Газета Спорт-Экспресс от 28 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

29 августа 1996

29 августа 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Страшно непостоянен мир "Формулы-1". Здесь все меняется, как в калейдоскопе: то, что сегодня было черным, завтра становится белым, и наоборот.

Но в течение многих лет - почти половину из тех 47, что существует на свете " Формула-1", - было в этом мире нечто устойчивое: бело-алые " Мак л арены ". Да, конечно, болиды "Феррари" кроваво-красными были еще тогда, когда "Ф-1" и в проекте не было. "Макларены" же, родившись, носили прозвище "оранжевые слоны" (но кто теперь об этом помнит!), но уже в 74-м стали красно-белыми - такими же точно, как сегодня.

Только вот в 97-м году на трассах "Формулы-1" команды "Мальборо-Макларен" не будет - после 23 лет партнерских отношений контракт между крупнейшим фабрикантом табачных изделий и одной из самых титулованных конюшен прерван. "Макларен" плюс "Мальборо" - это 9 чемпионских титулов и 7 Кубков конструкторов. А вот что такое "Макларен" минус "Мальборо"? Пока вопрос...

Слухи о том, что многолетний генеральный спонсор, недовольный тем, как складываются дела у красно-белых (напомним, что "Макларен" не выигрывал гонок с ноября 1993 года. - О.Л.), не намерен возобновлять контракт, долгие годы являвшийся основой финансового благополучия конюшни Рона Денниса, носились в воздухе практически со старта сезона. Как сказал умеющий быть весьма афористичным Фрэнк Уильямс, "Формула-1" - это спорт с 14.00 до 16.00 в воскресенье, а в остальное время это - жестокий бизнес". И у этого бизнеса свои жестокие законы. Любая компания, вкладывающая бешеные деньги в гонки, желает иметь за эти деньги соответствующую отдачу в виде рекламы. А что нынче движет эту самую рекламу? Правильно, телевидение. Так вот, специальные службы "Филип Морис" в начале года провели исследование, в результате которого выяснилось: примерно 85 % экранного времени во время трансляций "Гран-при" в кадре "Феррари" Михаэля Шумахера, "Уильямсы" Дэмона Хилла и Жака Вильнева и "Бенеттоны" Жана Алези и Герхарда Бергера. Из оставшихся 15 % на долю красно-белых "Макларенов" Мики Хаккинена и Дэвида Култхарда приходится от силы процентов пять!

Команда не побеждает и не борется за поулы, а чем еще можно привлечь благосклонный взгляд болельщика, следовательно, и спонсоров? Рон Деннис предпринял решительный шаг, вернув в "Макларен" Алена Проста, человека, собственно говоря, и создавшего славу красно-белым (в этом у него был достойный партнер - Айртон Сенна, так же, как и Прост, трижды становившийся в "Макларене" чемпионом мира). Участие Проста сказывается - команда мало-помалу выбирается из затянувшегося кризиса, но вкладчикам проценты по вкладу нужны не завтра, а сейчас! После того как "Формула-1" вернулась в Европу из своего южноамериканского весеннего вояжа, Вальтер Тома вместе с вице-президентом "Филип Моррис" Джоном Хоганом начали планомерную осаду, фактический шантаж Проста. Рон Деннис, по мнению боссов, после известных событий Имолы-94 утратил мотивацию, а значит, в роли спортивного директора "Макларена" не тянул, - и перед Простом поставили ультиматум: ты становишься директором "Макларена" - и "Мальборо" продлевает контракт! Прост на это не согласился. Он просил подождать, но ждать табачный гигант более не мог. Да и не хотел. На горизонте у "Мальборо" появились гигантские цели. Во-первых, ходят слухи, что в сезоне-97 команда "Феррари", издревле гордившаяся собственной независимостью, таковую утратит - и станет называться "Мальборо-Феррари" (правда, неизвестно, будут ли привычные кровавые болиды перекрашены в другой цвет?). Что реально, ибо один из наибольших вкладов в формирование рекордной зарплаты Шумахера в Скудерии наравне с ФИАТом внесло и "Мальборо". Во-вторых, если помните, "Мальборо" - концерн американский, а в "Ф-1" нынче объявился гонщик-звезда, импортированный как раз из-за океана. Речь, конечно, о канадце Жаке Вильневе, за включение которого в созвездие "Мальборо" маркетинговые службы концерна немедленно повели нешуточную борьбу с Rothmans Of Pall Mall. Кстати, Френк Уильямс уже сотрудничал с "Мальборо" - на заре своей карьеры директора конюшни: машины ISO-Ford (так она тогда называлась) в 73-74-м годах были окрашены в красно-белые цвета. "Ротманс", сделавшийся генеральным спонсором "Уильямса" в 94-м году, пока не получил вожделенной возможности поносить единичку, причитающуюся болиду чемпиона мира, а посему трудно, почти невозможно представить, что он так просто уступит это право даже такому опасному конкуренту, как "Мальборо", а ведь ни для кого не секрет, что в 96-м чемпионом станет кто-то из гонщиков "Уильямса"...

Правда, там, где в игру вступают немереные капиталы, возможно все. Тем более что менеджеру Вильнева Крейгу Поллоку советы дает не кто иной, как Джулиан Джекоби, известнейший юрист из IMG, великий мастер расторжения всяческих контрактов, человек, десять лет управлявший карьерами "мальборовцев" Алена Проста и Айртона Сенны. Этот звездный дуэт поднял котировки "Мальборо" на невероятную высоту, и теперь концерн мечтает так или иначе возродить былую славу и былые традиции. Именно с точки зрения такой перспективы заманчиво соединить в цветах "Мальборо" Шумахера и Вильнева... Вот только сдается мне, что одной только красно-белой гаммы для возрождения супердуэли не достаточно.

Но что же будет с "Маклареном"? Все более и более "онемечивающаяся" конюшня бесхозной не осталась. И не могла остаться - слишком велика слава, пусть она и в прошлом (пока). Сразу после оглашения разрыва с "Мальборо" Рон Деннис оповестил мир о том, что "Макларен" заключил пятилетний контракт с немецким табачным гигантом Reeratsma, выпускающим такие известные сорта сигарет, как West и Davidoff. Сумма контракта, вступающего в силу в будущем году, около двухсот миллионов долларов (то есть примерно 40 миллионов в год), называться конюшня Рона теперь будет "Вест-Макларен-Мерседес". "Вест" уже был в "Формуле-1" - с командой "Цакспид" в 85-89-м годах.

Ольга ЛИНДЕ