Газета Спорт-Экспресс от 10 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1
ОЛИМПИЗМ |
Atlanta 1996 |
Марина ЛОГВИНЕНКО
ЛЕГКО ЛИ СТРЕЛЯТЬ НА РАННЕЙ СТАДИИ БЕРЕМЕННОСТИ
Муж и личный тренер именитой чемпионки, встретив меня в холле спорт-базы в Новогорске, обескуражил неожиданным вопросом:
-Вам знаком единственный в мире город, включенный за выдающиеся спортивные достижения его жителей в Книгу рекордов Гиннесса?
Мне не оставалось ничего иного, как беспомощно пожать плечами.
- Это наши с Мариной Шахты, - с гордостью просветил заслуженный тренер СССР и России по пулевой стрельбе Владимир Логвиненко. - 7 олимпийских чемпионов и 8 чемпионов мира на 260 тысяч жителей.
После чего провел меня в комнату номер 301 и представил жене.
-А к чему, собственно, этот всплеск местного патриотизма? - запоздало поинтересовался я у Владимира. - Я-то ведь и так со всем уважением...
- Составная часть подготовки, - пояснил Логвиненко. - Ведь не только физические кондиции, тактику и технику нужно постоянно тренировать, но и патриотизм.
- Чтобы не за премию, а за державу сражаться, - с улыбкой вступает в разговор Марина. - Но и державе наши золотые медали должны быть по-настоящему нужны и важны. Такой вот пунктик у моего тренера. И я с ним согласна.
Теперь, думаю, вам понятно, с какими мыслями и чувствами отправляется в Атланту многократная победительница и рекордсменка мира и Европы, двукратная олимпийская чемпионка по стрельбе на третью в своей спортивной судьбе Олимпиаду.
- Вообще-то она должна была стать для меня четвертой, - уточняет Марина. - Ведь женщины в состязаниях по стрельбе дебютировали на Играх-84. Я тогда так была готова - все рекорды мира и Европы в стрельбе из пистолета мне принадлежали! Но... - Украли у нее тогда золото, - негодует Владимир. - Марина ведь - тогда еще Домбранчева - на "альтернативном" эрзац-турнире "Дружба" значительно перекрыла результаты чемпионок Лос-Анджелеса-84 в обоих своих упражнениях!
-А дальше у Домбранчевой был олимпийский Сеул...
- Был, - кивает головой Марина. - Тоже та еще история.
- Лучше уж я расскажу, - предлагает Владимир. - Опять Марина проходила в команду первым номером, опять на ее счету были все мыслимые рекорды. Но тогда потребовались 150-процентные гарантии ее победы на Играх. Короче, нас долго обхаживал врач команды, Марину и меня, уговаривал: Домбранчева, мол, должна прибыть в Сеул... на ранней стадии беременности - в этом случае при уровне ее технической готовности на олимпийском стрельбище рядом с ней и близко никого не будет.
- Действительно, равных мне там не было, - грустно замечает Марина, - по степени отвратительности состояния, в котором я оказалась уже через пару дней после приезда в Сеул. Начался дичайший токсикоз, была беспрерывная почти рвота. За две недели похудела почти на 13 килограммов. Так что 3-е место в одном из моих пистолетных упражнений и 5-е в другом тем, кто знал, что со мной происходило, малым не показалось.
- Но не Марине! - это уже муж и тренер. - Ты помнишь, что ты заявила, вернувшись из Сеула? "Никогда в жизни!" и "К чертовой матери!"
-Так уж и к матери? В 89-м, если не ошибаюсь, вы родили дочь, а потом все-таки вернулись в большой спорт.
- Да, на семейном совете мы решили попытать счастья еще раз. Но, чтобы снова попасть в состав олимпийской сборной, нужно было как минимум выиграть чемпионат мира-90.
- Марина так готовилась к нему! - вспоминает Владимир. Времени до начала оставалось всего ничего - каких-то шесть месяцев. Но она завоевала три золотые и одну серебряную медаль - абсолютно лучший результат.
-Следовательно, перед Барселоной-92 - вновь безоговорочная фаворитка?
- Если и была фавориткой, - считает Марина, - то только в одном из упражнений. Очень уверенной в себе и действительно сильной была тогда грузинка Нино Салуквадзе, олимпийская чемпионка Сеула.
-Тем не менее грянула суперсенсация: у Логвиненко -два олимпийских золота! Как бы вы, Володя, как тренер определили самую сильную, самую ценную в спортивном смысле черту характера жены?
- Ее, эту черту, выявила долгая и бурная карьера Марины - умение предельно собраться и выступить нужным образом именно на самых важных турнирах.
-17-кратная чемпионка мира, 36-кратная чемпионка Европы, 27 мировых рекордов и 41 европейский - это не для Книги рекордов Гиннесса, а для сведения читателей. Может ли кто-то из вас двоих объяснить, почему в отсутствие Логвиненко за три прошедших после Барселоны года ни одна российская спортсменка не сумела выиграть чемпионат мира или Европы в стрельбе из пистолета?
- Не приписывайте мне какую-то исключительность. Чтобы подготовить мастера очень высокого класса, нужны средства и условия. А в российской пулевой стрельбе после Игр-92 был дефицит и того, и другого.
- Сейчас, кажется, этих препятствий уже нет. Удалось ли, как вы считаете, российским тренерам найти и подготовить соперницу Логвиненко, способную, подобно вам в Барселоне, состязаться за гранью общепринятых представлений?
- Да, нашли. Вернее, кажется, нашлась сама. А уж подготовились они вместе с тренером.
- Имя?
- Хорошо, я ее назову, но в конце нашего разговора. Вообще-то я избегаю делать прогнозы в отношении себя, и уж тем более - в отношении партнерш по команде, то есть, как ни крути, соперниц.
-Вы суеверны? Может, поэтому и отказались попозировать нашему фотокору?
- Просто нам хотелось бы хоть в чем-то - в ощущениях, в настроении - воссоздать атмосферу накануне Барселоны, - вмешался Владимир. - Тогда ведь не было ни пространных интервью, ни телерепортажей. Кто-то в Марину верил, кто-то - нет...
-А сейчас после долгого отсутствия и по-своему сенсационного возвращения Логвиненко в олимпийскую сборную многие ли в вас, Марина, действительно верят?
- Не многие, могу и назвать. Бывший главный тренер сборной СССР Виктор Шамбуркин, нынешний главный тренер команды России Олег Лапкин и мой муж - все.
-Ну а теперь ответьте, кого вы считаете своей самой опасной соперницей в Атланте?
- Прежде всего - самое себя, - опередив жену, замечает тренер.
- Ольгу Клочневу из Самары, - это уже Марина. - Она, по-моему, такое способна сотворить, что потом ни сама, да и никто в мире не в состоянии будут повторить.
Евгений МЯСНИКОВ