работать несколько лучше, чем сейчас.

-Последние два года "Рено" снабжает своими двигателями две ведущие команды "ф-1". Нет ли перспективы увидеть в ближайшем будущем рядом с "Макларен-Мерседес", к примеру, еще и "Уильямс-Мерседес"?

- Нет, не думаю. По крайней мере наши сегодняшние возможности нам этого не позволяют. Ведь и "Рено", прежде чем отважиться на такой шаг, понадобилось шесть лет. Если бы "Мерседес" сейчас решился на нечто подобное, пришлось бы удваивать и бюджет, и персонал. К тому же эксклюзивный контракт с "Маклареном" действителен до исхода 1999 года. И наша ближайшая цель - не удваивать количество команд с двигателем "Мерседес", а начать побеждать хотя бы с одной!

-У вашей фирмы победные традиции и в гонках ИНДИКАР, и в гонках "туризма" и "супертуризма". Если "Рено" выберет для себя в дальнейшем, скажем, гонки ИНДИКАР, это будет опасно для "Мерседес"?

- Если они сделают это, я пожелаю им успеха. Абсолютно искренне. Ребята из "Рено" - настоящие спортсмены! Я знаю Бернара Дюдо и Кристиана Контзана не первый год и уверен: с точки зрения будущего соперничества на них можно положиться! Так что - добро пожаловать в ИНДИКАР! Будем только рады.

Франк ДЕРНИ,инженер "ТВР-Эрроуз" (экс-"Лижье")

-Вы знакомы с мотористами из "Рено" и системой их работы еще со времен "Лижье". Вам жаль быть свидетелем их ухода?

- Конечно, иначе и быть не может. Они в гонках так давно, и это решение - просто глупость. "Рено" - великая команда!

- "Формула-1"без "Рено" - потеря невосполнимая?

- В спорте не бывает ничего невосполнимого. Но есть события, последствия которых можно преодолеть лишь с большим трудом. Это - одно из них.

-Но для "ТВР-Эрроуз" уход "Рено", может быть на руку...

- Это почему же?

-Двумя хорошо "моторизованными" конкурентами меньше - и какими!

- Да, но давайте поглядим на это с другой стороны: двумя конюшнями, причем очень сильными, ищущими хороший мотор, больше. А значит...

-...они становятся вашими конкурентами в этом вопросе?

- Точно!

Том УОЛКИНШОУ,глава "Том Уолкиншоу рэсинг" и владелец команды "ТВР-Эрроуз":

- Когда "Формулу-1" ктото покидает, это всегда плохо. Ну а когда речь о "Рено", годами делавшем фантастическую работу, это... Это очень большая потеря.

-Но, возможно, "Харт" или "Ямаха" станут в будущем так же хороши, как "Рено"?

- "Рено" - это "Рено", а "Харт" - это "Харт". Нет, заменить "Рено" смогут только они сами. Если, конечно, захотят изменить свое довольно спорное, на мой взгляд, решение - и вернутся.

Дэвид КУЛТХАРД,экс-пилот "Уильямс-Рено" (ныне - "Маклорен-Мерседес"):

- Для меня "Рено" и "Формула-1" - практически синонимы. Я только еще в картинге начинал гоняться, а они уже гонки в "Формуле" выигрывали. Я словно бы рос вместе с "Рено": первые тесты - "Уильямс-Рено", первая гонка - "Уильямс-Рено", первые очки - "Уильямс-Рено", первая - надеюсь, не последняя (смеется) - победа - опять "Уильямс-Рено"! Я им, считаю, всем обязан. Поэтому решение об уходе воспринял с разочарованием: сплошные победы - и вдруг... Их будет не хватать в "Формуле-1", но и им, уверен, будет не хватать "Ф-1". Тем более что я в корне не согласен с одной из причин этого решения: негативная реклама - это поражения, а не победы, даже если их слишком много. Впрочем, побед не может быть слишком много! Победы же в чемпионатах и гонках - лучшая награда за любые, самые колоссальные вложения.

-Для "Макларен-Мерседес" уход такого сильного конкурента - выигрыш?

- Безусловно, чего же врать-то! Наш уровень конкурентоспособности сейчас таков, что нам до "Рено", как до Луны. Так что будем ждать 98-го.

-А в 97-м им, по-вашему, хватит мотивации?

- Поверьте, я хорошо знаю этих парней: мотивации им не только хватит, но, боюсь, она еще и удвоится!

-Не буду спрашивать, сожалеете ли вы о том, что ваше сотрудничество с "Рено" закончилось вместе с переходом в "Макларен", - не удобно... Поставлю вопрос иначе: не жалеете о необходимости поменять служебную машину?

- (Смеется.) Видимо, купе SL600 и в самом деле получше "Лагуны", да и стоит раз в пять дороже. Но нельзя же сравнивать Луну с Марсом только потому, что оба - круглые! Одна - только спутник, другой - планета. Но в одинаковом классе "Рено" не очень-то и уступает "Мерседесу". Моя бывшая "Лагуна" с автоматической коробкой передач просто сказкой была! А насколько меньше по сравнению с 12-цилиндровым "Мерседесом" бензина жрала! Только не подумайте чего - это шутка: я во всем шотландец, кроме скупости.

Ален ПРОСТ,четырехкратный чемпион мира

-Ваша карьера практически неразрывно связана с "Рено". Были победы, были и проблемы... Что сейчас перетягивает чашу весов?

- Проблемы? Особых проблем-то и не было. Самым тяжелым было наше расставание в 83-м, но в "Формуле-1" такое, к сожалению, случается достаточно часто. А вообще, образно выражаясь, "Рено" прошел через всю мою карьеру, как нить Ариадны. Я ведь и гонщиком стал благодаря "Рено" и "Эльф", да и за четвертым титулом чемпиона мира вернулся благодаря "Рено"... Вместе с ними уходит в историю и французский автоспорт, как ни печально это звучит. Ведь когда арену "Больших призов" покидает конструктор, побеждающий каждое второе воскресенье, причем покидает не по спортивным, а по политическим и экономическим причинам, это напрямую сказывается на всем нашем автоспорте. Жаль. Остается надеяться только на то, что спустя какое-то время они пересмотрят свое решение.

-Но для вашего "Макларена" уход с арены такого конкурента выгоден - или нет?

- Я думаю, что "Макларен" или даже скорее "Мерседес"... (задумывается), как, впрочем, и все остальные конструкторы, выходят на старт ради схватки, ради победы. Ради того, чтобы доказать, что у них лучшие технологии, лучший мотор, лучшие люди. А когда соревнования нет, это плохо. Уходит сильный соперник, которого мы должны были бы побить на трассе. Но хорошо все-таки, что у нас в запасе есть еще год!

Герхард БЕРГЕР,пилот "Бенеттон-Рено"

-Вот уж вас-то решение "Рено" об уходе расстраивать не должно. Имею в виду ваши бесконечные мучения с потерей мощности двигателя...

- Ну так ведь конструкцией воздухозаборника занимались мы в "Бенеттоне", а не "Рено". Так что это наша ошибка. Но если бы под кожухом другой движок стоял, мы, быть может, и в 107 % не попадали бы...

-А если серьезно говорить, без шуток?

- Я уважаю это решение, ведь оно принято после такой серии успехов. Поверьте, отказываться от побед не так просто. Конечно, оно многих, мягко говоря, удивило, но его нельзя не уважать, особенно учитывая, что "Рено", так рано объявив о своих намерениях, тем самым предоставил партнерам полтора года на размышление - срок более чем достаточный, чтобы обеспечить будущее.

-И вы намерены задержаться в "Формуле-1" до того момента, как это будущее настанет?

- Слушайте, может, хватит ко мне приставать с такими вопросами?! Впрочем, я не оракул... Поживем - увидим.

Жан АЛЕЗИ,пилот "Бенеттон-Рено":

- Можно сколько угодно твердить, что делать выбор - их суверенное право, суть от этого не изменится. Машины с двигателем "Рено" - на первых четырех местах итогового протокола "Гран-при". Вот и решайте, будет ли вам в будущем не хватать "Рено"? Впрочем, боссы из Вири-Шатийон не очень-то утруждали себя объяснением публике своего решения. Не пытались и сделать имидж марки более человечным, что ли. У них был великолепный шанс добиться этого - с помощью Алена Проста, но они его упустили.

Мартин УАЙТЕЙКЕР,представитель фирмы "Форд"

-Вы расстроены потерей сильного соперника или, напротив, рады тому, что уходит опасный конкурент?

- Мне кажется, что этим решением "Рено" расстроены все. Хотя бы потому, что "Рено" сегодня - это то, чем мы все стремимся стать завтра.

-"Форд" подписал контракт со "Стюарт Рэсинг". Не кажется ли вам, что вы поторопились, ведь теперь-то освобождаются и "Уильямс", и "Бенеттон"...

- Нет-нет. Во-первых, мы этих монстров не потянем. Во-вторых, контракт со "Стюарт рэсинг" делает эту команду на пять лет нашим эксклюзивным партнером, на статус же "клиента" ни "Уильямс", ни "Бенеттон" не согласятся.

Луис ШВЕЙЦЕР,президент фирмы "Рено"

-Решение об уходе из "Формулы-1" ваша фирма обнародовала накануне "Гран-при Франции". А после гонки в Маньи-Кур весь подиум был вашим. Хороший подарок, не правда ли?

- Разве только подиум - первыми были все четыре наши машины! Это доставило громадное удовольствие. Главным образом потому, что после нашего анонса многие сочли, будто наша история в "Ф-1" уже закончилась. А люди из "Рено-Спорт" доказали, что и не думают останавливаться! Я горжусь ими.

-Неужели для вас было так просто - взять и уйти из "Формулы"?

- Это решение далось нам очень сложно. Но - странно, не правда ли? - до его принятия многие не до конца осознавали нашу роль в истории "Ф-1", наш вклад в гонки, нашу компетентность, в конце концов. Теперь же все разом все оценили. Любопытно!

-Вы уже определили спортивное будущее вашей фирмы?

- Я не раз говорил: в мире нет ничего, что могло бы заменить "Формулу-1" или даже просто сравниться с ней. Поэтому мы не собираемся порывать все связи с миром "Гран-при", мы будем внимательно следить за ним и, возможно, однажды туда вернемся. Пока же продолжим спортивную программу на, так сказать, более массовом, народном уровне - ралли, "Формула Рено", ну и так далее...

-Возможное появление в будущем чисто французской команды в "Ф-1" не заставит вас изменить принятое решение?

- "Рено" - фирма интернациональная, и идея чисто французской команды не совсем совпадает с нашим взглядом на автоспорт. Команда должна состоять из лучших специалистов, какой бы ни была их национальность.

-Какие самые приятные из ваших личных воспоминаний о годах, проведенных "Рено" в "Формуле-1"?

- Их два. Первое - август 92-го, Венгрия. Мы ведь так долго ждали своей первой победы в чемпионате мира! А второе - "Гран-при Франции" этого года. Четыре первых места на финише - не просто демонстрация высочайших качеств нашей техники, но и демонстрация силы характера.

-А самое печальное воспоминание? То, что хотелось бы стереть из памяти, вычеркнуть, забыть?

- Однозначно - май 94-го, авария Айртона Сенны. Других нет. В этом мире есть победы, есть поражения, они приходят и уходят: если ошибся вчера, можно завтра все исправить. Но есть такое, что исправить невозможно. Эта трагедия - из разряда невосполнимых потерь...

Очень хотелось узнать, что думают об уходе "Рено" из автогонок главные конкуренты мотористов из Вири-Шатийон - их соотечественники из "Пежо". Тем более что именно этот двигатель многие склонны считать преемником "Рено" и в обеих топ-командах, и на подиумах, и в таблицах чемпионатов мира и Кубков конструкторов. Но нынешний спортивный директор "Пежо" в "Джордане" Пьер Мишель Фоконье вежливо передал через пресс-атташе, что "по поводу решения, принятого "Рено", ему сказать нечего". Жаль. Предшественнику Фоконье на этом посту Жану-Пьеру Жабую непременно нашлось бы что сказать. Ведь это именно он 16 июля 77-го впервые вывел на старт "Гран-при Великобритании" автомобиль "Рено", а в 79-м, 1 июля, на трассе Дижон - Пренуа одержал первую победу на "Ренотурбо", открыв своей победой две эры: эру побед "Рено" - и эру побед турбонадувных двигателей, в которые тогда, кроме "Рено", никто больше не верил!

А сейчас, честно говоря, плохо - и не до конца - верится, что всего спустя год мы не увидим больше в паддоках "Формулы-1" улыбающегося своей черепашьей улыбкой (помните забавный мультик "Как львенок и черепашка пели песню"?) Бернара Дюдо, не увидим на сверкающих болидах знакомой надписи - RENAULT...

Конечно, народная мудрость гласит, что свято место пусто не бывает. Но есть места, занять которые после ухода их владельца неимоверно трудно! Почти невозможно. Да и нужно ли?