Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФОРМУЛА-1 |
RENAULT F1
Одной из самых оглушительных - и одновременно одной из самых печальных - сенсаций минувшего сезона было решение "Рено" об уходе из "Формулы-1", принятое руководством концерна из Вири-Шатийон в канун "Гран-При Франции". Да, "Рено" уходит. Пускай не завтра, а только через год. Но к "Формуле-1" без "Рено" нужно начинать привыкать уже сегодня, потому что, когда с арены "Больших призов" исчезнет производитель этого супердвигателя, привычная расстановка сил изменится очень сильно, ибо в последние несколько лет название "Рено" стало синонимом победы - в "Гран-При", в чемпионатах, в Кубках конструкторов.
...Они сказали: все хорошее рано или поздно заканчивается. И уходить, по их мнению, лучше всего находясь на вершине. И добавили: концерн "Рено" в "Формуле-1" достиг всего, чего хотел и о чем можно было мечтать. Достигать больше нечего. Мечтать не о чем. И доказывать тоже - все уже доказано. И не раз.
"Рено" принял решение прекратить свое участие в чемпионатах мира "Формулы-1" по окончании 1997 года - гласил официальный пресс-релиз концерна, опубликованный 20 июня уходящего года. Задачи, поставленные нашей фирмой в 1989 году, когда после перерыва "Рено" возвращался в "Формулу-1", значительно перекрыты благодаря высочайшим достижениям технологического процесса под руководством президента "Рено-Спорт" Патрика Фора, генерального директора Кристиана Контзана и технического директора Бернара Дюдо.
- Возвращаясь в "Ф-1" в 89-м, мы намеревались выиграть один или, возможно, два титула чемпиона мира, - говорит Патрик Фор. - Но мы достигли гораздо большего: мы доказали, что "Рено" - один из лучших, если не абсолютно лучший поставщик моторов в мире. Это была победа постоянства и последовательности. Мы ставили на карту наш имидж - и риск оказался оплачен сторицей! Что ж, "Рено" уходит. Наверное, это было плохой новостью для "Бенеттона" и "Уильямса". Чего не скажешь о "Пежо", "Мерседесе", "Феррари", "Форде", "Мюген/Хонде", "Ямахе", "Харте" - и так далее.
Трон короля мотористов освобождается - и каждый из них вправе рассчитывать на кусочек счастья в попытке занять это место.
Ольга ЛИНДЕ
ДОСЬЕ "СЭ" |
"РЕНО" В "ФОРМУЛЕ-1"
С 1977 года по 1985 год фирма была представлена в чемпионатах мира собственной командой (турбодвигатель плюс шасси).
Первая гонка в "Ф-1": "Гран-при Великобритании" (16.07.77, Жан-Пьер Жабуй).
Первые очки в"Ф-1": "Гран-при США" (1.10.78, Уоткинс Глен, Жабуй, 4-е место).
Первый подиум в"Ф-1": "Гран-при Франции" (1.07.79, Дижон-Пренуа, Жабуй - 1-й, Рене Арну - 3-й).
Первая поул-позишн: "Гран-при ЮАР" (3.10.79, Кьялами, Жабуй).
Первая победа: "Гран-при Франции" (1.07.79, Дижон-Пренуа, Жабуй).
Первый дубль на стартовом поле: "Гран-при Франции" (1.07.79, Дижон-Пренуа, Жабуй - Арну).
Первый дубль на подиуме: "Гран-при Франции" (27.07.82, Ле Кастелле, Арну - Ален Прост).
Высшее место: в чемпионатах мира - 2-е (83-й, Ален Прост), в Кубках конструкторов - 2-е (83-й).
Всего: 123 гонки, 15 побед, 31 поул-позишн, 18 быстрейших кругов, 17 дублей на первой линии стартового поля, 1 дубль на подиуме, 312 очков).
С 1983 года "Рено" выступает и как поставщик моторов для других команд: 83-й - "Лотус"; 84-й - "Лотус", "Лижье"; 85 - 86-й - "Лотус", "Лижье", "Тиррелл".
В эти годы показатели фирмы (исключая достижения команды "Рено"): 5 побед, 19 поул-позишн, 5 быстрейших кругов, 3 дубля на первой линии стартового поля, 1 дубль на подиуме.
В 1985 году прекращено участие "Рено" в чемпионатах мира отдельной командой. В 1986 году "Рено" оставался в "Ф-1" только как поставщик двигателей. В 1987 и 1988 годах "Рено" в чемпионатах мира участия не принимал. С 1989 года возобновлено участие в "Формуле-1" как поставщика двигателей.
НОВАЯ ЭРА
С 1989 по 1991 год "Рено" поставлял свои двигатели только команде "Уильямс", с 1992 по 1994-й - "Уильямсу" (на правах партнера) и "Лижье" (на правах клиента), с 1995 года партнерами "Рено" являются две топ-команды - "Уильямс" и "Бенеттон".
Первый старт в "Ф-1": "Гран-При Бразилии" (26.03.89, 2-е место в квалификации плюс быстрейший круг - Риккардо Патрезе).
Первые очки: "Гран-при Сан-Марино" (23.04.89, Тьерри Бутсен, 4-е место).
Первый подиум: "Гран-при Мексики" (28.05.89, Патрезе, 2-е).
Первая поул-позишн: "Гран-при Венгрии" (13.08.89, Патрезе).
Первая победа: "Гран-при Канады" (18.06.89, Бутсен).
Первый дубль на стартовом поле: "Гран-при Венгрии" (13.08.90, Патрезе-Бутсен).
Первый дубль на подиуме: "Гран-при Канады" (18.06.89, Бутсен-Патрезе).
Высшее место: в чемпионатах мира - 1-е (92-й - Мэнселл, 93-й - Прост, 95-й - Шумахер, 96-й - Хилл). В Кубках конструкторов - 1-е (92-94, 96-й - "Уильямс", 95-й - "Бенеттон").
Всего: 129 гонок, 66 побед, 72 поул-позишн, 70 быстрейших кругов, 40 дублей на первой линии стартового поля, 20 дублей на подиуме.
ВСЕГО ЗА ВРЕМЯ УЧАСТИЯ МАРКИ В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА "ФОРМУЛЫ-1": 269 гонок, 122 поул-позишн, 86 побед, 93 быстрейших круга, 60 дублей на первой линии стартового поля, 22 дубля на подиуме, 4 победы в чемпионатах мира, 5 побед в Кубках конструкторов.
ПОБЕДЫ И ПОУЛЫ ДЛЯ "РЕНО"
ПОУЛ-ПОЗИШН: 122
Ален ПРОСТ | 23 |
Дэмон ХИЛЛ | 20 |
Айртон СЕННА | 18 |
Найджел МЭНСЕЛЛ | 18 |
Рене АРНУ | 14 |
Риккардо ПАТРЕЗЕ | 6 |
Жан-Пьер ЖАБУЙ | 6 |
Дэвид КУЛТХАРД | 5 |
Михаэль ШУМАХЕР | 4 |
Элио ДЕ АНЖЕЛИС | 3 |
Жак ВИЛЬНЕВ | 3 |
Тьерри БУТСЕН | 1 |
Патрик ТАМБЭ | 1 |
ПОБЕДЫ В "ГРАН-ПРИ": 86
Дэмон ХИЛЛ | 21 |
Ален ПРОСТ | 16 |
Найджел МЭНСЕЛЛ | 15 |
Михаэль ШУМАХЕР | 9 |
Айртон СЕННА | 4 |
Рене АРНУ | 4 |
Риккардо ПАТРЕЗЕ | 4 |
Жан ВИЛЬНЕВ | 4 |
Тьерри БУТСЕН | 3 |
Жан-Пьер ЖАБУЙ | 2 |
Джонни ХЕРБЕРТ | 2 |
Элио ДЕ АНЖЕЛИС | 1 |
Дэвид КУЛТХАРД | 1 |
ПЕРВАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ "РЕНО"
12 | МЭНСЕЛЛ/ПАТРЕЗЕ |
11 | ПРОСТ/ХИЛЛ |
10 | ПРОСТ/АРКУ |
9 | ХИЛЛ ВИЛЬНЕВ |
6 | ХИЛЛ/КУЛТХАРД |
ХИЛЛ/ШУМАХЕР | |
ЖАБУЙ/АРНУ | |
1 | ПАТРЕЗЕ/БУТСЕН |
ХИЛЛ/МЭНСЕЛЛ | |
ШУМАХЕР/КУЛТХАРД | |
ПРОСТ/ЧИВЕР | |
ТАМБЭ/ДЕ АНЖЕЛИС | |
МЭНСЕЛЛ ДЕ АНЖЕЛИС | |
ДЕ АНЖЕЛЕС/СЕННА | |
ХИЛЛ/БЕРГЕР |
ПОБЕДНЫЕ ДУБЛИ ДЛЯ "РЕНО"
8 | МЭНСЕЛЛ/ПАТРЕЗЕ |
6 | ХИЛЛ/ВИЛЬНЕВ |
4 | ШУМАХЕР/КУЛТХАРД |
3 | ХИЛЛ/ШУМАХЕР |
2 | ХИЛЛ/КУЛТХАРД |
ХИЛЛ/АЛЕЗИ | |
1 | ПРОСТ/ХИЛЛ |
ПАТРЕЗЕ/БУТСЕН | |
ШУМАХЕР/ХЕРБЕРТ | |
ВИЛЬНЕВ/БЕРГЕР | |
ПРОСТ/АРНУ | |
СЕННА/ЛАФФИТ |
В 95-м - в сезон полного триумфа - гонщики с двигателями "Рено" 11 раз занимали три первых места на стартовом поле и трижды делали хет-трик на подиуме, в 96-м хет-трик на старте был 1 раз, зато на подиум гонщики "Рено" втроем поднимались шесть раз.
ГЛАВНЫЙ СОПЕРНИК - "ХОНДА"
Достижения | RENAULT | HONDA |
Победы в "Гран-при" | 66 | 71 |
Победы в ЧМ | 4 | С |
Победы в КК | 5 | 6 |
Поул-позишн | 72 | 74 |
Дубли на стартовом поле | 40 | 44 |
Дубли на подиуме | 20 | 24 |
Хет-трик на подиуме | 9 | 4 |
"Хонда" провела в "Ф-1" как поставщик двигателей "новой эры" девять сезонов (84-92), "Рено" - восемь (89-96, 97-й будет девятым). В 87-м, 88-м и 91-м "Хонда" снабжала двигателями по две команды (соответственно "Лотус" и "Уильямс", "Лотус" и "Макларен", "Макларен" и "Тиррелл"), в остальные годы - по одной ("Уильямс" - с 83-го по 86-й, "Макларен" - 89-90, 92). В современной "Ф-1" (речь не идет о 70-х годах, когда львиная доля команд в чемпионатах мира ездила на "Форде") только на счету "Рено" и "Хонды" четыре первых места по итогам "Гран-при": для "Рено" на "Гран-при Франции"-96 этого добились Дэмон Хилл, Жак Вильнев (оба - "Уильямс-Рено"), Жан Алези и Герхард Бергер (оба - "Бенеттон-Рено"), для "Хонды" на "Гран-при Великобритании"-87 - Найджел Мэнселл, Нельсон Пике (оба - "Уильямс-Хонда"), Айртон Сенна и Сатору Накаджима (оба - "Лотус-Хонда").
"Хонда", как и "Рено", выступала в "Ф-1" отдельной командой - в 64-68-м годах (35 "Гран-при", 1 победа, 1 поул, лучшее место в КК - 4-е в 67-м году).
КТО, КРОМЕ "РЕНО" И "ХОНДЫ"
Достижения | "Феррари" | "Порше" | БМВ | "Форд" |
Победы в "Грай-при" | 20 | 26 | 9 | 19 |
Победы в ЧМ | - | 3 | 1 | 4 |
Победы в КК | 2 | 2 | - | 2 |
Поул-позишн | 29 | 7 | 15 | |
Дубли на стартовом поле | 7 | 1 | 1 | - |
Дубли на подиуме | 6 | 7 | - | 1 |
Показатели "Форда" взяты за последние 12 лет - с того момента, как в "ф-1" снова появилась "Хонда", для остальных в этой таблице - с начала 80-х.
ДУБЛИ В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА
RENAULT | 3 (92 - Мэнселл/Потрезе, 95 - Шумахер/Хилл, 96 - Хилл/Вильнев) |
HONDA | 3 (87 - Пике/Мэнсел, 88/89 - Прост/Сенна) |
PORSCHE | 1 (84 - Лауда/Прост) |
FORD | 1 (Джонс/Пике) |
ХЕТ-ТРИКИ В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА
HONDA | 1 (87 - Пике/Мэнселл/Сенно) |
FORD | 1 (81 - Пике/Рейтеманн/Джонс) |
RENAULT | 1 (95 - Шумахер/Хилл/Култхард) |
ДВОЙНОЙ ДУБЛЬ В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА*
RENAULT | 1 (95 - Шумахер/Хилл/Култхард/Херберт) |
* - четыре первых места в зачете ЧМ
ДУБЛИ В КУБКАХ КОНСТРУКТОРОВ
FORD | 2 (80 - "Уильямс"/"Лижье", 81 - "Уильямс"/"Брэбхэм") |
RENAULT | 1 (95 - "Бенеттон"/"Уильямс") |
ХЕТ-ТРИКИ В КУБКАХ КОНСТРУКТОРОВ
FORD | 1 (80 - "Уильямс"/"Лижье"/"Брэбхэм") |
Начав принимать полноценное участие в ЧМ с 67-го года (в 63-65-м годах - по одному "Гран-при", в 66-м - три), "Форд" снабжал двигателями львиную долю команд (например, в 69-м 5 из 7 ездили на "Форде" - и так далее), именно поэтому в активе "Форда" есть от трех (70-й) до пяти (73-й) первых мест в КК (в 69-м - четыре).
СЕЗОН ТРИУМФА
"ФОРД" | 1973: 15 "Гран-при" - 15 побед (одержаны пятью пилотами), 14 поулов (четверо), 15 хет-триков на подиуме, 14 раз первая линия на стартовом поле была занята "Фордом" |
"ХОНДА" | 1988: 16 "Гран-при" - 15 побед (двое), 15 поулов (двое), 10 дублей на подиуме, 12 стартов с первой линии |
"РЕНО" | 1995: 17 "Гран-при" - 16 побед (четверо), 16 поулов (трое), 9 дублей (четверо), 3 хет-трика, 13 стартов с первой линии |
"ФЕРРАРИ" | 1952: 8 "Гран-при" - 7 побед (трое), 7 поулов (трое), 6 дублей, 2 хет-трика, 1 старт с первой линии (на ней было три места) |
ОБЩИЙ ЗАЧЕТ
69-й год | десять первых мест за "Фордом" |
73-й | восемь первых мест за "Фордом" |
80-й | пять первых мест за "Фордом" |
60-й | четыре первых места за "Клаймексом" |
95-й | четыре первых места за "Рено" |
50-й | три первых места за "Альфа Ромео" |
68-й | три первых места за "Фордом" |
71-й | три первых места за "Фордом" |
72-й | три первых места за "Фордом" |
81-й | три первых места за "Фордом" |
87-й | три первых места за "Хондой" |
Но не стоит забывать, что "Форд" всегда брал количеством!
МОТОРЫ В "ФОРМУЛЕ-1"
ПОБЕДЫ В "ГРАН-ПРИ"
174 | FORD |
108 | FERRARI |
86 | RENAULT |
71 | HONDA |
40 | CLIMAX |
26 | PORSCHE |
9 | MERCEDES |
ПОУЛ-ПОЗИШН
138 | FORD |
122 | RENAULT |
118 | FERRARI |
74 | HONDA |
45 | CLIMEX |
15 | ALFA ROMEO |
15 | BMW |
8 | MERCEDES |
1 | HART |
КОЛИЧЕСТВО "ГРАН-ПРИ" ДО ПЕРВОЙ ПОБЕДЫ
1 | ALFA ROMEO |
MERCEDES | |
3 | REPCO |
4 | BMW |
6 | CLIMEX WESLAKE |
8 | FORD |
9 | FERRARI |
11 | HONDA |
14 | VANWAL |
16 | BRM |
20 | PORSCHE |
25 | RENAULT |
26 | MASERATI |
70 | MATRA |
КОЛИЧЕСТВО "ГРАН-ПРИ"
570 | FERRARI |
434 | FORD |
269 | RENAULT |
212 | ALFA ROMEO |
197 | BRM |
186 | HONDA |
128 | HART |
125 | MATRA |
105 | PORSCHE |
99 | YAMAHA |
81 | MUGEN |
5O | MERCEDES |
49 | PEUGEOT |
ПОБЕДЫ В ЧЕМПИОНАТАХ МИРА
13 | FORD |
9 | FERRARI |
5 | HONDA |
4 | RENAULT |
CLIMEX | |
3 | TAG PORSCHE |
TURBO | |
2 | ALFA ROMEO |
MERCEDES | |
MASERATI | |
REPCO | |
1 | BRM |
BMW TURBO |
ПОБЕДЫ В КУБКАХ КОНСТРУКТОРОВ
10 | FORD |
8 | FERRARI |
6 | HONDA |
5 | RENAULT |
4 | CLIMEX |
2 | TAG PORSCHE |
TURBO | |
PEPCO | |
1 | VANWAL |
BRM |
ЭВОЛЮЦИЯ МОТОРА "РЕНО" V10 С 1989 ГОДА
Год | Тип | Объем (л) | Мощность max (л.е.) | Режим (об/мин) | Победы в г.п. |
1989 | RS 1 | 3,5 | 6000 | 11 800 | 2 |
1990 | RS 2 | 3,5 | 630 | 13 000 | 2 |
1991 | RS 3 | 3,5 | 630 | 13 800 | 7 |
1992 | RS 3С | 3,5 | 680 | 14 200 | 10 |
RS 4 | 3,5 | 700/720 | 14 500 | (*) | |
1993 | RS 5 | 3,5 | 750 | 14 800 | 10 |
1994 | RS 6 | 3,5 | 800 | 15 300 | 7 |
1995 | RS 7 | 3 | +700 | +16 000 | 16 |
1996 | RS 8 | 3 | 720 | 16 500 | 12 |
(*) - RS4, плохо принятый пилотами, в начале сезона был демонтирован.