Газета Спорт-Экспресс от 9 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

10 августа 1996

10 августа 1996 | Хоккей

ХОККЕЙ

КУБОК "СПАРТАКА"-96

"ЗВЕЗДЫ" И "СПАРТАК" ФАВОРИТЫ ПЕРВЫМИ ВЫШЛИ В ПОЛУФИНАЛ

Андрей НАЗАРОВ

Я НЕ СЧИТАЮ СВОЙ ОТЪЕЗД ПОБЕГОМ

Три года назад отъезд молодого динамовского нападающего Андрея Назарова за океан многие расценили как побег в НХЛ, не первый для российского хоккея, но один из первых для "Динамо". Говорили, что игрок просто исчез из команды, а потом объявился в "Сан-Хосе Шаркс", с которым и заключил контракт. Однако сам Назаров смотрит на свой переход из российского клуба в американский совсем по-другому.

- Я считаю, с "Динамо" мы расстались полюбовно. Американский клуб заплатил за меня хорошую компенсацию, так что все были довольны - и я, и "Динамо", и "Сан-Хосе". Получилось так, что контракт заключали довольно долго, и в тренировочный лагерь я уже не успел, приехал сразу к выставочным матчам. Провел три встречи, и меня отправили в фарм-клуб Kansas City Blades. Что самое интересное, и сыграл вроде неплохо, и очки в тех матчах заработал. Но сказали: молодой еще, покатайся в фарме. Так весь год в "Канзас Сити" и продержали.

-Если не попали в тренировочный лагерь, то как же к сезону готовились?

- Пока вопрос, уезжаю я или нет, был еще не решен, я катался вместе с "Динамо" (главным тренером команды тогда был Игорь Тузик). И предсезонку с динамовцами прошел, и в турнирах в Нижнем Новгороде и Магнитогорске с ними участвовал. Так что в плане подготовки все было нормально.

-И какой контракт удалось заключить?

- Первоначально это был двусторонний контракт, поэтому я довольно часто курсировал между основной командой и фарм-клубом. Так было первые два года. Сейчас контракт односторонний. Посмотрим, что получится в этом году.

-Три года назад вы сознательно пошли на заключение именно двустороннего контракта или не знали о его теневых сторонах?

- Конечно, сознательно. В процессе переговоров обсуждалось несколько вариантов. Я решил, что этот - самый лучший из предложенных. Это же нереально, чтобы молодому, мало кому известному игроку сразу предложили твердое место в основном составе. Бывают случаи, когда игроков с миллионными контрактами отправляют во вторую команду. Там все зависит от руководства. Тебе платят деньги, и ты будешь играть там, где скажут.

-Значит, ваша ссылка в фарм не стала для вас неожиданностью?

- Конечно, я понимал, что скорее всего окажусь сначала в фарм-клубе.

-И не было никакой возможности оттуда выбраться?

- Как я уже сказал, от меня это мало зависело. Там нет такого, что, допустим, забиваешь десять голов - милости просим в основную команду. Ты можешь забросить и 50, и 60 шайб и все равно будешь играть в фарме. Последнее слово остается за тренером.

-Кстати, как к вам относились тренеры "Сан-Хосе" и фарм-клуба?

- Неплохо, особенно в "Канзас Сити". Там я был основным игроком, много забрасывал. А в главной команде и без меня хватало претендентов на место в основном составе.

-В "Сан-Хосе" уже целая группа наших игроков.

- Когда я приехал, россиян еще не было. А из русскоговорящих в команде играли Ирбе и Озолиньш. В этот же год в "Сан-Хосе" пришли Игорь Ларионов, Сергей Макаров и массажист Чекменев. Кроме того, первый год в качестве тренера клуба работал Василий Тихонов. Конечно, такое соседство очень помогло мне. С Макаровым и Ларионовым одно удовольствие играть. Подсказывали много.

-С какими проблемами пришлось столкнуться поначалу?

- Прежде всего - язык. Мой школьный английский не позволял чувствовать себя достаточно свободно в чужой стране. Да и страна эта заметно отличается от нашей. Там свои законы, и на адаптацию понадобилось определенное время. Я, конечно, постарался не затягивать с акклиматизацией и за год вроде бы освоился достаточно хорошо. Во всяком случае, в следующем сезоне было гораздо легче. Снова начал год в фарм-клубе, но уже по другой причине - в НХЛ разыгрались страсти с локаутом. И пока НХЛовские игроки бастовали, фармы проводили свой чемпионат. Неплохо сыграл, и, когда локаут завершился, меня вернули обратно, так что заканчивал сезон уже в "Сан-Хосе".

-Травмы были за этот период?

- А куда без них? Пару раз повредил плечо. Выбывал, правда, ненадолго - на пару игр. Лечение, естественно, оплачивал клуб по страховке. Хотя в таких случаях лучшее лечение - покой и лед.

-Кстати, при подготовке ко второму сезону попали в трейнинг-кемп?

- На этот раз попал. А до него побывал дома, в Челябинске. Там отдохнул и начал тренировки: занимался со штангой, бегал кроссы, катался. Так что в Америку вернулся вполне подготовленным.

-Как сложился минувший сезон?

- Он получился немножко сумбурным. В команде творилось непонятно что. С самого начала сезона отчислили Сергея Макарова, решив, что он не подходит. А я думаю, он бы еще пригодился. Затем трейд Игоря Ларионова, сразу после него - Сандиса Озолиньша. Начались проблемы у Артура Ирбе. Виктора Козлова отправили в фарм-клуб, и я фактически остался один из наших в команде. Играл, а потом тоже попал под эту метелку, отправили в фарм.

-Я посмотрела статистику: у вас за 20 игр в "Канзас Сити" набралось 96 минут штрафа. Откуда такая активность?

- В фармах играет много ребят-американцев с амбициями, которые хотят показать на русском игроке, что они умеют биться. Ну и приходилось доказывать, что я тоже не лаптем щи хлебаю, драться со всеми, у кого было желание.

-Но это же был не первый ваш визит в фарм, и раньше штрафа было значительно меньше.

- На этот раз я прибыл в фарм в качестве НХЛовского игрока, довольно жесткого по манере. А когда ты приезжаешь из НХЛ, на тебя по-другому смотрят и проявляют к тебе особое внимание. Там же, в фарме, и закончил сезон. Приглашали на чемпионат мира в Австрию, но я решил сыграть в "плей-офф" за фарм-клуб.

-Год назад "Сан-Хосе" был на подъеме и добрался до "плей-офф" Кубка Стэнли. Вам довелось сыграть в этих матчах?

- Да, играл. Их отличие от чемпионата НХЛ, конечно, огромное, люди выкладываются вдвойне, втройне. "Плей-офф" - это совсем другая игра, со своей психологией. Каждый гол может решить все. К нему и готовятся по-другому.

-И как настраиваются игроки на такие матчи?

- Каждый по-своему: кто клюшки мотает, кто музыку слушает. И если в "Динамо" у нас все было командное - и готовились, и настраивались вместе, то там - каждый сам по себе.

-Чем объяснить неудачи "Сан-Хосе" последнего сезона?

- Честно говоря, я бы не хотел это делать. Не моя забота - думать, почему команда плохо играет. Мое дело - выходить на лед и забивать.

-Своим достижениям учет ведете?

- Конечно. Забросил 20 шайб. Передачи вот не считаю. Главное - голы.

-Каковы перспективы на ближайший сезон?

- По контракту мне играть в "Сан-Хосе" еще год. Постараюсь, чтобы он не пропал даром.

-Условиями контракта довольны?

- Я еще не видел ни одного игрока, который был бы до конца доволен ими. Так, более или менее нормальные. Я вообще по натуре человек неприхотливый: что дают - беру.

-Как устроились в Сан-Хосе?

- Неплохо. Как приехал, купил машину, снял квартиру - дом для одного многовато, достаточно двух-трехкомнатной квартиры.

-Если вас продадут или обменяют в другой клуб, это будет для вас трагедией?

- Думаю, большой трагедии из этого делать не стану. Там всех меняют, продают. Так что игроки в принципе к этому всегда готовы.

-После "Динамо" удалось что-то новое приобрести в НХЛ?

- Прежде всего - новых друзей. И в игре, конечно, тоже приобрел. Больше стал играть в силовой хоккей. Бегаю быстрее. Словом, намного вырос. Там же уровень самый высокий в хоккейном мире.

-А чего пока не хватает?

- Голов хотелось бы побольше забивать.

-Может быть, партнеры виноваты в том, что не забиваете - не помогают?

- Да нет, какие партнеры. Как бы они хороши ни были, если ты сам не забиваешь, никто не поможет.

-Есть у клуба принципиальные соперники?

- "Сан-Хосе" всегда тяжело играет с "Лос-Анджелесом" и "Анахаймом". Грыземся каждый раз не на шутку. Впрочем, в НХЛ это обычное явление, когда соседи "толкаются" друг с другом.

-Какую задачу-максимум ставите перед собой?

- Наверное, поиграть подольше. И еще - поменьше травм, это самое главное. Остальное все придет.

-За океаном удавалось поддерживать отношения со своими земляками? Там же много сейчас челябинцев играет.

- Нет. Знаете, там наши отношения как-то не складываются, даже не могу объяснить, почему. Больше общаешься с игроками своей команды или с родственниками, знакомыми. Поддерживаю связь со своими бывшими одноклубниками-динамовцами - с Климовичем, Бахмутовым. С ними столько прожито...

-А как на Кубке "Спартака" оказались?

- Евгений Владимирович Зимин позвонил, пригласил. Я согласился. Надо начинать подготовку к новому сезону, а хочется еще здесь побыть, с ребятами пообщаться. Тем более очень интересная команда подобралась.

-И в заключение позволю себе вернуться к началу разговора: за кем осталось последнее слово, когда вы решали - ехать или не ехать в НХЛ?

- Мы решали этот вопрос вместе с моим отцом. Подумали, прикинули: все-таки самая классная лига, все сильнейшие игроки там.

-А не лучше ли было поиграть еще годик-другой здесь, окрепнуть?

- Да нет, думаю, вовремя уехал и нисколько об этом не жалею. Наверное, можно было даже раньше уехать. Опыта и там наберешься и, думаю, даже быстрее, чем здесь. Конечно, если ты действительно хочешь чего-то добиться в хоккее.

Нина ШУМИЛОВА