Газета Спорт-Экспресс от 23 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

24 июля 1996

24 июля 1996 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

СПОРТ-ЭКСПРЕСС НА ОЛИМПИАДЕ-96

В ШОРТАХ И С ВОЛКОМ НА ВСТРЕЧУ С ПРИНЦЕМ

Владимир ГЕСКИН

из главного пресс-центра

Распорядок дня олимпийской бригады "СЭ" таков. Подъем в 7 утра. Завтрак в 7.30 - и рысью из отеля на улицу, чтобы не пропустить специальный журналистский автобус, который должен доставить нас в главный пресс-центр.

Вообще-то от отеля до ГПЦ езды минут двадцать, не больше, но, бывает, мы тратим на дорогу и час - из-за пробок. Автомобильные пробки - бич Атланты, в центре города и в обычные дни, говорят, по утрам все забито машинами, а сейчас, во время Олимпиады, творится просто что-то невероятное. Так и подмывает выйти из автобуса и пойти пешком - может, даже быстрее получится.

Но - сдерживает жара. Уже в 8 утра градусов, наверное, 26 - 27. Что-то будет после полудня? По поводу погоды тут даже ходит байка: когда делегация Атланты участвовала в конкурсе городов, претендовавших на Игры-96, то ее руководитель Билли Пейн, дескать, заверил членов МОК, что летом в столице Джорджии средняя температура - 25 градусов. Представьте себе, он не обманывал. Просто не уточнил, что это средняя ночная температура...

В конце концов, добираемся до пресс-центра. При входе - первый контроль. Проверяют аккредитационные карточки: не поддельные ли? Сверяют фотографии с оригиналом. Плюс такая же система, как в аэропортах: нужно пройти сквозь арку металлоискателя, а вещи пропустить через "телевизор".

После трагедии в Нью-Йорке, где несколько дней назад при загадочных обстоятельствах потерпел катастрофу самолет, следовавший рейсом в Париж, меры безопасности на Играх были усилены многократно. Проверяют автомобили, проверяют фотоаппараты, просят вывернуть карманы. Спокойствие Олимпиады охраняют 30 тысяч человек - такого еще никогда не было. К неудобствам, вызываемым этими проверками, в основном относятся спокойно и с пониманием: в этом вопросе, согласитесь, лучше перебдеть, чем - недо... Хотя порой дело доходит до грани, за которой уже абсурд: Так, в том же главном пресс-центре аккредитационные карточки проверяют еще и на каждом этаже. И даже... когда вы выходите из туалета! При всем этом наши коллеги из французской L'Equipe обнаружили в ГПЦ дверь на улицу, никем не охраняемую и открытую 24 часа в сутки.

Но я отвлекся от рассказа о нашем распорядке. Приехав в пресс-центр, мы быстренько выясняем, что новенького, какие пресс-конференции запланированы на этот день, уточняем, кто чем будет заниматься, и, запасшись пудами стартовых протоколов, биографических данных на спортсменов и прочей продукцией компьютерного центра Олимпиады, вновь отправляемся, проклиная пробки, в дорогу. На этот раз цель - спортивные арены, где совсем скоро начнутся соревнования.

Ну и - пошло-поехало. Соревнования идут до глубокого вечера, а если где-то и наступает перерыв, то рядом, на другой арене, старты в разгаре - и надо успеть везде. Так что все вместе мы вновь встречаемся в ГПЦ лишь около полуночи. Кто-то уже успел подготовить свои репортажи, кто-то тут же садится за компьютер, затем нужно передать материалы в московскую редакцию - и часам к трем утра мы - ура! - свободны, как птицы.

Только вот эти птицы основательно клюют носом. Пора в отель, но ночью автобусы туда ходят редко, раз в час, так что до своих номеров мы добираемся перед самым рассветом.

А в семь - подъем. И - все по новому кругу.

* * *

Те несколько дней, что мы уже провели в Атланте, конечно же, слишком маленький срок, чтобы познакомиться с городом и, главное, понять его людей. А хочется. Я зашел в офис газеты The Atlanta Journal-Constitution (он в двух шагах от офиса "СЭ") и спросил уже знакомых мне журналистов, каковы, на их взгляд, черты, отличающие жителей олимпийской столицы. Вот какие ответы я получил.

1. Водители в Атланте крайне редко пользуются звуковыми сигналами - это считается дурным тоном. Один пример. Вы стоите на светофоре, зажегся зеленый свет, а машина перед вами не трогается с места. Ни в коем случае не жмите на клаксон! По неписаным местным правилам вы должны выйти из своего авто и осведомиться у водителя передней машины, не нужна ли ему помощь.

2. Иногда зимой в Атланте идет снег. Правда, бывает это очень редко. Высшим шиком считается выехать в снегопад на машине с открытым верхом.

3. Самый любимый напиток в Атланте - чай со льдом. (Правда, с этой точкой зрения согласились далеко не все участники дискуссии - в конце концов ведь именно здесь расположена штаб-квартира "Кока-колы"!)

4. Атланта - самый музыкальный город американского Юга. Он славится ансамблями и группами, играющими рок, соул, блюз и рэп, на всю страну. Никто точно не считал, но, весьма возможно, по числу музыкантов именно Атланта держит первое место в Америке.

5. Если идете в Атланте по магазинам, следует знать: тут торговаться не принято. Ваша попытка хоть как-то снизить цену может вызвать у продавца состояние, близкое к обморочному.

6. Жители Атланты любят быструю езду. Очень быструю. Допустимая скорость на автострадах - 55 миль в час, но так ездят только тяжелобольные. Или туристы.

7. Атланта - город набожных людей. Рабочий день во многих компаниях начинается с коллективной молитвы.

8. Если вы стукнули другую машину или если стукнули вас, не вздумайте затевать скандал. В таких случаях тут принято для начала извиниться и улыбнуться. Все необходимые формальности - после.

* * *

Саму Атланту вы сейчас каждый день видите по телевизору. Точнее - ее спортивные арены и городской центр, даунтаун, где высятся небоскребы. Но это далеко не вся Атланта. Есть богатые районы со сказочными особняками. Есть очень бедные. И дороги, дороги - в шесть рядов, в восемь, невероятные автострады, многоуровневые развязки. Тем не менее какого-то характерного лица у Атланты, мне кажется, все же нет. Она обычный, даже заурядный американский город.

Хотя... вот что отличает Атланту. Это единственный за всю историю Америки город, который был разрушен во время войны. Речь, естественно, о гражданской войне Севера с Югом.

И еще об олимпийской столице. В очередном номере USA Today опубликованы ответы пяти жителей Атланты на вопрос: существует ли у их города какой-то секрет? Все считают - существует. Но дальше мнения расходятся:

- В Атланте люди живут очень дружно, результата добиваются совместными усилиями. Если вы решили открыть свое дело, у вас будет множество добровольных советчиков и помощников: все с радостью окажут вам поддержку.

- Здесь прекрасная природа, и многие дома стоят в окружении могучих деревьев. Таких деревьев и таких живописных участков вокруг домов нет в Америке больше нигде.

- В городе слишком много районов, где лучше не появляться. Там властвуют уличные банды и торговцы наркотиками.

- Люди здесь счастливы: теплый климат, относительно недорогая недвижимость и развитая система дорог. Что еще нужно?!

- Мало кто знает, что в Атланте 25 тысяч бездомных. Сейчас их вытеснили за "олимпийское кольцо" - чтобы не мозолили глаза гостям Игр. Но закончится Олимпиада - и все будет по-старому...

* * *

Соревнования соревнованиями, однако ими Олимпиада не ограничивается. Тут, например, обширнейшая культурная программа. Театральные фестивали, многочисленные концерты, разнообразные выставки.

Но и это еще не все. Во время Игр всегда проходит огромное количество всякого рода конференций, встреч, презентаций. Одни ходят на эти презентации, чтобы весело - и вкусно - провести время. Другие - потому что это возможность встретиться с интересными и полезными вам людьми.

А теперь - вот такая история. Ваш покорный слуга и специальный корреспондент радиостанции "Эхо Москвы" Евгений Любимов получили приглашение посетить презентацию, которую проводил радиотелевизионный концерн, базирующийся в Монте-Карло. У Любимова был свой, сугубо профессиональный интерес пойти туда - он радиожурналист и хотел завязать деловые контакты. Меня, газетчика, привлекло другое: среди организаторов встречи числились два члена МОК голубых кровей - бельгийский принц де Мерод и монакский принц Альбер. Возник шанс взять у них интервью.

Назначено все было на пять вечера в отеле Mariott. До этого мы находились недалеко - на соревнованиях. Пошли пешком и, попав под ливень, изрядно промокли. Наверное, вид у нас был довольно жалкий, потому что швейцары при входе в роскошный Mariott бросили на нас грустные взгляды.

Да что швейцары! Первым человеком, которого мы встретили в ресторане, где проходила презентация, был принц де Мерод - так вот он посмотрел на пришельцев с нескрываемым ужасом. И мы сразу же поняли, в чем дело.

Нравы здесь, в Атланте, простые. Поскольку жарко, то все стараются надеть что полегче. Тем более когда целый день приходится мотаться по городу. Я, например, был в шортах. Любимов - в брюках и в подозрительного вида маечке, на которой красовалась надпись "Мемориал братьев Знаменских" плюс почему-то был изображен волк. А на презентацию собралась изысканная публика - разного рода официальные лица, видные деятели международных федераций, бизнесмены. И пришли они в вечерних костюмах и, естественно, при галстуках.

Ситуация, согласитесь, трагикомическая. Мы тут же постарались загладить неловкость. Сказали принцу: никак, мол, Ваше Высочество, не ожидали, что тут все при параде. Принесли свои извинения - и покинули презентацию - якобы для того, чтобы переодеться.

А на самом деле отправились на плавание. Жарко же! И, значит, в шортах и маечке с волком - комфортнее.

* * *

Во время наших автобусных путешествий мы просматриваем американские газеты. Об Олимпиаде пишут много, но в основном - о своих. И правильно, наверное: мы ведь делаем то же самое.

А еще в газетах масса всякой любопытной статистики - не секрет же, что американцы помешаны на цифрах! Вот некоторые из них.

Игры в Атланте - это 10 788 спортсменов (35 процентов - женщины), представляющие 197 стран; это 15 000 журналистов (4100 представителей пишущей прессы, 900 фотографов, 10 000 работников радио и телевидения); это, как уже говорилось, 30 000 сотрудников служб безопасности; 88 209 человек, работающих в Оргкомитете (42 500 из них - волонтеры); 7000 участников церемоний открытия и закрытия; 2 000 000 болельщиков на стадионах; наконец, 3 500 000 000 тех, кто следит за Олимпиадой по телевизору.

Дальше - больше. Игры - это 121 передвижной медицинский пункт; 1800 временных туалетов; более 9000 тонн льда; 850 систем кондиционирования; 44 000 тонн оборудования, необходимого, чтобы эти системы функционировали; 5 000 000 экземпляров олимпийской карты Атланты; 2200 автобусов; 6000 компьютеров; 500 телекамер; 10 000 тонн мусора, который имеет отношение к Олимпиаде; 1 500 000 предметов одежды, которые должны быть выстираны за время соревнований; плюс такая вот цифра: за время Игр комнаты в Олимпийской деревне будут убирать в общей сложности 140 580 раз.

И - на закуску. Вокруг олимпийских сооружений высажена тысяча миртовых деревьев, 455 кленов и... 1 500 000 цветов!