Газета Спорт-Экспресс от 2 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

2 августа 1996

2 августа 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Atlanta l996

"ЗОЛОТОЙ ГОЛ" КАНУ

1/2 финала

НИГЕРИЯ - БРАЗИЛИЯ - 4:3 (1:3, 2:0, 1:0)

Голы: Флавио Консейсао, 2 (0:1). Роберто Карлос, 25 - в свои ворота (1:1). Бебето, 26 (1:2). Флавио Консейсао, 37 (1:3). Икпеба, 77 (2:3). Кану. 90 (3:3). Кану, 93 (4:3).

Незабитые пенальти: Окона, 62 (вратарь).

Нигерия: Досу, Бабаяро, Уэст, Кану, Окечукву, Амунике (Икпеба, 45), Бабангида (Фатузи, 68), Окоча, Лаваль, Амокачи, Обараку (Орума, 23).

Бразилия: Дида, Зе Мария, Алдаир, Роналдо, Флавио Консейсао, Роберто Карлос, Бебето, Амарал, Жуниньо (Ривалдо, 67), Зе Элиас, Роналдо (Савио, 85).

Судья: Угурдур (Турция).

31 июля. Афины. Stanford Stadium. 78 587 зрителей.

Алексей ДОСПЕХОВ

из Афин

Моим соседом по трибуне оказался темнокожий джентльмен, нервно ерзавший на своем кресле. Разумеется, определить, из какой страны он приехал в Америку, было совсем несложно. Джентльмен тоже, бросив взгляд на мою олимпийскую аккредитацию, понял, кто является его потенциальным собеседником. "Вы ведь из России? - уточнил для верности нигерийский коллега. - Ваша сборная очень сильная". "Но на Олимпиаде она не играла", - на всякий случай пояснил я, памятуя о нескольких забавных казусах, когда здесь у меня, например, вполне серьезно спрашивали, в какой группе выступают российские баскетболисты. Журналист из африканской страны, пощеголяв знанием имен наших футболистов, продолжил: "Знаете, если мы сегодня обыграем бразильцев, это будет великий день для всей страны. Футбольная команда - наша единственная здесь надежда на золотую медаль". Кто сказал, что футбол является пасынком Олимпиады? Пусть в самой Атланте о "соккере" не вспоминают, зато в Афинах, расположенных в ста километрах от олимпийской столицы, футболом живут. Когда наш автобус наконец доехал до стадиона в центре этого городка - однофамильца греческой столицы, аргентинские болельщики еще продолжали начатые накануне празднества по поводу выхода своей сборной в финал. Бразильские же "торсидос" и их нигерийские соратники, вооружившись неизменными барабанами, только готовились к своему полуфиналу.

Небольшими группками - по десять-пятнадцать человек - они подтягивались к главному входу на непонятно зачем построенную в крошечном городе огромную спортивную арену и рассаживались по местам. За полчаса до матча их барабаны начали выстукивать свою тревожную дробь.

Не успел я толком поговорить со своим соседом и узнать у него, правда ли, что некоторые игроки нигерийской сборной вступили в конфликт с тренером Йоханнесом Бонфрере, отказывающимся ставить их в основной состав, как бразильцы открыли уже счет. Произошло это так. Тарибо Уэст скосил набравшего скорость Бебето, и бразильцы получили право на штрафной. До ворот было, в общем-то, далековато - метров 25, но нигерийцы предпочли подстраховаться и выстроили внушительных размеров стенку. Она-то их и подвела. Удар Флавио Консейсао пришелся в ногу кого-то из в ней стоящих и рикошетом отправился в угол. Ликованию "торсидос" не было предела, ну а темнокожий мой сосед, понятное дело, схватился за голову.

Дальше же произошло самое удивительное для меня. Смотрел на бразильцев - и не узнавал их. Да и кто бы мог представить подобное: Марио Загало заставил Жуниньо - малыша Жуниньо, которого многие соперники превосходят в росте на голову! - пахать в обороне наравне с Алдаиром и Зе Элиасом. Да что там Жуниньо - строптивый Роналдо раз за разом отходил назад, помогая своим защитникам. Пожалуй, от оборонительных обязанностей Загало освободил лишь постоянно барражировавший у линии нигерийской штрафной Бебето. Если бы еще и он все время стелился в подкатах, как все без исключения его партнеры, было бы, наверное, уже слишком.

Впрочем, концепция Загало довольно долго и успешно срабатывала. Нигерийцы, гораздо более склонные к импровизации, регулярно теряли мяч на чужой половине поля. А порой - и на своей. К тому же поначалу довольно невыразительно смотрелись звезды нападения команды Бонфрере - Амокачи и Кану. Амокачи действовал строго по правой бровке, а его редкие смещения в центр создавали только неразбериху и суету.

Так продолжалось около получаса, после чего нигерийцы наконец осознали, что усилиями только Амокачи и Кану плюс весьма пассивного Эммануэля Амунике, результата им не добиться. И тогда вперед пошел защитник Бабаяро, в отношении которого мой сосед высказался приблизительно следующим образом: "Поверьте, через два года об этом парне будет говорить весь мир". Всего два раза прошел Бабаяро по своему левому флангу, но этого оказалось достаточно.

Гол получился довольно курьезным. Бабаяро промчался вдоль боковой и сделал передачу в центр штрафной. Амокачи, подкарауливавший летящий в его направлении мяч, приготовился было пробить, когда перед ним возникла нога Роберто Карлоса. Возникла к счастью для Амокачи, поскольку от нее-то мяч и залетел в ворота Диды.

Но радость нигерийцев была недолгой. Едва они закончили обниматься и целоваться, как Роналдо, не сближаясь с голкипером нигерийцев, мощно пробил. Досу отбил мяч, но, увы, прямехонько на набегающего Бебето, который таких вольностей не прощает. А в самом конце тайма по обыкновению подключившийся в атаку Роберто Карлос грудью сбросил мяч Флавио Консейсао, который с ходу пробил - 1:3.

Кто бы мог подумать, что нигерийцы во втором тайме отыграются! До 77-й минуты у бразильцев не возникало видимых проблем. Позволяя нигерийцам свободно разыгрывать мяч в отдалении от своей штрафной, они образовали бастион на подступах к ней. И оборонялись наделено, потому что молодые "Орлы" имели, по существу, только один реальный шанс отравить настроение Диду - Виктор Икпеба навесил точно на Уэста, но тот, находясь в почти идеальной позиции, умудрился запустить мяч далеко на трибуны.

И вот наступила 77-я минута, взорвавшая доселе спокойное течение матча. Амокачи, похоже, сам не ожидал, что получит передачу непосредственно напротив ворот Диды. Он отпасовал направо - Икпебе. Форвард, игравший когда-то в Лиге чемпионов в составе "Монако" против "Спартака", пробил так хитро, что бразильский вратарь даже не бросился в угол, куда влетел мяч. А может, он полагал, что на большее нигерийцев не хватит.

А зря! "Торсидос" уже исполняли победную дробь на своих барабанах, когда секунд за двадцать до конца основного времени - Аугустин Окоча вбросил мяч из-за боковой линии. В штрафной бразильцев в этот момент нигерийская сборная присутствовала в полном составе, исключая вратаря, и бразильцы попросту растерялись. Зато Кану вот не растерялся и носком своей бутсы перевел матч в дополнительное время, а также спас от инфаркта моего соседа по трибуне.

А на третьей минуте овертайма сосед вскочил и закричал так, что его вопль заглушил там-тамы болельщиков. Я его прекрасно понимал - в то, что нигерийцы все-таки выиграли, сразу поверить было очень трудно.

Но выиграли же! И последний - "золотой" гол забил все тот же Кану, к которому мяч отскочил от спины Икпебы. Форвард "Аякса" одним движением супердриблера убрал Алдайра и, развернувшись, отправил мяч в сетку. Так состоялась главная сенсация футбольного олимпийского турнира - его главный фаворит сборная Бразилии не попала в финал.

Марио ЗАГАЛО,главный тренер сборной Бразилии:

- Исход матча решили две ошибки в обороне, допущенные нашими защитниками. Но это не значит, что я против правила "внезапной смерти". В поражении я могу винить лишь самого себя.

Йоханнес БОНФРЕРЕ,главный тренер сборной Нигерии:

- Это самая пока важная победа в моей жизни. Обыграть Бразилию - о таком я мог только мечтать. Уверен: если в финале мы будем столь же мужественны, как сегодня, нам по силам выиграть Олимпиаду.