Газета Спорт-Экспресс от 13 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 4
ФОРМУЛА-1 |
Десятый этап: "ГРАН-ПРИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ" 14 ИЮЛЯ. СИЛЬВЕРСТОУН |
"Формула-1" - чрезвычайно изменчивый вид спорта. Что ни год, меняется технический регламент и, следуя его капризам, мутируют автомобили, что влечет за собой неизбежные перемены в гонках и гонщиках. Но вот уже без малого пять лет в этом подвижном мире существует один, в высшей степени стабильный, компонент. Резина Goodyear. Пять лет американский шинный магнат является монопольным поставщиком "обуви". Но, видимо, совсем скоро этому безмятежному, хотя и довольно дорогостоящему мероприятию придет конец. "СЭ" уже сообщал, что о своем скором возвращении в "Формулу-1" объявили соперники Goodyear - французы из Michelen и японская фирма Bridgestone. Чем это грозит?
НАЧИНАЕТСЯ ВОЙНА. ШИННАЯ...
Алексей ПОПОВ |
из Маньи-Кур |
Чем, по вашему мнению, был примечателен "Гран-при Канады" 1991 года? Для кого чем, ответите вы - и будете совершенно правы. Но мне хотелось бы заострить ваше внимание на таком факте: та пятилетней давности победа Нельсона Пике на "Бенеттоне" с мотором "форд" стала последней не только для трехкратного чемпиона мира. В последний раз первым финишную черту пересек гонщик, чей автомобиль был обут не в привычные нам шины Goodyear Eagl, а в резину другой марки. В данном случае - Pirelli. В конце 91-го покинув мир больших призов, итальянская марка обеспечила "Гудьиру" полную и нерушимую монополию. Не только на поставку покрышек. На победы. На "Гран-при франции" 1996 года "Гудьир" праздновал свой 337-й успех!
Но так было далеко не всегда. В 50-х на трассах "Формулы" сражались не только Хуан Мануэль Фанхио и Альберто Аскари, но и шинные короли из "Континенталя", "Энгельберта" и "Пирелли". С середины 60-х им на смену подоспели "Файрстоун", "Данлоп" и "Гудьир". Нельзя не вспомнить и суперэпопею "Мишлен": в 81-м и 84-м французы начисто выиграли сражение, оставив соперникам из "Гудьир" лишь по две победы в каждом из сезонов! Однако, как известно, терпение и труд все перетрут. Конкуренты приходили, блистали - или проваливались и уходили, а "крылатое колесо" (торговый знак "Гудьир". - Прим. А.П.) продолжало свой путь по трассам "Формулы-1". Последний очаг сопротивления в лице отважившейся на возвращение и с треском его провалившей "Пирелли" (3 победы за семь лет!) был подавлен в начале 90-х.
Казалось, "Гудьир" навеки утвердил свою власть над ведущей мировой серией автогонок. Причем не только в Европе - такое же положение сложилось и за океаном, в ИНДИКАРе. Но пару лет назад в Штатах внезапно несколько скромных тестов провели автомобили, обутые в покрышки "Файрстоун" (нынче - не самостоятельная фирма, а лишь американский филиал японского концерна "Бриджстоун". - Прим. А.П.). Поначалу эта резина плохо держала дорогу, нагревалась, требовала большего количества пит-стопов, да и время на круге оставляло желать лучшего, - команды, доверявшие японцам экипировку своих болидов, можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Но, как уже было сказано, - терпение и труд...
В этом году большинство побед в серии ИНДИКАР одержано именно на "Файрстоуне" - отныне даже самые именитые главы самых именитых тамошних команд не брезгуют выстаивать очереди за японской резиной.
Выиграв через свой американский филиал схватку за местный, далеко не маловажный в коммерческом отношении, рынок, японцы, однако, не успокоились. Как оказалось, своими узкими глазами они смотрели на мир гораздо шире. Поэтому следующим логическим шагом становилось участие в "Формуле-1". Но здесь все гораздо сложнее: помимо чисто юридических вопросов, связанных, к примеру, с жестким регламентом FIA (к этому мы вернемся чуть позже), перед "Бриджстоуном" встают и другие. К примеру, такой: как бы не опозориться! Олимпийский девиз Атланты-96 и барона де Кубертена - "главное не победа, а участие", здесь не живет. Девиз тех, кто приходит в "Формулу-1", можно сформулировать, скорее, так: если делать плохо, то лучше не делать вообще. Дороговато будет...
Японцы правы, "Формула-1" - не ИНДИКАР, и местные придирчивые фаны (они же - возможные потребители твоей продукции) не чета фанам американским. Здесь долго ждать результатов никто не захочет, а проваленный дебют может серьезно повредить имиджу фирмы. Но решение принято, и отступать уже некуда. И "Бриджстоун" начал свою программу обратного проникновения в "Формулу-1". Причем с размахом. Рассчитывать в этом вопросе на помощь ведущих конюшен, ясное дело, не приходится, ставить же все на "Форти" и "Минарди", согласитесь, просто глупо. И тут на помощь пришел старый друг и проверенный партнер по гонкам европейского кузовного кольца Том Уолкиншоу. "Эрроуз-ТВР" - команда молодая и в достаточной степени амбициозная, терять же ей пока что нечего, а вот шанс многое выиграть от выгодной (в том числе и в финансовом отношении) авантюры есть. И немалый.
Полтора месяца назад в обстановке страшной секретности на автодроме в Сузуке прошли первые тесты "Бриджстоуна". Уолкиншоу одолжил ради такого дела оставшуюся в его "коллекции" еще со времен директорствования в "Лижье" новенькую JS41, выкрашенную по случаю в снежно-белый цвет, а заодно (чтобы потом не размышлять, какую часть из потерянных секунд списывать на некондиционную резину, а какую - на Накаджиму или легенду японских автогонок Хошино) и Йоса Ферстаппена в придачу.
Видимо, японцам они добавили вдохновения, а потому резиновых дел мастера из "Бриджстоуна" дали зеленый свет своему суперпроекту, зафрахтовав для этой цели настоящую тестовую команду. И теперь после всех европейских "Гран-при" (кроме Венгрии, которой, скорее всего, не будет в календаре "Ф-1" уже со следующего года) "Эрроуз-ТВР" будет оставаться на автодромах еще на три дня, дабы тут же сравнить результаты призовой квалификации (с "Гудьиром") и тестов (с "Бриджстоуном"). Колоссальная программа! А ведь пришествие японцев в "Ф-1" намечено лишь на 98-й...
Первым этапом этой параллельной чемпионату эпопеи стали тесты в Маньи-Кур. Дав себе небольшую понедельничную паузу, ТВРовцы с ожесточением бросились пачкать асфальт черными следами свежей резины. Я был очевидцем этих событий - мы с оператором снимали сюжет для программы "Евроспорт", и могу вас уверить - скучать нам не приходилось! Обычно на такого рода мероприятиях главной проблемой становится ожидание - перебрался с одного виража на другой, и гадаешь часа эдак с два: что у них там в боксах - мотор меняют, брифинг проводят или просто заснули все? На этот же раз ничего подобного не было - Ферстаппен, его партнер по "Эрроузу" Риккардо Россет и тест-пилот Кенни Брак (вместе с Уолкиншоу сменивший прописку - с "Лижье" на "Эрроуз-ТВР") прерывали серии кругов только короткими пит-стопами, во время которых им меняли комплекты резины.
Мистер Уолкиншоу любезно разрешил нам снимать даже в боксах, правда, техники "Бриджстоуна" готовы были своими телами закрывать от нас отработанные комплекты покрышек. В самом деле, на некоторых из них даже после пяти - семи кругов отчетливо были видны трещины и проплешины, а ведь Ферстаппен и Уолкиншоу уверяли нас, что призовой по напряженности езды не будет. Серьезность же, японцев, их аппаратура и методы работы поражали. Как поражало и количество изведенных за два дня покрышек: в паддоке к грузовикам "ТВР" присоединился громадный трейлер "Бриджстоуна", доверху набитый резиной. А ведь это был только первый тест из шести!
Ближе к концу мы, по традиции, взяли несколько интервью у главных действующих лиц. Ничего интересного. Кроме... ответа Йоса Ферстаппена на мой вопрос - чувствует ли он на "Бриджстоуне" такое же доверие к машине, как на обкатанном "Гудьире"? Абсолютно не обязанный отвечать "да", голландец переплюнул мои ожидания, коротко бросив:
- Думаю, куда большее!
А теперь - о регламенте. В нем до сего момента "Гудьир" значится как единственный поставщик резины. Значит, правила будут меняться. Скорее всего, "Бриджстоун" заставят привозить на каждую гонку комплект, достаточный для экипировки 40 % команд, - даже если поначалу это будет только "ТВР". Не секрет и то, что отмена квалификационной резины была вызвана именно монополией "Гудьир", а с приходом "Бриджстоуна" квалификационные бои грозят разгореться с новой силой, а это чревато не только эскалацией бюджетов на научные разработки, но и - времени на круге! По отзывам специалистов, скорость ориентировочно возрастет на 3 - 4 секунды! Чтобы избежать этого (мы боремся за безопасность методами снижения скоростей, вы не забыли?), FIA может пойти на ограничение количества комплектов на уик-энд с семи до четырех. Что, между прочим, заставит пилотов ставить на гонку использованные комплекты, а значит, и подвергаться куда большему, чем обычно, риску вылетов... Ситуация патовая, но впереди, напомню, еще полтора года.
Кстати, "Мишлен" устами своего спортивного шефа Бернара Дюпаскье недвусмысленно дал понять, что в случае прихода в "Формулу-1" японцев и их тоже перестанут удовлетворять только ITC и GT...
Так что, господа, грядет война. Шинная.
SAMIPA - специально для "СЭ" |
Маньи-Кур - Монако |
P.S. Коллеги из английского журнала Autosport поделились такими сведениями: "гудьировцы", возмущенные предательством Уолкиншоу и "Эрроуза", отныне запретили команде использовать на плановых рабочих тестах свои покрышки и потребовали немедленно вернуть выданную на сезон тренировочную резину. Война началась!