Газета Спорт-Экспресс от 15 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

16 октября 1996

16 октября 1996 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Лугано. Чемпионат мира.

12 октября. Женщины. Групповая гонка на 100,8км. 1. Барбара Хееб (Швейцария) -2:53.05. 2. Раса Поликавичуте (Литва) - отставание 0.17. 3. Линда Джексон (Канада) - 0.37. 4. Лаура Чарамеда (США) - 1.51. 5. Иоланда Поликавичуте (Литва) - 1.51. 6. Алессандра Каппеллотто (Италия) - 1.51.7. Жанни Лонго (Франция) - 1.51. 8. Эдита Пучинскайте (Литва) - 1.51. 9. Александра Колясева (Россия) - 1.51. 10. Катрин Марсаль (Франция) - 1.56. 11. Зульфия Забирова (Россия) - 1.56... 25. Светлана Бубненкова (Россия) - 12.15. 26. Наталья Бубенщикова (Россия) - 12.15... 40. Наталья Кищук (Украина) - 19.15... 53. Татьяна Каверина (Россия) - 26.45... 56. Вера Хольфельд (Германия) - 27.10... 58. Гульнара Фаткулина (Россия) - 27.30... 63. Зита Урбонайте (Литва) - 27.30... 72. Наталья Разина (Украина) - 27.30. 73. Валентина Карпенко (Украина) - 34.11. Стартовали 93 спортсменки, финишировали 73.

Юниоры до 23 лет. Групповая гонка на 168 км. 1. Джулиано Фигерас (Италия) - 4:23.50. 2. Роберто Сгамбеллури (Италия) - 0.01. 3. Лука Сирони (Италия) - 0.29. 4. Паоло Беттини (Италия) - 0.29. 5. Рене Андрле (Чехия) - 0.49. 6. Кристиан Шаррьер (Швейцария) - 0.49. 7. Сесар Гойенече (Колумбия) - 1.02. 8. Майкл Бэрри (Канада) - 2.13. 9. Йорг Якше (Германия) - 2.21. 10. Сальваторе Коммессо (Италия) - 2.21. 11. Олег Тимофеев (Россия) - 2.22... 30. Игорь Пугач (Молдавия) - 8.47... 41. Сергей Бородулин (Белоруссия) - 13.50... 46. Александр Корнатов (Россия) - 13.50... 52. Дмитрий Фофонов (Казахстан) - 13.50... 54. Сергей Московчик (Украина) - 13.50... 57. Тадеуш Ризи (Латвия) - 13.50. 58. Александр Бочаров (Россия) - 13.50... 62. Михаил Руцкий (Белоруссия) - 18.40... 75. Павел Кабецкий (Белоруссия) - 24.38. 76. Михаил Халилов (Украина) - 24.38... 78. Андреи Бородулин (Белоруссия) - 24.38. Стартовали 137 спортсменов, финишировали 84.

13октября. Элита. Групповая гонка на 252 км. 1. Йохан Мюзеув (Бельгия) - 6:23.50. 2. Мауро Джанетти (Швейцария) - 0.01. 3. Микеле Бартоли (Италия) - 0.29. 4. Аксель Мерке (Бельгия) - 0.29. 5. Ришар Виранк (Франция) - 0.30. 6. Андреа Тафи (Италия) - 1.26. 7. Лоран Жалабер (Франция) - 1.26. 8. Давидо Ребеллин (Италия) - 1.26. 9. Тони Ромингер (Швейцария) - 1.26. 10. Бьярне Рийс (Дания) - 1.26... 12. Джанни Буньо (Италия) - 1.26. 13. Клаудио Кьяппуччи (Италия) - 1.26... 15. Владислав Бобрик (Россия) - 1.26... 20. Андреа Ферригато (Италия, "Рослотто") - 4.09... 24. Марко Финкато (Италия) - 6.19... 35. Вячеслав Джаванян (Россия) - 15.00... Стартовал 151 гонщик, финишировали 49.

СТАВКА НА КАМИКАДЗЕ

Валерия МИРОНОВА

из Лугано

ПЯТНИЦА

- Хотите распишу сценарий завтрашней гонки? предложил Владимир Рева, в машине которого я просидела все два часа, что длилась тренировка Зульфии Забировой.

- На первом же 3,5-километровом двухступенчатом подъеме группа неминуемо разорвется, потом на спуске вновь соберется. На второй горке опять последует разрыв, после которого сгруппируются уже далеко не все. 3-й круг станет определяющим: половина безнадежно отстанет, а среди лидеров начнется суровая тактическая борьба. Полагаю, будут рывки - со стороны итальянок, но это ни к чему не приведет. Может, конечно, преподнести сюрприз Лонго. А вот если кто уедет за два круга до финиша, то считайте - насовсем... В общем, интереснейшая будет гонка, в ней равномерно распределены подъемы, равнинные участки и спуски. А это, поверьте, пропорция не для слабонервных. Чтобы доехать такую дистанцию в лидерах, мастерство и отчаянность нужны как у... камикадзе.

СУББОТА

По существу, опытный тренер ошибся только в персоналиях, сделав ставку на итальянок и Лонго. Последняя, впрочем, честно отпахала (другое слово и подобрать было трудно, глядя после финиша на эту измученную, с огромными мешками под глазами женщину) в лидерах первые два (по 16 км 800 м) круга, но в лидерах, отнюдь не единоличных, поскольку вместе с ней была солидная компания примерно из 25 - 30 гонщиц, в составе которой были четыре из шести россиянок: Зульфия Забирова, Александра Колясева, Светлана Бубненкова и Наталья Бубенщикова.

Мало кто предполагал, что судьба гонки, начавшейся под уже традиционным здесь серым дождем, а закончившейся при ясном солнышке, будет предрешена значительно раньше предполагаемого срока. То есть на первой горе всего-то третьего круга из шести. Именно в этот момент впереди оказалась швейцарка Барбара Хееб. За ней неотступно следовали литовка Раса Поликавичуте и канадка Линда Джексон. Лонго со все более уменьшающейся группой, в которой мужественно держались теперь уже только две россиянки - Забирова и Колясева, - отставали все больше и больше. На четвертый круг они ушли с разрывом уже в 28 секунд от первой троицы.

Особо волноваться за Лонго тем не менее не приходилось, ведь любой сведущий в велоспорте прекрасно знает: Жанни запросто может ликвидировать отставание в пределах даже двух минут. А хрестоматийные разборки в групповых гонках начинаются обычно километров за 30 до финиша.

Однако неординарная трасса сломала все каноны. Вторая половина действа в целом здорово смахивала на трековую гонку преследования, когда три девушки попеременно делали смены, отдыхая за спинами друг друга. Как вы понимаете, это была все та же швейцарско-литовско-канадская "команда". Серьезных попыток рвануть и догнать беглянок никто из группы в 13 гонщиц, следовавших за ними, так и не предпринял.

Итак, стало ясно, что россиянкам, увы, не светит. И за кого нам оставалось здесь болеть? Ясное дело - за Поликавичуте! Все ж не чужая она нам. Более того - почитай, натуральная москвичка, хотя и с литовским паспортом. Несколько лет назад Раса выступала за сборную СССР и тогда же вышла замуж за серебряного призера сеульской Олимпиады в трековом спринте Николая Ковша. Любопытно, что, пока мама мужественно сражалась на дистанции за медаль, в литовском боксе ее ждал... 4-летний сын Артур, которого Раса частенько берет с собой на гонки.

К последнему кругу стало очевидно: первое-второе места разыграют между собой Хееб и Поликавичуте. Джексон делала поистине героические попытки не отстать, но чувствовалось, что силы ее оставляют. Чисто визуально Раса выглядела посвежей измочаленной Хееб. Но... В какой-то момент подумалось: если на втором подъеме заключительного отрезка Поликавичуте не убежит от швейцарки, то очень рискует уступить ей на финитных спуске и равнине. Надо же, так и случилось! Хееб вдруг ускорилась - неожиданно и неотразимо...

- Господи, жизнь учит-учит, а наивности моей по-прежнему нет предела, - виновато улыбаясь, говорила мне потом Раса. - Вы спрашиваете, о чем мы то и дело переговаривались с Хееб на дистанции? Я еду, тяну в гору, а Барбара ноет: Ой, больше не могу! Раса, езжай ты". Я отвечаю: мол, ты с ума сошла, надо ехать во что бы то ни стало. Ведь если Джексон - а она прекрасный спринтер - нас сейчас догонит, то на равнине расправится с нами обеими, как с детьми! При этом сама-то я знала, что мои спринтерские качества куда как лучше, чем у Хееб. А Барбара заладила свое: не могу, да не могу. Ну я и тащила ее за собой всю гору. Осталось 100 метров до перевала, дала ей смену... Тут она ка-а-ак саданет! Поймите, я-то после смены вымоталась. Изо всех сил пыталась потом догнать Хееб на спуске. Но... слишком маленький кусочек остался. Так оплошать еще уметь надо. Признаться, мы с сестрой (Иоланда Поликавичуте вместе с Эдитой Починскайте все время караулили в арьергарде Лонго, Забирову, Колясеву и К°) после второго места в "Тур де Франс" на все 100 рассчитывали здесь на победу. Ну что теперь поделаешь? Прозевала. Счастлива, конечно, все равно. Но - не так.

-Как, вы полагаете, Литва отметит ваши заслуги?

- Да о чем вы говорите? Бюджет нашей федерации настолько скуден, что рассчитывать на что-то сверхъестественное просто смешно.

-Тогда что вас заставляет так надрываться в гонках?

- Нет, вы не подумайте, безусловно, какие-то премии мы получаем. Но главное - хочется доказать всем этим иностранным чемпионкам, которые, совершенно очевидно, почти все сидят на грязной медицине, что и мы, чистенькие, как стеклышко - поверьте, это правда! - тоже можем выигрывать. Впрочем, наверное, я еще слишком молодая (в сентябре Расе исполнилось 26), поэтому искренне верю, что такое возможно.

Не стоит осуждать российских девчонок. Возможно, мы вправе были ждать от Забировой и Колясевой и большего, но, честное слово, они сделали все, что в этот день было в их силах. Александра финишировала в одно время с Лонго, Марсаль, Каппеллотто через 1.51 после чемпионки, а Зульфия - еще 5 секунд спустя. (Кстати, Забирову, похоже, всерьез заразил вирус победы. Обогнав на Олимпиаде саму Лонго, она в новом сезоне намеревается вновь бросить вызов скорости - специально подготовиться и попытаться установить новый мировой рекорд в часовой гонке на треке. Причем, на треке в Крылатском).

...Субботним же вечером в самом крупном магазине Лугано я невольно подглядела забавную, но, как мне потом объяснили, традиционную в этих сдвинутых на велоспорте краях сценку. Внизу в кафетерии собралась толпа продавцов, устроившая этакий тотализатор. С пеной у рта, характерно жестикулируя, каждый высказывал свое мнение относительно завтрашних фаворитов мужской групповой гонки. В блокноте стоявшего ко мне спиной швейцарского тифози значились три фамилии: 1 - Буньо, 2 - Тонков, 3 - Цулле.

Быстренько сделав свои выводы, примерно через час в холле нашей гостиницы я уже задавала вопросы победителю Джиро-96 Павлу Тонкову.

-Судя по вашему акценту, объитальяниваниеидет полным ходом. Гражданство сменить не собираетесь?

- Не вижу в этом пока никакого смысла. Мне, как россиянину, не нужно, например, отбираться, чтобы участвовать в чемпионатах мира. Конкуренция же в итальянской сборной чрезвычайно жестокая.

-Но вы, полагаю, все же уже несколько оторвались от российской действительности. Насколько вам близки установки тренеров сборной России?

- Думаю, в воскресенье мы должны выступить достойно. После первых кругов определим лидера и станем работать на него. Не думаю, чтобы кто-то из российских профи предал национальные интересы и стал исподтишка помогать какому-нибудь своему зарубежному одноклубнику.

-Вот вы дали согласие выступать за сборную и приехали в Швейцарию. Но были и такие, что отказались...

- Если ты не в форме, зачем приезжать и позориться? Для галочки? Сойти с гонки после нескольких кругов считается у нас позором. Будь у меня хоть малейшее сомнение в себе, я бы не посмел здесь появиться. Поскольку, несмотря на цепляющиеся ко мне в последнее время мелкие болячки, я в общем и целом нахожусь в весьма приличной кондиции, то принял предложение российского велосоюза и сразу, за два месяца, начал целенаправленно готовиться к чемпионату мира. Если завтра встану с той ноги и почувствую прилив сил, обещаю - пойду на выигрыш.

-Местная трасса вам знакома?

- Прекрасно. Швейцарию я, можно сказать, исколесил вдоль и поперек. И здесь конкретно мне очень даже нравится. Несмотря на огромное количество виражей. По опыту знаю, поначалу они будут здорово мешать, а под конец могут сыграть на руку лидерам.

-На родине - в Ижевске - у родителей давно не бывали?

- Год. Надеюсь съездить в конце ноября.

-Что в вашей жизни и в вас самом изменила победа на "Джиро"?

- Теперь я постоянно ношу с собой расческу и слежу за своими манерами. Не имею права расслабляться ни на секунду. Но вас, видимо, больше интересует, не заболел ли я звездной болезнью? Не думаю. Наоборот, стал более открытым для общения. Друзей в Италии сразу появилось видимо-невидимо.

-А подруг?

- Вот уже год встречаюсь с одной. Она испанка. Дария - адвокат по профессии.

-Серьезно...

- Вот и я думаю, что наши отношения будут иметь весьма серьезные последствия.

-В следующем сезоне вы снова будете гоняться за "Панарию"?

- Десять дней, как подписал очередной контракт сроком на два года. Наш общий спонсор с группой "Мапеи - клеевая фирма Vinavie - объединяет обе команды в одну, и отныне мы будем называться "Мапеи-Винави".

-Мы - это кроме Тонкова кто еще из великих?

- Ромингер, Тафи, Мюзеув...

-Насколько вы реализовали свой потенциал?

- Далеко не на все сто процентов. Ведь по профессиональным меркам я еще очень молод - 27 лет. Что, кстати, позволяет мне, как вы понимаете, надеяться выиграть в будущем году не только Джиро", но и... даже "Тур де Франс".

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Картинка на мониторе, по которому журналисты в пресс-центре наблюдали за событиями последних кругов (всего их было 15) труднейшей и азартнейшей элитной групповой гонки, завершившей в воскресенье чемпионат мира, здорово смахивала на концовку субботней гонки у женщин. Впереди, словно приклеенные друг к другу, вовсю работали двое - бельгиец Йохан Мюзеув и швейцарец Мауро Джанетти. Позади них - кто-то из итальянской команды. Довольно долго это был Андреа Тафи, затем Микеле Бартоли. Разница заключалась в том, что Линда Джексон за неимением сил потихонечку "отваливала" от Расы Поликавичуте и Барбары Хееб. Итальянцы же, наоборот, пытались настигнуть беглецов.

Так или иначе, всем было ясно: судьба чемпионского титула в руках лишь двоих... Но все по порядку. Первый круг по ясну солнышку группа в туристском темпе катила в полном единении. На втором вперед ушли россиянин Андрей Зинченко на пару с кем-то из французов. Пролидировали они ровно шесть кругов, а это ни много ни мало 100 километров из 252, и создали себе сумасшедшую телерекламу. Ведь операторы держали их в фокусе - страшно представить - аж два (!) часа. И заметьте - совершенно бесплатно. Группа на этих двоих не реагировала, словно их для нее и не существовало вовсе.

Взрыв активности произошел на 8-м круге. Естественно, сладкая парочка тут же исчезла в оголодавшей к тому времени пасти пелотона. И тут же начались куда более серьезные атаки. На протяжении трех следующих отрезков убегали группки из 6, 10, 12 гонщиков. К сожалению, из одного такого отрыва выпал в прямом смысле слова - чемпион разделки Алекс Цулле: сумка с питанием запуталась в его колесе. Наконец где-то в конце 12-го круга из беглецов сформировалась серьезная компания, в которой были два итальянца - Андреа Ферригато и Фабрицио Гиди, два француза, три швейцарца, испанец, немец и бельгиец (Мюзеув то бишь). Сзади же "свиньей" шли - с ума сойти! - все семеро оставшихся итальянцев. Зрелище, надо сказать, было внушительное, и даже весьма! Судя по поведению итальянцев в основной группе, Ферригато и Гиди как лидеры явно не устраивали маэстро тренера сборной Альфредо Мартини. Видимо, в качестве финишеров он их не очень-то рассматривал, а истинный лидер отсиживался в тылу, в арьергарде.

В конце 13-го круга в лидирующей группе началась настоящая разборка. Попытки уехать вдвоем или в одиночку следовали одна за другой. Причем возникало ощущение, что в итальянской команде назревает некая несогласованность. Ферригато и Гиди по идее надо было тормозить, чтобы уступить место своим товарищам, а они продолжали работать как заведенные. Может, решились на самодеятельность?

14-й круг начали семеро: Гиди, Ферригато, немец Хундертмарк, француз Дидье Ру, Мюзеув и два швейцарца - Джанетти и Феличе Путтини. Группа была в 58 секундах. Это немного. Неожиданно - на первом подъеме - вперед рванул Джанетти, а за ним и Мюзеув. Вызов приняла известная уже пара итальянцев. Так они и прорулили почти весь круг. Пока на его финише вдруг не образовался (на третьей причем позиции!) еще один итальянец - Андреа Тафи. Так вот ради кого старалась вся сборная!

Круг 15-й и последний. 22 секунды отделяли в его начале Тафи от Мюзеува и Джанетти. Догонит? Казалось, может.

И все-таки - Мюзеув или Джанетти? Перед последним километром бельгиец вел своего напарника целых четыре смены. Хватит ли Мюзеуву сил? На последней сотне метров Джанетти попытался стрельнуть вперед. Но безрезультатно. А пока мы следили за разборкой главных действующих лиц, на авансцену незаметно вырулил еще один итальянско подданный - Микеле Бартоли. Кто же из двух был козырной картой сеньора Мартини - он или Тафи?

А потом верзила Мюзеув, который в этот день праздновал еще и свое 31-летие, взгромоздившись на пьедестал и приняв золотую медаль из рук президента УСИ Хейна Вербрюггена, слушал свой гимн. Не рыдал, как все остальные, кто стоял здесь до него. Но все-таки и без слез не обошлось.

Теперь - о грустном. То есть о наших. Сошли, если верить итоговому протоколу, 9 из 11 заявленных россиян. Финишировали двое - Владислав Бобрик 15-м (отставание от лидера - 1.26) и рослоттовец Вячеслав Джаванян - 35-м (+ 15.00)"...

А в "будке страны", как образно назвал технический бокс один мой здешний знакомый, с печальными лицами стояли работники российского велосоюза. "Что делать?". Наверное, все-таки стоит всерьез задуматься над этим почти что риторическим на Руси вопросом. И найти решение. Иначе так и будем все время проигрывать.