Газета Спорт-Экспресс от 7 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 2

7 августа 1996

7 августа 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ШУМАХЕР, ШИШШЕР И МИЛЛИОНЫ

Случилось это на пресс-конференции после первой свободной тренировки перед "Гран-при Германии" в Хоккенхайме. Михаэль Шумахер подкрался сзади к сидевшему за первым, ближним к журналистам, столом шефу "Мерседеса" Норберту Хаугу и со шкодливой улыбкой вылил тому на голову бокал "Фанты". Не думаю, что такая "шалость" сошла бы с рук кому-то другому. Ну а так все, даже Хауг, и громче всех, разумеется, сам Михаэль, захохотали.

В Германии часто повторяют: автомобиль - любимое дитя нации. В самом деле, к машинам тут особое, чуть ли не культовое отношение. Так что можете себе представить, как боготворят в этой стране своего лучшего гонщика, да еще двукратного чемпиона мира. За несколько дней до соревнований в Хоккенхайме рядом с трассой в лесу и в чистом поле был разбит огромный палаточный город, количество жителей которого явно превышало население самого Хоккенхайма. Над каждой палаткой развевались алые флаги "Феррари" - команды Шумахера, а также яркие полотнища с победными призывами к своему кумиру. Флаги с мужественным профилем Михаэля были водружены чуть ли не на каждом доме и в самом Хоккенхайме, по улицам которого с песнями под барабанный бой бродили толпы фанов. Естественно, вооружены они были "до зубов": у каждого кроме флагов была красно-желтая шумахеровская кепочка, майка, куртка, шорты и прочее, прочее. Все это, конечно, продавалось и продается на каждом углу в любом немецком поселке.

Ну а как встречали болельщики своего кумира на соревнованиях, трудно и описать! Появление на трассе "Феррари" Михаэля являлось сигналом к пальбе, сравнимой, наверное, только с той, что была при штурме Суворовым Измаила. Трибуны моментально окрашивались в красно-желтые цвета и устраивали такую бурю, которая иногда заглушала даже пронзительный рев мотора "Феррари" Шумахера. Кстати, к самому автомобилю здесь, особенно после того, как из-за неполадок в нем немец уже несколько раз не смог закончить соревнования на предыдущих этапах мирового чемпионата, отношение довольно прохладное. 72 процента опрошенных телеканалом RTL заявили, что они боятся за жизнь Михаэля, когда он едет на "Феррари".

Добавила масла в огонь и история, произошедшая с Шумахером на автобане по пути в Хоккенхайм. За 10 километров до отеля, где должен был остановиться Михаэль, его личный "Феррари" F 355 Spider ценой в 221 000 марок, в котором он был вместе с женой Коринной, вдруг забарахлил, и до места парковки пришлось ползти на первой скорости. Механики, прибывшие выручать Михаэля, сказали, что дело или в сцеплении, или в коробке передач. В первом случае ремонт обойдется в три с половиной тысячи марок, во втором - в 15 тысяч. Впрочем, эти затраты несильно смущают Михаэля, который не скрывает, что его зарплата в "Феррари" составляет 35 миллионов марок в год. И это далеко не все его денежные поступления.

Сейчас в Германии серьезно говорят о "предприятии Шумахера". Речь идет о продаже разнообразной продукции с его именем. Сумма выручки уже в этом году составила 60 миллионов марок, в 1997 году, ожидается, она возрастет до 100 миллионов. Всеми делами Михаэля заправляет его менеджер-бизнесмен, а в прошлом кулинар Вилли Вебер. Далее руководство мюнхенской "Баварии", футбольного клуба, являющегося безоговорочным лидером в Германии по части выпуска и продажи экипировки для своих фанов, удивляется тем успехам, которых за короткое время удалось достичь в маркетинге Веберу, получающему сегодня 20 процентов от всех доходов "предприятия Шумахера". "Осенью на рынок поступит наша новая продукция, - рассказывает Вебер.

- Это - джинсы разнообразных расцветок, не только традиционные синие и черные, но и желтые, и красные. Плюс - полотенца, шлепанцы для пляжа или бассейна и многое другое. Очень многое... Но не бойтесь, "кича" от Шумахера не будет, это не соответствует его образу". Сам же Михаэль говорит: "В моем предприятии не должно быть двух вещей - продукции низкого качества и завышенных цен. Я хочу, чтобы каждый фан мог позволить себе купить кое-что из моей коллекции".

Успешно работает Вебер и в другом направлении. Вместе со своими помощниками он выторговывает спонсорские договоры для двукратного чемпиона мира у знаменитых фирм по производству спортивных товаров, страховых компаний, крупнейших телеканалов, концернов, выпускающих часы. Многие спонсоры проявляют большой интерес к Шумахеру, рассчитывая с помощью рекламы получать сверхприбыль. Отношения Михаэля и Вилли самые тесные. "Без Вебера ничего не движется, - говорит Шумахер. - Он осуществляет контроль и, если нужно, ускоряет или тормозит все процессы". Их отношения, которые базируются на 10-летнем контракте, часто называют "мужской дружбой с распределением прибыли". Некоторые говорят о чересчур большой зависимости Михаэля от Вилли. Но Вебер считает, что так рассуждают только завистники. "Сегодня многие хотят поучаствовать в лотерее Шумахера, - улыбается Вебер. - Но только один я в свое время рискнул на него поставить и выиграл таким образом удачную судьбу".

Сегодня в клане Шумахера около 400 человек. Кроме Вебера, работающего с ним с 1988 года, наиболее близки к Михаэлю Хайнер Бухингер, координирующий контакты с прессой, психотерапевт Балбир Сингх - индус с немецким паспортом, который не только помогает своему подопечному обрести душевный покой, но и прекрасно делает массаж, а также готовит вкусные легкие блюда. На особой зарплате и американец Роджер Джиардоне - пилот, управляющий личным самолетом Шумахера стоимостью в 14 миллионов долларов. Естественно, Михаэль в постоянном контакте и с сотрудниками "Феррари" - спортивным директором Жаном Тодтом, инженером по гонкам Игнацио Лунетой, техническим шефом команды Джорджи о Асканелли, руководителем механиков Джанни Петтерлини. Среди близких друзей гонщика Юрген Дилк - президент официального фан-клуба Шумахера, в котором около четырех тысяч членов. Но, конечно, самая важная персона для Михаэля - жена Коринна. "Я обсуждаю с ней все мои планы, всегда прислушиваюсь к ее советам", - утверждает чемпион.

Сама Коринна считает чересчур утомительным для нервной системы наблюдать за всеми заездами мужа. В Хоккенхайме во время свободных тренировок она предпочитала прогуливаться в рощах по соседству с трассой вместе со своими крошечными собачонками Дженни и Флеа.

Ну а Вебер, разумеется, всегда на посту. Говорят, что скоро он будет еще богаче, ведь недавно Вилли подписал договор и с чемпионом мира по мотоспорту австралийцем Майком Дуэном. Большие надежды возлагает Вебер и на Шумахера-младшего - Ральфа, который уже проводит пробные заезды в "Макларене-Мерседесе". Впрочем, не исключено появление брата Михаэля и в "Джордан-Пежо". "Если Ральф придет в "Формулу-1", - говорит Вебер, - то конкуренция между братьями будет очень острой. Пока Шумахер-младший ищет в гонках в основном возможность заработать, но он достаточно честолюбив и в спортивном плане. Думаю, что работа с ним в ближайшие десять лет принесет мне удовлетворение".

Несомненное удовольствие доставляет Веберу и сотрудничество со знаменитой фотомоделью Клаудией Шиффер. "Мы познакомились случайно, - рассказывает Вебер. - Строили на Майорке дома по соседству. Клаудиа спросила, правда ли, что у Шумахера такой оборот... Теперь мы работаем вместе. В 1997 году представим на рынок новое женское белье, телефонные карточки, разрезные картинки-головоломки и многое другое. Мне доставляет большую радость работать с Клаудией, мы ужасно подходим друг другу. Она, на мой взгляд, самая прекрасная женщина в мире. Вообще автоспорт и красивые женщины - самое идеальное для меня сочетание. Мне часто задают вопрос: кем бы я был сегодня без Шумахера? Уверен - все равно оказался бы в "верхушке" автоспорта. Возможно, даже имел бы свою команду в "Формуле-1". А может быть - кто знает, не встреть я Михаэля, то заполнял бы карточки в тотализаторе, надеясь выиграть хоть немного деньжат. Но все-таки там, где Вилли, всегда верный путь и надежда!"

ЕФИМ ШАИНСКИЙ

Хоккенхайм