Газета Спорт-Экспресс от 2 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
Atlanta l996 |
КИТАЙСКАЯ СТЕНА ОПЯТЬ УСТОЯЛА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Georgia Tech Aquatic Center |
Девчонка шла по бортику тренировочного бассейна и самозабвенно грызла шоколад. Там, в рабочей зоне соревнований, не было ни одного человека, кто бы не знал, что это - Анна Линдберг, дочь олимпийской чемпионки Мюнхена, чемпионки мира и Европы Ульрики Кнапе, которая сама - чемпионка мира среди юниоров, первый номер сборной Швеции и одна из лидеров после предварительной и полуфинальной программ состязаний трамплинисток. А здесь, в абсолютно пустом, затянутом сеткой от любопытных бассейне, на желто-синем, цвета шведского флага, полотенце лежали ее рюкзак, со всех сторон окруженный смешными плюшевыми игрушками, плейер и запасная плитка шоколада. Что еще надо человеку для полного счастья в 14 лет?
Восемь лет назад, на Олимпийских играх в Сеуле, Ирина Лашко была старше Анны всего на год. Она заняла там четвертое место на трамплине, и газеты наперебой писали не столько о победительнице, сколько о суперталантливом ребенке (Ирина выглядела лет на 12) из сборной СССР. В Барселоне Лашко уже считалась единственной кроме олимпийской чемпионки и двукратной чемпионки мира Гао Минь претенденткой на золото. Превосходство китаянки тогда было столь подавляющим, что сама мысль о соперничестве с ней казалась нелепой. Однако именно там победа Лашко могла быть реальной как никогда: с первой же финальной попытки Гао Минь начала ошибаться.
Я до сих пор помню роковой прыжок Лашко - два с половиной оборота назад согнувшись. Отталкивание, вылет и... Короче, после входа в воду можно было вести речь только о серебре, которое Ирина и завоевала, отстав от китаянки почти на 60 баллов.
После барселонских Игр Гао Минь ушла. Ее место на трамплине заняла Тан Шупинь.
"Никогда больше белая спортсменка не станет чемпионкой", - бесстрастно констатировал в Сеуле известнейший американский тренер Рон О'Брайен. Те Игры его слова подтвердили: на вышке чемпионкой стала Сю Янмей, на следующих чемпионскую компанию Гао Минь составила Фу Минся. Этот же дуэт выиграл за год до Игр в Барселоне чемпионат мира в Перте. На чемпионате мира-94 в Риме победила Фу Минся, у Тан Шупинь - серебро. Состязания в Атланте на 10-метровой вышке, где в очередной раз победила Фу Минся, вызывали чувство отчаяния: неужели О'Брайан был настолько прав? Но уже предварительная часть программы на 3-метровом трамплине закончилась сенсацией: из борьбы выбыла Тан Шупинь. Фу Минея осталась, хотя трамплин никогда не был ее основной специальностью.
Именно поэтому в среду вечером впервые за последние десять лет перед европейцами и американцами забрезжила надежда.
Для Ирины Лашко Игры в Атланте стали третьими. После барселонского выступления она было собралась закончить с прыжками: вышла замуж, родила дочку Алинку и... вернулась. Впрочем, этого следовало ожидать: не тот человек Ирина, чтобы уйти, не поквитавшись с китаянками. Но едва ли не более честолюбивые планы были у Веры Ильиной. За время отсутствия Лашко, связанного с рождением дочери, "вечно вторая", как уже успели окрестить Ильину журналисты, успела выиграть Игры доброй воли и дважды стать чемпионкой Европы. В финал Ильина вышла с лучшим результатом. Эта сумма складывалась из баллов, полученных за произвольную программу в предварительной серии, и из результата обязательной программы в полуфинале. В финале же предварительные очки отбрасывались. Имело значение лишь последнее слагаемое - "школа". В этом виде лучший результат был у Ирины Лашко: она опережала Ильину на четыре балла, китаянку - на 13, шведку - на 14. Крохи, если вспомнить 65 баллов, потерянные Ириной в Барселоне в той единственной неудачной попытке.
Финал, по сути, начался с восьмой его участницы - китаянки. Все, кто прыгал до нее, не могли претендовать на победу даже теоретически. И в первой же попытке Фу Минся показала рекордный результат - 71,10. Более высокую оценку в Атланте не удавалось получить даже мужчинам.
Собственно говоря, в программе китаянки было лишь одно слабое место: три с половиной оборота вперед согнувшись. Этот прыжок она полностью завалила в предварительных соревнованиях, так что от его исполнения многое зависело в финале. Никто из ее соперниц еще не знал, что на утренней тренировке, когда в бассейне не было ни души, Фу Минся репетировала облегченный вариант: те же самые три с половиной оборота, но в группировке. Она сделала этот прыжок 27 раз. После финала ее тренер Чжу Минь скажет: "Фу настолько устала, что у нее просто не должно было остаться сил, чтобы нервничать. На Играх даже такая мелочь может оказаться принципиально важной".
Именно после этого прыжка в исполнении китаянки разрыв в пользу Лашко, который сложился на обязательной программе, сошел на нет. Еще через раунд Лашко проигрывала уже 22 балла, потерянные на тех самых, что и в Барселоне, двух с половиной оборотах назад согнувшись...
- Я подумала, что это какой-то рок, - рассказывала она. - И поняла, что мне уже не выиграть. Китайцы дважды не ошибаются.
Выйдя в лидеры, Фу Минся успокоилась. До этого она старалась скорее исчезнуть под сводами трибун, сейчас же, напротив, стала задерживаться на бортике, наблюдая сквозь прорезь узких глаз, словно в прицел, за тем, как прыгают соперницы. А те, наоборот, занервничали. Серьезно ошиблась Ильина, безукоризненно прыгавшая на разминке, затем Линдберг.
У китаянки было еще одно серьезное преимущество. Даже с облегченным прыжком сумма коэффициентов трудности ее произвольной программы, на которые умножаются полученные оценки, была 14,7. У Ильиной - 14.4. У Лашко - 14,0. У малышки Линдберг - всего
13.5. После окончания соревнований, перемешавших фаворитов с аутсайдерами, единственным человеком, кто не был расстроен результатом, казалась Кнапе. "Анита растет, - сказала она про дочь. - У нее пока слабые суставы, поэтому я посчитала преждевременным ставить ей более сложную программу. По этой же причине она не выступает на вышке. Я впервые попала на Игры в 17, так что у Ани еще есть время".
Лашко старалась казаться счастливой.
- Еще одно серебро - это не так плохо, - сказала она, после чего на глаза все-таки навернулись слезы.
- Ира, по существу, нормально тренировалась всего один месяц, - взял инициативу разговора в свои руки ее тренер Николай Мамин. Именно за месяц до Игр мы наконец получили новый трамплин. Все те прыжки, которые стали исполнять спортсменки, возможны только при соответствующем оборудовании. Технология его изготовления в Америке доведена до совершенства: уже делают снаряды отдельно для женщин и для мужчин. Срок годности такого трамплина - максимум пять лет. У нас же они стоят десятилетиями. Приходится работать на том, что есть. Раньше мы старались чаще приезжать на сборы. Сейчас Ира не может оставить дочь. А чтобы обыгрывать китаянок, надо довести каждый элемент до автоматизма.
Мамин помолчал и добавил:
- Самое обидное, что Фу можно было обыграть. Как и Гао Минь четыре года назад...
Georgia Tech Aquatic Center. 31 июля. Трамплин. Женщины. Финал. 1. ФУ Минся (Китай) - 547,680. 2. Ирина Лашко (Россия) - 512,190. 3. Энни Пеллетье (Канада) - 509,640. 4. Мелиса Мозес (США) - 507,990. 5. Олена Цурюпа (Украина) - 507,270. 6. Юки Мотобучи (Япония) - 506,040. 7. Вера Ильина (Россия) - 493,560. 8. Анна Линдберг (Швеция) - 489,810. 9. Дженни Кейм (США) - 486,630. 10. Ирина Выгузова (Казахстан) - 475,920. 11. Клаудия Бокнер (Германия) - 455,700. 12. Ирина Писарева (Украина) - 448,020.