Газета Спорт-Экспресс от 20 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

20 августа 1996

20 августа 1996 | Хоккей

ХОККЕЙ

КОНТРОЛЬНЫЕ МАТЧИ

ШВЕЦИЯ - РОССИЯ - 2:3 (1:0, 0:2, 1:1)

Швеция: Сало (59:20). Лидстрем - Норстрем, Гарпенлов - Форсберг - Альфредссон. К. Юханссон - Юнссон, Далин - Нюландер - Юлин. Р. Юханссон - Альбелин, Сундин - Сундстрем - Андерссон, А. Юханссон - Нильссон - Бергквист.

Россия: Хабибуллин. Гончар - Зубов, Могильный - Федоров - В. Буре. Юшкевич - Житник, П. Буре - Ларионов - Козлов. Каспарайтис - Кравчук, Коваленко - Яшин - Ковалев. Николишин, Семак, Твердовский.

1-й период. Гарпенлов (Далин, К. Юханссон), 5:23 (1:0 - бол.).

2-й период. Яшин (Коваленко), 1:30 (1:1). Коваленко (Твердовский, Николишин), 7:07 (1:2).

3-й период. Форсберг (Нюландер), 3:00 (2:2 - бол.). Козлов (Твердовский), 6:03 (2:3 - бол.).

Штраф: 8 - 39.

18 августа. Стокгольм. "Глобен Арена". 11 780 (13 800).

Алексей ЖУК

из Стокгольма

ДО ИГРЫ

Турне по Европе для нашей сборной началось с неприятностей. Сначала возникли проблемы в отеле. Шведская федерация некоторых игроков разместила почему-то в семейных номерах, где вместо двух кроватей установлена одна большая. Малахову и Федорову, например, пришлось селиться дважды. Одновременно выяснилось, что небольшой "Дуглас" авиакомпании SAS, который выполнял рейс от Москвы до Стокгольма, не смог вместить все вещи российской команды, и многие сумки и баулы остались в Москве. В субботу вечером в "Глобен" привезли только восемь комплектов формы. Но даже те игроки, которым повезло, все равно не смогли выйти наутро на лед - в Москве остались все клюшки. Провести разминку на земле тоже было невозможно - у большинства игроков спортивная обувь была упакована вместе с формой.

В результате в воскресенье вместо традиционной предматчевой раскатки наши провели собрание и совершили прогулку по окрестностям ледового дворца. Кто-то в качестве разминки поиграл на бильярде, а кто-то поехал в центр посмотреть на Стокгольм. Руководству пришлось даже сделать заявление: мол, если форму не доставят в "Глобен", матч не состоится - в той форме, которую шведы выразили готовность предоставить в пожарном порядке, российская команда на лед не выйдет. Все уладилось только перед самым матчем (хотя личные вещи некоторых игроков не привезли и до его начала), но подготовка к нему была, конечно, скомкана. А по сути, ее не было совсем.

Борис Михайлов, однако, не стал сетовать на судьбу, а только с досады развел руками. Назвав состав, он добавил:

- Мы перетасовали тройки и пары по очень простым причинам. Во-первых, необходимо проверить самые разные сочетания. Во-вторых, как я уже сказал, в тренировочных матчах мы хотим дать возможность выйти на лед всем 26 игрокам. А в-третьих, соперникам совершенно не нужно знать, как именно будут выглядеть у нас звенья на Кубке.

-Травмированные есть?

- Со шведами не будут играть Вячеслав Фетисов и Сергей Немчинов. У обоих незначительные повреждения коленей. Остальные в строю. Немного, правда, потянул связку на ноге Алексей Жамнов, но он, видимо, играть будет. Кроме того, в предыдущем матче шайба попала в шею Юшкевичу - ему даже говорить сейчас трудно - и в лоб Гончару. Но и они тоже выйдут на лед.

-Кто будет капитаном в отсутствие Фетисова?

- Команду выведет один из его ассистентов Игорь Ларионов. Почему именно он? Да просто ни у кого не было никаких сомнений по этому поводу. В том числе и у других ассистентов Фетисова - Сергея Федорова и Павла Буре. И у меня, конечно, тоже.

Шведы, которые приехали в Стокгольм тоже только накануне матча, традиционную разминку провели - форма им из Чехии была доставлена вовремя. Состав их - по сравнению с матчем в Злине - тренер Форсберг поменял несильно: только развел по разным тройкам своих лидеров - Форсберга и Сундина.

ИГРА

Перед матчем шведы провели короткую торжественную часть. Она была очень необычной. После небольшого документального фильма о победах шведского хоккея капитан "Тре Крунур" Калле Юханссон вручил цветы... шведской олимпийской чемпионке по легкой атлетике Людмиле Энквист (бывшей Нарожиленко), а зал взорвался аплодисментами в ее честь. Едва стихли рукоплескания, финн Рами Саволейнен пригласил игроков на вбрасывание, ни погасшего света, ни торжественного представления команд не было.

Наша первая пятерка поначалу не удивила, но, приглядевшись, все вдруг увидели, что рядом с Могильным и Федоровым играет не Павел, а Валерий Буре, накануне присоединившийся к сборной, - Михайлов в последний момент все же решил поберечь Жамнова.

Уже в самом дебюте матча наши дважды ошиблись. Сначала Гончар допустил тактический просчет и, исправляя его, сбил Гарпенлова. А едва он вышел через две минуты, которые были очень нелегкими для Хабибуллина, как Павел Буре припечатал к борту Альфредссона, и за выставленное при этом вперед колено, в свою очередь, получил две минуты. Когда уже казалось, что наши выстоят и на этот раз, воспользовался неразберихой со сменой четверок Гарпенлов: проскочил по флангу один на одни с Хабибуллиным. Швед очень эффектно и в то же время просто - неожиданно "убрав" шайбу в сторону - обыграл вратаря и открыл счет. Иными словами, наши дали шведам фору чуть не с самого начала.

Почти сразу после этого Сундин едва не повторил проход своего давнего партнера и лучшего друга. А на 12-й минуте имел шанс отличиться и второй суперфорвард шведов - Форсберг. Павел Буре попытался обыграть его у своей синей линии, но в результате нападающий "Колорадо" остался с глазу на глаз с Хабибуллиным. Правда, зацепить шведа клюшкой и "повиснуть" на нем успел Зубов. Поэтому бросок у Форсберга толком не получился. Первый опасный момент у ворот хозяев создали Павел Буре с Ларионовым. Павел набросил шайбу на "пятачок", и капитан с ходу постарался переправить ее в дальний угол. Но промахнулся. Потом опасную атаку провело и первое звено: Федоров вкатился в зону, резко ушел в угол площадки и уже оттуда неожиданным пасом нашел на "пятачке" Валерия Буре, но и тому не удалось подправить шайбу. А буквально через десять секунд с "пятачка" бросил и сам Федоров, но - тоже неудача. Все это происходило уже на последней минуте первого периода.

А в самом начале второго наши сравняли счет. И опять же главные события разворачивались на "пятачке". Коваленко из угла увидел одиноко стоявшего рядом с финским вратарем Яшина и, естественно, раздумывать не стал. Пас - и Яшин переправляет шайбу в сетку одним движением клюшки. И хотя тут же Далин с близкого расстояния едва не переиграл Хабибуллина, стало ясно, что со своим безоговорочным преимуществом шведы уже расстались. Тем более что российские тренеры восстановили первую тройку в традиционном составе Могильный - Федоров - Павел Буре. Ключевым моментом матча мог стать бросок Форсберга. После прекрасной паузы и великолепной передачи Гарпенлова сын главного тренера шведов попал в штангу, хотя бросал по пустым воротам. Шведский арбитр, сидевший за нашими воротами, даже зажег красный свет. Но у его коллеги из Финляндии на площадке сомнений не было - и счет остался прежним.

Наши вышли вперед как-то неожиданно. Твердовский бросил от синей линии, Сало неловко отбил шайбу - перед воротами видимость ему закрывал Семак, - и Коваленко не сплоховал - 2:1. А вскоре Сундин зацепил клюшкой подключавшегося к атаке Каспарайтиса, и наши первый раз получили численное преимущество. Пострадавший сам остался реализовывать большинство вместе с Зубовым, Федоровым, Могильным и Буре-старшим. Но ни им, ни вышедшим вслед за ними Коваленко - Яшину - Николишину и Юшкевичу с Житником ничего добиться не удалось. Единственную возможность в эти две минуты упустил Коваленко. Он, в который уже раз, выиграл борьбу перед воротами, но шайба после его броска чиркнула по штанге с внешней стороны. А уже в равных составах Валерий Буре, выйдя один на один с Сало (после красивого паса Ларионова), попал прямо в ловушку шведскому вратарю.

К этому моменту россияне уже в основном атаковали, а хозяева отстреливались контратаками. В такой ситуации заметнее других был у них Сундин. Его широкие движения клюшкой и смена направлений и скорости движения вводили в заблуждение даже самых матерых наших защитников - Зубова и Кравчука.

К середине второго периода постоянные мелкие стычки переросли, наконец, в драку. Самым активным ее участником с нашей стороны стал Николишин. Судьи, однако, быстро восстановили спокойствие. При игре в неравных составах прекрасный дуэт исполнили Гарпенлов и Форсберг. Они вдвоем - без помощи защитников - вчистую переиграли Семака, Коваленко, Твердовского и Юшкевича и заслужили овацию переполненных трибун "Глобена". На несколько минут преимущество гостей перестало казаться незыблемым. И тогда они пошли на традиционный НХЛовский прием: чтобы сбить темп, организовали еще одну драку.

На этот раз в гуще игроков, машущих кулаками, заметнее других были Яшин и Коваленко. Особенно неудержим был последний. Рогер Юханссон после его ударов в буквальном смысле рухнул на лед и поднялся лишь с помощью партнеров, чтобы с разбитым лицом уехать на скамейку запасных. Матч продолжить он так и не смог.

Коваленко же, встав и увидев, в каком состоянии лежит на льду швед, молча отправился в раздевалку - удаление до конца матча. Шведские болельщики долго не могли успокоиться от возмущения. А сам Андрей объяснил потом все, что произошло: "Да он весь матч толкал нас после свистка то рукой, то клюшкой. А в том моменте судья поднял руку - у нас было удаление. И Юха (Дмитрий Юшкевич. - Прим. А.Ж.) явно первым дотягивался до шайбы, а он его ударил. Я не сдержался и оттолкнул шведа от Димки. Он отмахнулся и попал мне в лицо перчаткой... Не старые ли это счеты? Да я его даже не знаю. Мне только потом сказали, что он вроде бы в "Калгари" играл".

Начало третьего периода было, естественно, за шведами - наши еще играли в меньшинстве. И усиленная тройка Сундин - Нюландер - Форсберг пробила-таки Хабибуллина. Начал атаку центрфорвард, а завершил, добив шайбу в пустые ворота мимо нашего вратаря, Форсберг - 2:2.

Но радость шведов была недолгой. Решающий гол на счету Козлова. Замыкая комбинацию Ларионов - Твердовский, он тоже бросал по пустым воротам - 3:2. Наши забили и четвертый гол: выход один на один с Сало красивым броском реализовал Могильный, но секундой раньше арбитры зафиксировали сомнительное положение "вне игры".

Шведы предприняли последний штурм после удаления Житника. Перед этим они даже взяли тайм-аут. Первое звено вместе с Сундиным и Лидстремом на месте защитников за полторы минуты, которые им отвел Кент Форсберг, создало несколько моментов, но добиться так ничего и не смогло. На последней минуте шведы сменили вратаря, но скорее судорожно спасали свои ворота от четвертого гола, нежели атаковали.

ПОСЛЕ ИГРЫ

Лучшим игроком в составе шведов в этом матче был, без сомнения, Матс Сундин. Несмотря на поражение, расстроенным он не выглядел и без колебаний согласился дать интервью.

-Предыдущий матч - с чехами - был более удачным для вас?

- Вот именно - сегодня от нас просто отвернулась удача. Мы создали больше моментов, чем ваша сборная, и имели лучшие шансы, чтобы победить. Но нам откровенно не повезло. В то же время не могу не признать, что у нас сегодня соперник был намного сильнее, чем в предыдущей встрече. В Злине в субботу на лед не вышли Гашек, Ягр и Недвед. Почему? Даже не поинтересовался. А без них чехи оказались не так опасны, как мы ожидали. Кроме того, в том матче неудачно сыграл Турек, а вот Хабибуллин сегодня был просто великолепен.

-Вы знали состав российской сборной до этого матча?

- Нет. Я был, например, очень удивлен, что не приехали Валерий Каменский и Алексей Гусаров из "Колорадо". Они прекрасно отыграли "плей-офф". Они отказались из-за контрактов? И не предполагал об этом. Ну а игроков - таких, как Жамнов, Коваленко, Федоров, Буре, - я знаю, конечно, очень хорошо. Кто-то из них в любом случае должен был быть в команде. Поэтому я настраивался на трудную борьбу.

-Каковы, на ваш взгляд, шансы сборной России на Кубке?

- Вашу сборную я считаю одним из трех главных фаворитов Кубка. С ней могут посоперничать канадцы и американцы.

- А шведы?

- У нас тоже хорошая команда. Обыграть мы можем любого соперника. И это мы, считаю, уже доказали. Но я люблю смотреть правде в глаза. У нас слишком мало звезд, чтобы бороться с фаворитами за победу на турнире. Хотя, если повезет, и мы можем взять Кубок.

-Что, на ваш взгляд, является главным козырем российской сборной? И каков ее главный недостаток?

- Отвечу на тот и другой вопрос одним словом - скорость. Ваши ребята играют от начала до конца матча очень быстро... Я же считаю, что в хоккее нужно постоянно менять темп. Этому научиться, кстати, не так просто.

-А козыри Сундина-хокеиста?

- Уравновешенный характер и профессиональное отношение к делу.

-Вы лично к Кубку мира готовились в Канаде?

- Нет, в Стокгольме. Я практически все лето провел здесь. Начал готовиться еще в первых числах июля. У меня очень хорошие отношения с тренерами "Юргордена", и я всегда первый этап подготовки провожу дома, в своей прежней команде. Обычно работаю вместе с друзьями - Гарпенловом, Рагнарссоном.

-Когда вас спрашивают журналисты, где вы живете, что вы теперь отвечаете?

- В Стокгольме.

-Вы родились в столице?

- Нет, в маленьком городке на границе с Финляндией. Мои родители даже немного говорят по-фински, но они шведы, конечно. А в Стокгольм - точнее, в его пригород - мы переехали позже, когда я уже знал, что такое хоккей.

-У вас в Стокгольме дом?

- Нет, зачем он мне? У меня есть за городом "стюга" - небольшой коттедж. На берегу моря. Там я могу и рыбу половить, и поплавать, и в лес сходить. Что я и делал в свободное от тренировок время. Мне этого вполне достаточно.

-А в Торонто у вас есть свой дом?

- Опять же - зачем он мне? Там я жилье снял только на время.

-Какие новости, к слову, из "Торонто"?

- Я слышал, что мы взяли какого-то очень талантливого русского из "Кельна". Говорят, он был лидером в вашей сборной на последних чемпионатах мира. Правда, я не помню его имени... Березин? Он здесь? В сборной, которая сыграет на Кубке мира? Еще один сюрприз для меня.

-Я слышал, вы любите играть в футбол и в теннис.

- Только в Швеции. В Канаде мое хобби - гольф. Пришлось учиться.

-А помимо спорта чем увлекаетесь?

- Люблю путешествовать на машине. Вообще мне нравятся спортивные автомобили. Совсем недавно купил "Порше".

Первым, кто встретился мне в раздевалке российской сборной, был... Вячеслав Буцаев, еще недавно игравший в НХЛ. "Я переехал в Швецию, - пояснил он. - Уже две недели тренируюсь в "Седертелье". Заключил с этим клубом контракт на год. А сейчас вот пришел поздравить ребят - сыграли они очень хорошо".

- Конечно, шведы очень сильный соперник, - поделился мнением о матче Игорь Ларионов. - У них в составе есть пять-шесть классных игроков. К тому же все они умеют подержать шайбу. Плюс еще необычные условия - в "Глобене" намного жарче, чем в НХЛовских дворцах, и ощущается нехватка кислорода. Поэтому пришлось, откровенно говоря, нелегко.

-За счет чего шведы завладели инициативой в начале матча?

- Заработав два удаления, мы дали им возможность почувствовать игру. Но, к счастью, все же нашли в себе силы переломить ход матча.

-У вас наверняка есть претензии к судейству?

- Я ожидал чего-то такого: европейские арбитры - это я помню еще по выступлениям в Швейцарии - судят немного не так, как их коллеги в НХЛ (а на Кубке мира действуют НХЛовские правила). Я даже уже в ходе игры обращал внимание финского арбитра на то, что надо особенно следить за блокировками. Но он откровенно признался, что не может так сразу поменять свою манеру, свое видение игры. Кроме того, надо учесть, что европейцы не привыкли работать с хоккеистами такого уровня, которые вышли на лед в этом матче.

-Вам лично как дался первый матч в сезоне?

- Да, действительно, я сегодня сыграл, по сути, первый матч в сезоне. А такой матч, на каком бы уровне ты ни играл, легким не бывает. На тренировке в Москве немного потянул мышцы паха. Поэтому сегодня пришлось приложить немало усилий, чтобы отыграть на достойном уровне. Но все закончилось, считаю, благополучно. Во всяком случае, я доволен.

-Этот матч был к тому же особенным для вас...

- Да, никогда до этого я не был в сборной капитаном. Последний раз выводил команду на игру лет, наверное, двадцать назад. Было это еще в Воскресенске в юношеские годы. Быть капитаном сборной - большая ответственность, но скажу откровенно: с ребятами мне сегодня было просто - они все понимают без слов. Но в любом случае, это яркое событие в моей хоккейной биографии.

-А какое самое яркое воспоминание у вас о "Глобене"?

- Наверное, оно связано с последним матчем, который я провел здесь (до того, как вернулся сюда в этом году). Это было в 1989 году, мы обыграли канадцев - 5:3 и стали чемпионами мира. Такое, конечно, не забывается.