Газета Спорт-Экспресс от 14 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

15 августа 1996

15 августа 1996 | Хоккей

ХОККЕЙ

ВЧЕРА. МОСКВА

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ "КОМАНДЫ-МЕЧТЫ"

Алексей ДОСПЕХОВ, Алексей ЖУК, Владислав УТКИН

из гостиницы "Олимпик Пента"

Внешне пока они напоминают скорее компанию молодых людей, приехавших в Москву на короткие каникулы. Кто-то одет "по-пляжному" - в шорты и майку, кто-то - в шикарный костюм. Пока, кажется, на их лицах нет выражения той сосредоточенности, которая обычно сопутствует подготовке к крупным турнирам. Но это лишь внешнее впечатление. На самом деле все игроки нашей сборной мыслями уже там - в Северной Америке. Все, отпуск завершен, через несколько дней команда отправляется на выставочные матчи в Европу.

Во вторник сборная России впервые собралась в полном составе. Программа первого дня несколько условных в сравнении с прежними временами сборов получилась чрезвычайно насыщенной. После завтрака в "Пенте" все хоккеисты отправились на тщательное медицинское обследование. Затем - обед и первое собрание команды, на котором обсуждались общие организационные вопросы. И наконец, в 17:00 - тренировка в Сокольниках.

-Первая тренировка наверняка особенная? - спросили мы главного тренера сборной Бориса Михайлова.

- Да нет, обычное двухчасовое занятие на льду. Такая же будет и завтра, и перед матчем с финнами (первый контрольный матч сборной России состоится 16 августа в 18.30 во Дворце спорта ЦСКА. - Прим. "СЭ".).

-Вы, к слову, что-нибудь знаете о сопернике?

- Увы, ничего. Впрочем, и о других командах информации сейчас очень немного. Вы же знаете, когда и как я стал тренером.

И в этот момент на площадке перед "Пентой" появилась первая группа игроков. Впереди шел Алексей ЯШИН.

-Когда приехали в Москву? - В воскресенье вечером.

-Уже тренировались?

- Да, у ребят, которые играли на Кубке "Спартака", был выходной, а мы покатались в понедельник.

-Насколько нам известно, вы как всегда этим летом тренировались в Финляндии.

- Да, в Турку у Владимира Юрзинова. Две недели занимался с его командой ТПС.

-Кто еще из НХЛовцев готовился к сезону в Турку?

- Дмитрий Юшкевич, Саку Койву и Йере Лехтинен.

Когда Яшин, Каспарайтис, Житник, Юшкевич, Шталенков и Трефилов уже уселись в двухэтажный автобус "Вольво", из дверей отеля вышел задержавшийся в рецепции Николай Хабибуллин. Голкипер сборной - на ходу - тоже согласился ответить на наши вопросы.

-Вы были основным голкипером "Звезд России". Можно назвать вас основным вратарем сборной?

- То, что я регулярно стоял в воротах на Кубке "Спартака", ни о чем не говорит. Тренировки-то только начинаются. И только тренер решит, кто основной, а кто запасной. Хотя, на мой взгляд, все мы втроем сегодня примерно в одинаковой форме.

-Канадцев не боитесь?

- Нет, конечно. Но, сами понимаете, они вместе с американцами будут основными соперниками.

Услышав такой прогноз, мы, конечно, не удивились. Зато удивились секунду спустя: в холле стоял и беседовал с Борисом Михайловым Олег БЕЛОВ.

- Вы в сборной? - поинтересовались мы у экс-партнера Хабибуллина по ЦСКА, которого не было ни в одном из первоначальных вариантов команды.

- Я и сам удивлен. Накануне поздно вечером мне позвонили и буквально ошарашили: ты в команде, завтра приезжай - поговорим, а потом - со всеми на тренировку.

-Рискнем предположить, что сюрприз для вас приятный?

- Еще бы! Кто ж откажется принять участие в Кубке мира. Пусть даже в роли запасного.

- Кстати, в "Питтсбурге" вы уже бывали в такой роли?

- Да, как в начале сезона отправили в фарм клуб, так больше и не "поднимали". Безусловно, такое положение вещей меня устроить не может. Поэтому, если я и на этот раз не попаду в основной состав, буду просить агента поговорить о трейде.

Игорь КРАВЧУК в автобус не торопился. Он ждал Александра СЕМАКА, чтобы поехать с ним на диспансеризацию на машине.

-Игорь, вас можно назвать ветераном подобных хоккейных турниров?

- Да, это уже третий по счету Кубок. Правда, называется он сейчас по-другому.

-Любопытно, что ваш дебют на Кубке Канады 1987 года вспоминает в своей "Автобиографии" Уэйн Гретцки. По его словам, когда канадцами забивалась решающая шайба финальной серии, именно вы были на льду. И еще Гретцки считает, что ваше появление в тот момент было абсолютно случайным, поскольку вы заменили в первой паре защитников Вячеслава Фетисова.

- На самом деле Гретцки ошибается, потому что я до сих пор очень хорошо помню этот эпизод. Дело в том, что я вышел в своей смене - с Игорем Стельновым. А теперь расскажу, как все произошло. В середине площадки я попытался выбить шайбу у Марио Лемье, но неудачно. Канадцы организовали контратаку - "три против одного", и Вячеславу Быкову не оставалось ничего другого, кроме как пойти на нарушение правил. Однако судья не стал останавливать игру, поскольку шайба оставалась у соперников. И тут, когда еще все можно было исправить, Стельнову не повезло - он упал. Так что помочь мне в обороне Игорь, увы, не смог, и канадцы забили победный гол.

-Виктор Тихонов по отношению к вам, тогда молодому игроку, не сделал каких-либо "оргвыводов"?

- Свой выговор я, конечно, получил. Но главное, мне самому было обидно.

-Опять вопрос - как к умудренному опытом ветерану. На ваш взгляд, организаторы Кубка мира поступили мудро, "разведя" турнир по двум континентам?

- Это, думаю, один из плюсов Кубка. Понимаете, на такие матчи, как, например, Финляндия - Словакия, зрители в Канаде вряд ли валили бы валом. В Европе же болельщицкий ажиотаж гарантирован.

- В сборной вам, наверное, уже играть не с руки? - спросили мы подошедшего Семака. - Все-таки отвыкли в НХЛ.

- Вспомнить старые игровые связи очень помог Кубок "Спартака". Игры получились достаточно тяжелыми, и практика была хорошей. На мой взгляд, первый этап подготовки вышел очень плодотворным.

-Для НХЛовца август - непривычное время для ледовых тренировок?

- Втягиваться и в самом деле было нелегко. Но главное начать. Еще пару тренировок - и все будет в порядке.

-Кубок мира - престиж или возможность повысить свои "акции" в лиге?

- Однозначно и не ответишь. С одной стороны вне всякого сомнения, хочется поддержать честь страны, доказать, что наш хоккей не хуже североамериканского, а с другой - я прекрасно понимаю, что за мной будут следить и специалисты. Сыграю хорошо - заработаю висты, а плохо...

Сергей ЗУБОВ и Павел БУРЕ - наши суперзвезды - тоже отправились на медосмотр на машине. На какой? "Шестисотом" черном "Мерседесе".

- Сергей, вы уже катались на льду в Далласе (Сергей Зубов был обменен в "Старз" из "Питтсбурга" в конце июня. - Прим. "СЭ".)?

- Первый раз встал на лед в понедельник в Сокольниках. В Даллас я даже не успел съездить. Хотя Боб Гейни, генеральный менеджер "Старз", три раза звонил, приглашал приехать. Но у меня, к сожалению, не оставалось времени. Ума не приложу, когда буду переезжать, - надо же после Кубка мира до начала трейнинг-кемпа перевезти вещи на новое место. А мы ведь собираемся доиграть до финала, который состоится только в середине сентября. Как иначе!

-Где же вы провели лето?

- Ездил отдыхать на шесть дней во Флориду, на полторы недели в Италию, но в основном был с семьей в Нью-Йорке.

-Признайтесь, известие о трейде шокировало вас?

- В принципе я уже догадывался, что летом что-то должно произойти. В последнее время у меня были натянутые отношения с некоторыми партнерами.

-С кем именно?

- Хм... Скажем так, с лидерами команды.

-К слову, Марио Лемье отказался от участия в Кубке мира. Какие еще новости из команд-соперниц?

- Пока больше ничего вам сказать не могу. Но в ближайшее время буду звонить агенту и поподробнее его расспрошу о канадцах и американцах.

-Вас попросили об этом тренеры?

- Нет, конечно, просто мне надо решить кое-какие свои дела, которые накопились за лето.

-Вы отпрашивались на Кубок мира у руководства "Далласа"?

- В этом не было необходимости. Нам - тем, кто включен в сборные, - нужно было всего-навсего только поставить в известность руководство клуба.

-Какие из предыдущих подобных турниров запомнились вам больше всего?

- Да все, что я видел. Но все же больше других, наверное, Кубок Канады-87, когда все решилось в третьем финальном матче.

-Павел, а вы когда прилетели?

- В пятницу вечером.

-А тренироваться начали давно?

- С 1 июля. Как обычно, под руководством отца, который, если вы не забыли, по контракту с "Ванкувером" отвечает за мою подготовку к сезону.

-Тренировки, думаем, в связи с травмой были довольно своеобразными?

- Вы правы. Приходилось подавляющую часть времени уделять специальным упражнениям. Мне ведь в ходе операции вырезали часть мышцы ноги и вставили ее вместо порванной связки. Нога, естественно, стала значительно слабее, и значит, надо было, так скажем, искусственно наращивать мышечную массу. А это - очень долгий процесс. Над этим наращиванием поврежденной мышцы мы до этого с отцом работали в Лос-Анджелесе примерно пять недель.

-В Москве тренировки стали более традиционными?

- Разумеется. Здесь я впервые начал кататься - занимался на льду уже три раза. Вчера, например, просто для себя вышли на площадку Дворца спорта в Сокольниках вместе с Каспарайтисом, Зубовым, Яшиным и Шталенковым.

-Нога не болит?

- К сожалению, побаливает. Во время тренировок "на земле" я этого не чувствовал, а когда встал на коньки - а в этом случае основная нагрузка приходится как раз на связки, - сразу возникли неприятные ощущения. Так что жду результатов медосмотра.

-И тем не менее в клубе вас отпустили на Кубок без проблем?

- Мне повезло, что в "Ванкувере" подобрались очень хорошие и понимающие руководители. Приведу такой пример. У нашего генерального менеджера Пэта Куинна, который также входит в канадский "штаб" на Кубке мира, спросили, как он относится к тому факту, что Павел Буре будет вашим противником. И Куинн ответил: "Да, Павел будет для нас самым опасным соперником, и мы сделаем все, чтобы остановить его. Но в то же время, если с ним что-то случится, я буду первым, кто выскочит на площадку и отнесет его в раздевалку..." В общем, мне сказали, что я и мои родные вольны сами решать свою судьбу, при этом попросив по возможности избежать риска.

-Если вы готовы рискнуть ради Кубка своим здоровьем, следовательно, этот турнир имеет для вас огромное значение?

- Несомненно. Прежде всего потому, что я много лет провел в разных сборных СССР - от юниорской до взрослой. Теперь мне представился уникальный шанс освежить воспоминания о тех годах, снова повидаться со всеми старыми друзьями. И как же я могу упустить такую возможность!