Газета Спорт-Экспресс от 16 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

16 августа 1996

16 августа 1996 | Теннис

ТЕННИС

Иван ЛЕНДЛ

ТЕННИС МИЛОСЕРДНЕЕ ГОЛЬФА

Легенда мирового тенниса, уроженец чешской Остравы, а ныне гражданин США Иван Лендл с женой Самантой и тремя дочерьми в эти дни находится на родине. Победитель восьми турниров "Большого шлема" приехал в Чехию для участия в крупном турнире высшей категории Chemapol Trophy Czech open по... гольфу, который вчера начался в Маринске-Лазне и является частью профессиональной серии European PGA Tour.

- Я никогда еще не играл в столь серьезном турнире, поэтому долго размышлял, прежде чем принять предложение "Хемапола". А когда сказал "да", две ночи потом от волнения не мог сомкнуть глаз, - признался журналистам Лендл, который получил wilde card от чешской фирмы в рамках двухлетнего договора о рекламном использовании его имени.

Говорят, когда 18-летнему Лендлу впервые предложили попробовать свои вилы на площадке для гольфа, восходящая теннисная звезда презрительно махнула рукой: "Пусть этим занимаются пенсионеры". По иронии судьбы, именно гольф составляет сегодня главную страсть 36-летнего теннисного "пенсионера".

- Я играю в гольф только ради удовольствия. Он позволяет вновь ощутить дух соревнования, которого мне стало не хватать после завершения теннисной карьеры, - говорит он. - Я и предположить не мог, что это такой трудный вид спорта. Он не так утомляет физически, как теннис, но несравненно более изматывает психику. Теннис милосерднее, он прощает ошибки: вы можете выиграть матч, даже если играете сегодня неважно. В гольфе стоит сделать два-три промаха - и у вас абсолютно никаких шансов на успех.

Новым для себя делом Лендл занялся с основательностью и методичностью, отличавшими его в годы теннисной карьеры: оборудовал возле дома тренировочную площадку, нанял двух тренеров, штудирует литературу о гольфе и, главное, усердно тренируется. Тем не менее великому теннисисту, продержавшемуся на первой строчке в списке лучших мира рекордных 370 недель и заработавшему ракеткой более 30 миллионов долларов, гольф, по его словам, чаще всего приносит лишь убытки.

- На первом в моей жизни турнире я так нервничал, что не мог попасть клюшкой по мячу, - вспоминает он, а об успехах на новом поприще отзывается скромно: - Я пробовал свои силы в квалификационном турнире US Open, но в основную сетку так и не пробился. Однажды мне удалось попасть в лунку с одного удара - это расстояние в 186 ярдов. Два года назад мы с приятелем выиграли турнир в парном разряде, но это в основном его заслуга.

-Как обстоит дело с хроническими болями в спине, которые два года назад вынудили вас окончательно расстаться с теннисом?

- Это артроз позвоночника, он не поддается оперированию. В повседневной жизни спина не слишком беспокоит, но вот те виды спорта, где надо много бегать, для меня исключены. Тем не менее я постоянно держу себя в форме - кроме игры в гольф плаваю, езжу на велосипеде. Мой рацион питания такой же, как прежде. Не курю, не употребляю кофе и алкоголь.

-Что вы думаете о современном теннисе?

- Уровень игры лучших теннисистов мира стремительно растет. Есть несколько игроков, которые кажутся мне почти идеальными, - прежде всего Пит Сампрас, хотя нынешний сезон у него не лучший. Но вот что мне совершенно не нравится - это то, что скорость игры страшно возросла. Есть опасность, что люди перестанут смотреть такой теннис.

-Вам 36 лет, теннисный этап жизни позади. Какие цели вы ставите перед собой сегодня?

- Мне посчастливилось заработать с помощью тенниса хорошие деньги. Я не должен ходить на службу, как другие, и могу заниматься тем, что мне нравится и на что у меня раньше не было времени. Например, дрессировать двух своих немецких овчарок. Разумеется, гораздо больше внимания теперь уделяю семье. Стараюсь приобщить дочерей к спорту, но в общем-то мне все равно, будут ли они хорошо играть в теннис или, к примеру, увлекутся балетом. К сожалению, ни одна из дочерей не знает чешского, так что общение с бабушкой и дедушкой для них проблема.

-В каких вы отношениях с бизнесом?

- Я не слишком в нем силен. У меня есть своя фирма, два теннисных клуба, но я не вижу необходимости делать на этом деньги сверх тех, что уже заработаны.

-Одно время вы собирались стать агентом молодых чешских хоккеистов, играющих в НХЛ.

- Эти планы так и не осуществились. За хоккеем я слежу только как болельщик. Как и раньше, болею за "Хартфорд" - штаб-квартира этого клуба находится в двух шагах от моего дома в Коннектикуте.

-На одном из прошлогодних теннисных турниров ATP Tourвы дебютировали в качестве телекомментатора. Последует ли продолжение?

- Это интересная работа, но только когда ею занимаешься раз в месяц, не чаще. Комментировать все 14 дней Уимблдона, по шесть часов ежедневно - упаси Боже...

-А написать книгу о своей жизни или, скажем, сочинять детективные романы по примеру Мартины Навратиловой вас не прельщает?

- Я получил несколько подобных предложений, но они не показались мне интересными. Литература - это не для меня. Я вообще не люблю писать и говорить о себе.

Судя по всему, "Иван Грозный", заслуживший этот титул за колоссальное честолюбие и волю к победе на теннисном корте, вполне освоился с ролью почтенного отца семейства и чувствует себя в ней вполне комфортно:

- Когда упорно тренируешься, побеждаешь и хоть ненадолго становишься номером один в мире, возникает чрезвычайно приятное чувство. Но физически и психически все это страшно изматывает. Теперь я живу со своей семьей более спокойной и, возможно, более счастливой жизнью.

Виктор ПРУСАКОВ

Прага

(соб. корр. РИА "Новости" - специально для "СПОРТ-экспресс")