Газета Спорт-Экспресс от 27 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Тринадцатый этап: "ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ" |
ХИЛЛ И ШУМАХЕР - В ОДНОЙ КОМАНДЕ!
Поливая призовым - вообще-то страшно кислым, но в такие минуты, как эта, сладчайшим на свете - шампанским дрожащего от восторга Жана Тодта, двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер имел все права на то, чтобы откровенно радоваться своей двадцать первой в карьере победе в "Гран-при". Для того чтобы во второй раз в нынешнем сезоне привести "Феррари" на высшую ступень подиума, он использовал абсолютно все шансы, которые по крохам выдавала ему Фортуна в минувшее воскресенье! Судите сами: тяжелейшая авария на исходе первого тренировочного часа в пятницу, только восьмое время на утренней тренировке в субботу, почти полуторасекундное отставание от "Уильямсов" на квалификации, наконец, только двенадцатый результат на воскресной разогревочной тренировке - а после этого убедительная победа в самой гонке...
- Очень трудно упаковать в слова все, что я сейчас чувствую, - сдержанно улыбался после финиша победитель "Гран-при Бельгии". - Меня преследовали проблемы весь уик-энд, но после того, как год назад я выиграл гонку в Спа, стартовав с 16-го места, я подумал: может, моя нынешняя травма - хороший знак? Но все равно - я не поставил бы и пенни на мою победу. Это улыбка судьбы!
Вообще-то довольно трудно сказать, кому улыбнулась бы судьба, если бы на 12-м круге "Гран-при" в воскресенье не врезался на полной скорости в рельс заграждения Йос Ферстаппен на "Эрроузе"...
Если честно, достаточно трудно сказать и то, был бы Жак Вильнев на поуле по итогам субботней квалификации, если бы за 25 минут до ее окончания над Спа не разразился бы ливень, разом смывший в кювет все тактические построения тех гонщиков, его соперников, в первую очередь Хилла и Бергера.
Короче, если говорить совершенно откровенно, то и квалификация, и гонка на "Гран-при Бельгии" сложились в итоге как несколько совершенно самостоятельных соревнований. Дождем гонщиков в Бельгии пугают всегда. Особенно почему-то по субботам. А потому еще за пять минут до начала квалификации пит-лайн в Спа выглядела несколько необычно: на выезде стояла очередь из порыкивающих движками болидов - точно так же, как это обычно бывает перед короткой утренней воскресной разминкой. Никто не хотел проиграть заранее - вот и получилось, что в отличие от всех прежних квалификаций этого года стартовый ориентир устанавливал не Сало или Лами, а сразу же - Вильнев и Хилл! Канадец ехал метрах в двухстах впереди своего партнера (и главного соперника в борьбе за титул одновременно), а потому несколько секунд лучшим был именно его результат - 1.53,020. Но тут же накатил Хилл - и на первой строке протокола загорелось 1.52,628. Этому результату тоже не суждена была долгая жизнь - его быстро и существенно перекрыл Бергер (1.51,960!). На него, как по команде, начали покушения оба пилота "Макларена" и партнер по "Бенеттону" Алези (после неоднократных вылетов утром француз выехал на квалификацию на запасной матине, сразу же показал 6-й результат - и остановился в траве, поскольку иссякло горючее, вернулся бегом в боксы и дальше ездил снова на "боевой" машине, которая по-прежнему капризничала). И только один-единственный человек взирал на все это оживление как Наполеон - на горящую Москву. В боксах "Феррари", скрестив руки на груди, стоял, не отрывая взгляда от мониторов, Михаэль Шумахер. Накануне после того, как в результате аварии он коленом сломал колонку рулевого управления, поползли слухи, что травма чемпиона серьезна и не только на второй тренировочный час, но и на квалификацию в субботу (а значит, и на гонку) он выйти не сможет! "Авария в пятницу - это позорище, - признался немец. - Я шел на высокой скорости, ошибся - и вылетел, треснувшись коленом о руль". Спортивный директор Скудерии Жан Тодт сочувственно жевал тонкими губами: "Это очень опасно и очень болезненно, будем надеяться, что Михаэль ничего не сломал. Мы не знаем, сможет ли он гоняться..." Ну и какой могла быть первая мысль после таких-то слов, когда видишь - весь пелетон на трассе, а чемпиона возле мониторов?! Позже стало ясно, почему Михаэль игнорировал квалификацию целых двадцать минут - на его машине меняли двигатель и не управились вовремя.
Пока он ждал у моря погоды, Вильнев так и отодвинул Бергера на своем втором выезде - 1.51,308. Тут-то и появился на трассе Шумахер - и сразу отметился третьим (1.52,217). Тут же первый козырь своего пасьянса выложил на стол Хилл - 1.50,980! Спустя пять минут чуть порезвее прошел круг и Шумахер: 1.51,478 - время лучше, но место - нет.
Полчаса до окончания квалификации - на трассе на своей третьей репризе Вильнев - и 1.50,574! Мгновенно выехал из боксов Хилл, ввязавшийся в этот во многом психологический поединок, но... спустя круг вынужден был, как и все остальные, зарулить в боксы - в нижней части Спа уже шел дождь, а вскорости он добрался и до верхней. Причем, пока добирался, вошел, видимо, во вкус, потому что ливануло как из ведра! Стало ясно: все, поле расписано - даже если ливень угомонится, дорога просохнуть не успеет.
- Эта трасса - просто прелесть! - ликовал обладатель поула Вильнев. - Это - мой европейский Элкхарт-Лейк (на трассе в Элкхарт-Лейк Вильнев одержал свою первую победу в ИНДИКАР. - Прим. О.Л.) - такая же просторная! Выиграть поул здесь - настоящее блаженство! Здесь можно понастоящему наслаждаться собой, ведя машину на пределе.
В ответ на вопрос, как ему удалось так быстро выучить трассу, Вильнев улыбнулся: "Это может показаться ребячеством, но я выучил ее, играя на компьютере! Правда, там я так и не побывал на поуле - все восемнадцатый да восемнадцатый..."
Дэмон Хилл, признавшийся, что тоже очень любит езду в Спа, был откровенен: "Предпочел бы быть первым, а не вторым, но что ж поделать. У меня был хороший план, как использовать последнюю смену квалификационной резины, но помешал дождь".
Дождь помешал Хиллу и в воскресенье. Дело в том, что четные позиции на поле в Бельгии расположены на той части трассы, которая просыхает медленнее, а после утреннего прогрева до гонки снова мелко-мелко посыпал дождик, размочивший асфальт. Вот и получилось, что Хилл, стартовавший, по его уверениям, хорошо, на входе в "Ла Сурс" был вынужден пропустить не только Вильнева, но и Шумахера. А уж Култхард пролез на третье место и вовсе силовым приемом из хоккейного арсенала! Хилл не мог себе позволить вылететь до исхода первого круга, а потому, проезжая по лужице, своего бывшего партнера по "Уильямсу" пропустил.
Позади лидеров (напомню, как выглядел пелотон на первом круге - Вильнев, Шумахер, Култхард, Хилл, Хаккинен, Бергер, Алези) в "Ла Сурс" случился массовый завал - не поделили жизненного пространства Херберт и Френтцен, в них врезался Панис, в которого, в свою очередь, влетел Баррикелло...
Но первой семерки это не коснулось. Любопытно, но факт - Вильнев не мог уехать от Шумахера! Как ни старался канадец, но ничего более вразумительного, чем 1,509, он достичь не смог. Култхард сразу же отпал, не выдерживая заданного темпа, за ним с некоторым просветом держался явно заправленный под завязку Хилл. Шумахер вел "Феррари" совершенно спокойно, а вот ехавший впереди него Вильнев нервничал, хотя со стороны чемпиона попыток атаковать не наблюдалось.
Все шло своим чередом в явном ожидании первой серии остановок в боксах, как вдруг на 12-м круге в судьбоносную для всей гонки аварию попал Ферстаппен. Он выбрался из развалин "Эрроуза", упал на траву, полежал, потом, шатаясь, поднялся и самостоятельно залез в санитарную машину. Из которой, правда, потом его уже выносили на носилках: шок, но, как показало обследование, ничего не только не сломано, но даже не ушиблено как следует!
Пока возились с Ферстаппеном и с тем, что осталось от его машины, пелотон был арестован пейс-каром и смирно ездил за ним вплоть до конца 17-го круга. Шумахер первым воспользовался этим преимуществом, мгновенно зарулив в боксы на дозаправку и переобувание. Вильнев промедлил, сославшись позже на то, что не работало радио и он никак не мог договориться со своими
инженерами. Что не работало у Хилла, мы узнаем, надеюсь, позже: трудно объяснить его поздний заезд на пит-лайн - пейс-кар был еще на трассе, но весь пелотон уже шел в затылок друг другу, а потому после этого нелепейшего заезда англичанин вернулся на трассу то ли 11-м, то ли 13-м!
Вообще-то можно сказать, что именно на кругах с 13-го по 17-й все и решилось. Но потом, когда подошла вторая серия пит-стопов, Вильнев мог заставить Фортуну повернуться лицом к себе: на 31-м круге (Шумахер заезжал во второй раз кругом раньше и шел на втором месте) он выехал из боксов впереди немца! Всего на метр, но впереди. Но после пит-лайн его вынесло наружу виража в "Ла Сурс" - и Шумахер, мгновенно сориентировавшись, нырнул внутрь! Как показывали и квалификация, и все тренировки накануне, Уильямс" имеет явно более высокую скорость, чем "Феррари", но Вильнев не предпринял ни одной хоть сколько-нибудь реальной атаки на Шумахера. А немец не был расположен пропускать кого бы то ни было впереди себя по своей воле.
Накануне гонки Вильнев сказал: "Мне нечего терять, и я готов на любой риск, чтобы выиграть гонку и чемпионат!" За свои слова вообще-то надо отвечать. Где он, этот самый "любой риск"? Его не было. И если Шумахер, как я уже сказала, использовал абсолютно все предоставившиеся ему шансы, то Вильнев этого сделать даже не попробовал. Конечно, Хилл был позади, причем далеко, но десять очков, которые мог заработать канадец за победу, приблизили бы его к короне не на шаг, а почти на два.
После гонки заслуженно довольный собой Шумахер шутил:
- Будет забавно помочь Дэмону или Жаку стать чемпионом мира. Сколько это может стоить, если я помогу тебе, Жак?
Вильнев, не ожидавший такого вопроса, явно смутился:
- Давай поговорим об этом позже.
И отвел глаза. Так кому поможет Шумахер? В Бельгии он, сам того не желая, работал на Хилла...
ОльгаЛИНДЕ
Чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Тринадцатый этап. "Гран-при Бельгии". 25 августа. Спа - Франкоршам. 306,592 км (44 круга по 6968 м). 1. Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1:28.15,125 (средняя скорость 208,442 км/ч). 2. Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено") - отставание 5,602. 3. Мика ХАККИНЕН (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 15,710. 4. Жан Алези (Франция, "Бенеттон-Рено") - 19,125. 5. Дэмон Хилл (Великобритания, "Уильямс-Рено") - 29,179. 6. Герхард Бергер (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 29,986. 7. Мика Сало (Финляндия, "Тиррелл-Ямаха") - 1.00,754. 8. Юкио Катаяма (Япония, "Тиррелл-Ямаха") - 1.40,227. 9. Риккардо Россет (Бразилия, "Эрроуз-Харт") - 1 круг. 10. Педро Лами (Португалия, "Минарди-Форд") - 1 круг.
Быстрейший круге гонке: 1.53,067 (221,857 км/ч) - Бергер (42-й).
Круги лидирования: Вильнев с 1-го по 14-й, Култхард с 15-го по 21-й, Хаккинен с 22-го по 23-й, Шумахер с 24-го по 29-й, Вильнев с 30-го по 32-й, Шумахер с 33-го до финиша.
Причины сходов. Дэвид Култхард ("Макларен-Мерседес") - 38-й (вылет с трассы). Мартин Брандл ("Джордан-Пежо") - 35-й (мотор). Эдди Ирвин ("Феррари") - 30-й (коробка передач). Рубенс Баррикелло ("Джордан-Пежо") - 30-й (повредил подвеску во время столкновения с Панисом на 1-м круге). Педро Паулу Диниц ("Лижье-Мюген/Хонда") - 23-й (мотор). Йос Ферстаппен ("Эрроуз-Харт") - 12-й (авария). Оливье Панис ("Лижье-Мюген/ Хонда") - 1-й (поломка подвески после столкновения с Баррикелло). Джонни Херберт ("Заубер-Форд") - 1-й (столкновение с Френтценом). Хайнц-Харальд Френтцен ("Заубер-Форд") - 1-й (столкновение с Хербертом).
Стартовое поле. 1-я линия. Вильнев - 1.50,574 (средняя скорость 226,859 км/ч). Хилл - 1.50,980.
2-я линия. Шумахер - 1.51,778. Култхард - 1.51,884.
3-я линия. Бергер - 1.51,960. Хаккинен - 1.52,318.
4-я линия. Алези - 1.52,354. Брандл - 1.52,977.
5-я линия. Ирвин - 1.53,043. Баррикелло - 1.53,152.
6-я линия. Френтцен - 1.53,199. Херберт - 1.53,993.
7-я линия. Сало - 1.54,095. Панис - 1.54,220.
8-я линия. Диниц - 1.54,700. Ферстаппен - 1.55,150.
9-я линия. Катаяма - 1.55,371. Россет - 1.56,286.
10-я линия. Лами - 1.56,830.
Время 107% - 1.58,314. Итальянец Джованни Лаваджи ("Минарди-Форд") не прошел квалификацию (его результат 1.58,579).
Общий зачет чемпионата мира. 1 . Хилл - 81. 2. Вильнев - 68.3. Шумахер - 39. 4. Алези - 38. 5. Хаккинен - 23. 6. Култхард - 18. 7. Бергер - 17. 8. Панис - 13. 9. Баррикелло - 12. 10. Ирвин - 9. 11. Френтцен - 6. 12. Сало - 5. 13. Херберт - 4. 14. Брандл - 3. 15-16. Ферстаппен и Диниц - по 1.
Кубок конструкторов. 1. "Уильямс" - 149. 2. "Бенеттон" - 55. 3. "Феррари" - 48. 4. "Макларен" - 41. 5. "Джордан" - 15. 6. "Лижье" - 14. 7. "Заубер" - 10. 8. "Тиррелл" - 5. 9. "Эрроуз" - 1.