Газета Спорт-Экспресс от 1 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

1 августа 1996

1 августа 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

Atlanta 1996

МНОГОБОРЬЕ

КАЗАХИ, С ВАС БУТЫЛКА!

Владимир ГЕСКИН

из Georgia International Horse Park

Четыре года назад, накануне барселонской Олимпиады, президент МОК Хуан Антонио Самаранч встретился с руководителями UIРМВ - Международного союза современного пятиборья и биатлона. Разговор получился достаточно жестким: Самаранч предупредил, что пятиборье может вылететь из программы будущих Игр, если не станет, с одной стороны, более телегеничным, а с другой - более доступным для молодежи. В UIPMB отреагировали быстро: во-первых, решили проводить соревнования в один день вместо прежних четырех, во-вторых, постановили, что в Атланте число участников будет сокращено до 32, в-третьих, отказались от олимпийского командного турнира и, наконец, в-четвертых, перешли на стрельбу из духового пистолета.

В общем, пятиборье осталось в программе Игр, хотя, конечно, решение проводить соревнования в один день спортсменов не порадовало. Судите сами: во вторник им предстояло встать в четыре утра, первые выстрелы в Wolf Greek Shooting Center раздались в 7.00, а старт последнему, пятому, виду программы - кроссу на 4 км - был дан 12 с половиной часов спустя. Получился день, которому, казалось, не будет конца.

С пятиборьем российская делегация связывала немалые надежды. Прежде всего ставили на 24-летнего Дмитрия Сватковского - как-никак именно он в последние два года становился чемпионом мира. Мне же, признаюсь, очень хотелось, чтобы удача улыбнулась 27-летнему Эдуарду Зеновке. В Барселоне Эдуард уверенно лидировал перед последним видом - конкуром, запас очков был солидным (106), что позволяло надеяться как на его личную победу, так и на золото в команде. Но... вмешался случай. Когда до конца дистанции оставалось уже всего ничего, лошадь, доставшаяся Зеновке, неожиданно упала - просто так, на ровном месте. Медали он все-таки получил, но, увы, блестели они не так ярко: личная бронза плюс командное серебро.

А потом с Эдуардом случилась беда. Он вел машину и попал в тяжелейшую аварию. Невеста Зеновки - знаменитая "художница" Оксана Костина, сидевшая рядом, погибла. А он, еле живой, был доставлен в больницу, где ему пришлось удалить почку. Думали - все, на спортивной карьере Зеновки можно поставить крест, но он вернулся в пятиборье. И завоевал право выступить в Атланте.

Правда, соперники у наших были - не подарок. Достаточно сказать, что россиянам противостояли шесть чемпионов мира разных лет - в личных и командных соревнованиях. И среди них, кстати, хорошо знакомый тем, кто интересуется современным пятиборьем, Вахтанг Ягорашвили, проживающий ныне в США и выступающий за Грузию.

История о том, как Ягорашвили оказался в Атланте, достаточно драматична. И я позволю себе вам ее рассказать. После Сеула-88, где он завоевал бронзу, Вахтанг начал подготовку к Барселоне. Но пришел 1991 год, новые грузинские власти запретили спортсменам республики выступать за сборные СССР, и Ягорашвили, по его собственным словам, потерял смысл жизни. Вот тогда-то он и решил искать счастья в Америке - если можно посчитать счастьем разноску пиццы.

Да, он разносил пиццу. А еще работал на стройке и стриг траву, потому что нужно было кормить семью. На сон оставалось 2 - 3 часа, но денег все равно не хватало, и Ягорашвили впал в депрессию. Его, опять же по его собственным словам, мог спасти только спорт. И год назад он вновь стал тренироваться. Правда, только два раза в неделю - и, конечно, ни о стрельбе, ни тем более о конкуре не могло быть и речи: это же стоит немало. Только потом у него появился пистолет - помогла давняя знакомая, олимпийская чемпионка Сеула Нино Салуквадзе. Вахтанг написал письмо в Олимпийский комитет Грузии: мол, мечтаю выступить в Атланте. Ответ был положительный. Но ведь, чтобы попасть на Олимпиаду, еще нужно было оказаться в числе 32 лучших в мире, а для этого успешно выступить в одном из квалификационных турниров. Ягорашвили выбрал самый первый из них - причем по, так сказать, географическому принципу: соревнования проходили в Мехико-Сити, а это относительно недалеко от Остина, штат Техас, где теперь живет спортсмен. Именно тогда, в Мексике, Вахтанг, неожиданно для всех став четвертым, завоевал путевку на Игры.

Во вторник, уже после кросса, когда все было позади (Ягорашвили оказался по сумме лишь двадцатым), я спросил у него, почему он все-таки решил вернуться в спорт.

- Во-первых, я понял, что не могу без пятиборья, - сказал Вахтанг. - А во-вторых, так хотелось вновь почувствовать себя членом сборной!

- Какой сборной? - спросил я.

- СССР, - последовал ответ.

- Зеновка, Сватковский, ребята из других команд - Украины, Литвы, Казахстана, - это же все мои старые друзья.

Тогда я задал еще один вопрос:

- Если не секрет, за кого вы болели?

- За Эдика. Я был уверен, что он победит. Он это заслужил.

Нет, Зеновка не стал чемпионом. Жаль, но у него лишь второе место. Сватковский тоже не стал. Но победил все равно наш - 23-летний алмаатинец Александр Парыгин, чемпион Азии и Азиатских игр. Так что, если для кого-то это будет утешением, победу в Атланте так или иначе праздновала отечественная школа современного пятиборья.

Первый вид - стрельба. 20 выстрелов из воздушного пистолета с дистанции 10 метров. Тройка лидеров: швейцарец Филипп Ваффлер - 1156 очков, эстонец Имре Тиидеманн - 1144 и австралиец Александер Джонсон - тоже 1144. У главных героев этого повествования такие результаты: Зеновка 1084, Парыгин - 1072, Сватковский - 1012 и, наконец, двукратный олимпийский чемпион Сеула (лично и в команде) венгр Янош Мартинек, который в итоге завоюет бронзовую медаль, - ровно 1000.

Затем - фехтование. Каждый с каждым, до одного укола. Лучшие результаты: Парыгин - 970, украинец Георгий Чимерис - 970, Ягорашвили и венгр Акош Ханжели - по 940. Мартинек - 910, Сватковский - 880, Зеновка - 820.

После этого - плавание, 300 метров. Наибольшее количество очков - по 1312 - здесь получили Ягорашвили (он показал и лучший результат - 3.15,04) и,кореец Ким Ми Суб. По 1304 набрали румын Адриан Тоадер, француз Кристоф Рюэ и американец Майкл Гостигян. Зеновка - 1268, Мартинек и Сватковский - по 1248, Парыгин - 1196.

Наконец, конкур. По 1100 очков у Мартинека, знаменитого англичанина Ричарда Фелпса и поляка Игора Варабиды. Парыгин - 1040, Зеновка - 1016, Сватковский - 1010.

И вот что получалось после четырех видов программы. 1. Чезаре Торальдо (Италия) - 4324. 2. Парыгин - 4278 (это обозначало, что на дистанцию кросса он уйдет спустя 15,33 секунды после итальянца). 3. Мартинек - 4258 (22,00 сек. от лидера). Зеновка был лишь шестым - 4188, и, чтобы опередить лидера, ему нужно было компенсировать гандикап в 45,33 сек. Сватковский и вовсе девятый - 4150 и 58,00.

В первый раз на этих Играх я обязан выразить глубокую благодарность организаторам. Знаете, почему? Потому что в Georgia International Horse Park службы охраны и безопасности напрочь бездействовали. Это, конечно, плохо. Но для журналиста - лучше не придумаешь. Можно проникнуть, куда душе угодно, и поговорить с теми, кому через несколько минут выходить на старт. Я поговорил со Сватковским.

Выглядел он злым и озабоченным. Сказал, что они с Эдиком сами себе создали проблемы - в стрельбе чуть дрогнула рука, в фехтовании пару раз, потеряв концентрацию, пропустили выпады соперников. "Но шанс все же есть?" - спросил я. "Эдик по идее должен быть с медалью. Я - вряд ли, но сделаю все возможное, - последовал ответ. - Кросс - это наш вид, хотя никогда заранее не знаешь, как будешь чувствовать себя на дистанции".

Итак, кросс, 4 км. Если быть абсолютно точным - четыре километровых круга. Я проник в святая святых - прямо к линии старт - финиш. И получилось, что все происходило на моих глазах.

Уже метров через 200 после старта Зеновка был 4-м, а Сватковский 7-м. Тем временем впереди тоже произошли изменения: Мартинек и Парыгин обогнали Торальдо, у которого кросс - слабейшая дисциплина.

После второго круга Зеновка был 3-м, проигрывая Мартинеку 8 секунд. Сватковский проигрывал 20.

Третий круг позади. Зеновка лидер! За ним, метрах в десяти, бежал Парыгин, рядом Мартинек. Сватковский переместился на четвертую позицию.

За сто метров до финиша Парыгин вдруг поднял вверх руки. Потом, на пресс-конференции, я спросил его, что означал этот жест. "Я признавал свое поражение, - сказал Парыгин. - Понял, что Зеновка выиграет, и заранее отдал ему золотую медаль. Еще успел обернуться назад - и поздравил себя с серебром: Мартинек уже никак не мог меня нагнать, более того, он был озабочен только тем, как бы его не опередил Сватковский".

Вот ведь как бывает. Человек поднимает руки вверх, сдается на милость победителя, а его собственное тело - протестует, никак не хочет сдаваться. "Я вдруг понял, что ноги - вне зависимости от моих желаний - понесли меня быстрее, что скорость растет - и Зеновка все ближе и ближе", - это вновь Парыгин.

Разрыв действительно стал сокращаться. Когда до финиша оставалось метров пять, не больше, казахстанец настиг россиянина. И тут... Тут Зеновка упал.

Его оставили последние силы. Парыгин - чемпионом - пересек финишный створ. Зеновка этот створ, с трудом поднявшись, прошел, шатаясь, в полубессознательном состоянии. И получил серебро.

Конечно, обидно. Безумно обидно. Но кто посмеет сказать, что Зеновка не боец? Он бился до конца - и показал в кроссе лучший результат - 1342 очка. Вторым оказался Сватковский - 1339. Он тоже рухнул - сразу за финишем.

Эдуарда погрузили на какую-то механическую тележку и покатили к раздевалкам. Дмитрия взяли под руки двое дюжих парней и потащили, но он высокий, 190 сантиметров, так что ноги волочились, оставляя на песке два глубоких следа.

Если спортсмены так себя отдают борьбе, страна вправе ими гордиться. Даже если страна осталась без золота.

Прошло минут пятнадцать, и оба пришли в себя. Долго стояли под огромными распылителями воды, которые установлены здесь для того, чтобы у лошадей не было перегрева. Только после этого я осмелился подойти к ним.

- Вместо золота - чувство выполненного долга, - философски заметил Сватковский. - Второй и четвертый - тоже, конечно, неплохо. Но лучше бы первый и второй. Вот если б здесь были командные соревнования, тогда бы был повод для радости.

Я спросил Зеновку: в Барселоне упал - и третий, в Атланте упал - и второй; можно ли упасть в Сиднее - и стать первым?

- Обойдусь без падения, - серьезно сказал Зеновка.

Подошел Парыгин - обнялись втроем. Подошел Ягорашвили - обнялись вчетвером. Подходили и поздравляли друг друга представители разных команд. Наших команд.

- Ну вот, вся сборная СССР собралась, - сказал кто-то. - Трое в четверке - значит, мы победили.

Тут мужчина в форме украинской команды весело крикнул:

- Казахи, с вас бутылка!

Wolf Creek Shooting Complex. 30 июля. Стрельба. 1 . Филипп Ваффлер (Швейцария) - 1156. 2. Имре Тиидеманн (Эстония) - 1144. 3. Александер Джонсон (Австралия) - 1144. 4. Клод Клоет (ЮАР) - 1132. 5. Адриан Тоадер (Румыния) - 1132. 6. Алессандро Конфорто (Италия) - 1120. 7. Чезаре Торальдо (Италия) - 1108. 8. Фабио Небулони (Италия) - 1096. 9. Эдуард Зеновка (Россия) - 1084. 10. Акош Ханжели (Венгрия) - 1084. 11. Александр Парыгин (Казахстан) - 1072... 18. Дмитрий Тюрин (Казахстан) - 1048... 20. Вячеславе Духановс (Латвия) - 1012. 21. Дмитрий Сватковский (Россия) 1012. 22. Георгий Чимерис (Украина) - 1012. 23. Янош Мартинек (Венгрия) - 1000... 25. Игорь Фельдман (Киргизия) - 976... 29. Вахтанг Ягорашвили (Грузия) - 952. 30. Григорий Бремель (Россия) - 940... 32. Андреюс Заднепровскис (Литва) - 892.

Georgia World Congress Center. Фехтование. 1. Чимерис - 970. 2. Парыгин - 970. 3. Ягорашвили - 940. 4. Ханжели - 940. 5. Мартинек - 910. 6. Ким Ми Суб (Корея) - 910. 7. Сватковский - 880. 8. Серхио Саласар (Мексика) - 880. 9. Конфорто - 880. 10. Торальдо - 880... 12. Бремель - 850. 13. Заднепровскис - 840... 16. Тиидеманн - 820. 17. Зеновка - 820... 21. Духановс - 790... 29. Тюрин - 640.

Georgia Tech Aquatick Center. Плавание. 1. Ягорашвили - 1312. 2. Ким Ми Суб - 1312. Тоадер - 1304. 4. Кристоф Рюэ (Франция) - 1304. 5. Майкл Гостигян (США) - 1304. 6. Джонсон - 1300. 7. Торальдо - 1296. 8. Хорасио Де Ла Вега (Мексика) - 1292. 9. Петер Шарфалви (Венгрия) - 1288. 10. Ричард Фелпс (Великобритания) - 1280. 11. Чимерис - 1276. 12. Заднепровскис - 1276... 14. Зеновка - 1268... 16. Мартинек - 1248. 17. Духановс - 1248. 18. Сватковский - 1248... 21. Ханжели - 1236. 22. Тюрин - 1232. 23. Тиидеманн - 1212... 27. Парыгин - 1196... 30. Бремель - 1140. 31. Конфорто - 1136. 32. Фельдман - 1080.

GeorgiaInternational Horse Park. Конкур. 1. Мартинек - 1100. 2. Фелпс - 1100. 3. Игор Варабида (Польша) - 1100. 4. Заднепровскис - 1070. 5. Мануэль Барросо (Португалия) - 1070. 6. Клоет - 1070. 7. Гостигян - 1043. 8. Парыгин - 1040. 9. Торальдо- 1040. 10. Перл-Олав Даниельссон (Швеция) - 1037. 11. Зеновка - 1016. 12. Сватковский - 1010... 17. Бремель -950. 18. Духановс - 950... 20. Тиидеманн - 950. 21. Ханжели - 947... 26. Чимерис - 890. 27. Ягорашвили - 890. 28. Фельдман - 890... 32. Тюрин - 613.

Кросс. 1. Зеновка - 1342. 2. Сватковский - 1339. 3. Тиидеманн - 1288. 4. Заднепровскис - 1285. 5. Варабида - 1282. 6. Парыгин - 1273. 7. Барросо - 1270. 8. Саласар - 1267. 9. Тоадер - 1249, 10. Рюэ - 1244. 11. Мартинек - 1243. 12. Ханжели - 1228... 14. Даниельссон - 1204... 17. Духановс - 1186... 22. Ягорашвили - 1132... 27. Чимерис - 1006... 29. Фельдман - 961. 30. Тюрин - 956. 31. Бремель - 928.

Сумма по пяти видам. 1. ПАРЫГИН - 5551. 2. Зеновка - 5530. 3. Мартинек - 5501. 4. Сватковский - 5489. 5. Варабида - 5452. 6. Ханжели - 5435. 7. Тиидеманн - 5414. 8. Торальдо - 5402. 9. Саласар - 5387. 10. Даниельссон - 5375... 13. Заднепровскис - 5363... 20. Ягорашвили - 5226... 22. Духановс - 5186...24. Чимерис - 5154... 28. Бремель - 4808... 30. Фельдман - 4547. 31. Тюрин - 3878.