Газета Спорт-Экспресс от 9 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1
ВЕЛОШОССЕ |
АЛЬПЫ ПРОТИВ ИНДУРАЙНА
Как мы и предполагали, стоило пелотону добраться до предгорий Альп, как начались первые неожиданности: все вчерашние возмутители спокойствия удалились на покой сошли и победители этапов, и даже последний обладатель желтой лидерской майки французский чемпион Стефан Ело. Когда же на пути встретились настоящие кручи, да еще прошла 30-километровая разделка в гору, пелотон заметно поредел, а классификация по сумме этапов обрела тот вид, какой, по всей вероятности, при незначительных изменениях будет у нее и менее чем через две недели на финише в Париже. А в желтой лидерской майке - россиянин Евгений БЕРЗИН.
Шестой этап |
Арк-э-Сенан - Экс-ле-Бэн. 207 км.
Средняя скорость, - 40,636 км/ч.
Весь более чем 200-километровый путь к Альпам, в Савойю, гонщики преодолели под проливным дождем. Понятно, трасса была скользкой, случались, и не однажды, падения, из-за которых немало известных гонщиков сошли. Не финишировали в курортном Экс-ле-Бэне такие мастера, как экс-чемпион мира американец Ланс Армстронг, латыш Каспарс Озерс, швейцарец Беат Зберг, недавний победитель этапа француз Сириль Согрен. А украинский гонщик Сергей Ушаков хотя и добрался до финиша в числе трех последних участников, но более чем через полчаса после победителя - голландца из "Рабобанка" Михаэля Боогерда, и не уложился в лимит времени, отведенный для отставших. Таким образом, в пятницу пелотон лишился 17 участников. Самые большие потери - у французской группы "Обервилье-93", от которой осталась едва ли половина.
Организаторы "Тура" вынуждены признать, что давненько не было такого массового схода участников еще до начала трудных горных этапов. А спортивный директор гонки Жан-Франсуа Пеше сказал: "Просто не припомню столь тяжелого "Тура" по погодным условиям".
Первыми на этапе решили оторваться от пелотона итальянец Марко Салигари из "Эм.Джи." и голландец Леон ван Бон ("Рабобанк"), но к ним вскоре присоединились Джамолидин Абдужапаров, представляющий по-прежнему Узбекистан и итальянскую команду "Рефин", и итальянец из "Рослотто" Андреа Ферригато. Самый большой отрыв достигал 5.25 (111-й километр). Однако за 40 км до финиша пелотон настиг лидеров.
Пока гонщики ОНСЕ, почувствовав, что Мигель Индурайн отстает, работали в головке на полную катушку, дабы "привезти" возможному лидеру побольше секунд отрыва, откуда ни возьмись выскочил никогда прежде ничего не выигрывавший 24-летний голландец из "Рабобанка" Михаэль Боогерд. Его было поймал на колесо опытный испанец Мелчор Маури из ОНСЕ, но не вписался в последний поворот, и Боогерд первым пересек линию. Финишировавшие следом 52 гонщика отстали всего на секунду, и среди них были все главные действующие лица гонки. Желтую майку еще на день сохранил за собой Стефан Ело. Но уже на следующий день - на первом горном этапе - он не финишировал.
Седьмой этап |
Шамбори - Лез Арк. 200 км.
Средняя скорость 34,545км/ч.
В пору отправились всего 166 участников из 189, стартовавших неделю назад в Голландии. Дождь, уже ставший столь привычным для участников "Тура", сопровождал их и на сей раз. Лишь на самом финише в Лез Арке, горном курорте, знаменитом своими рекордами скорости спуска на лыжах и на велосипедах, светило солнце. Правда, не для всех.
Первое серьезное испытание - вершину Ла Мадлен - пелотон преодолел в целом дружно, хотя некоторые трудности испытал один из претендентов на победу, лидер мировой классификации велогонщиков Лоран Жалабер, в итоге отставший от победителя этапа без малого на 13 минут. Лишь один из гонщиков - по иронии судьбы им оказался обладатель белой в крупные красные горошины майки "горного короля" ван Бон, заполучивший ее благодаря набранным очкам на небольших холмиках, встречавшихся на предыдущем этапе, не смог взобраться на первый же серьезный пик на пути "Тура". А на подъеме на второе препятствие начались осложнения буквально у всех участников. Сославшись на боли в колене, одним из первых прекратил борьбу желтомаечный Ело, так и не вскарабкавшись на Корме де Розлан.
Все внимание было обращено в этот день на пятикратного победителя французского "Тура" Мигеля Индурайна. С ним произошло такое, чего не случалось с 1991 года, когда испанцу удалось выиграть свою первую "Большую петлю": он внезапно почувствовал голод. Помнится, нечто подобное приключилось с Петром Угрюмовым два года назад во время первой разделки на "Туре"-94, когда он не помнил даже, как добрался до финиша: гонщик крутил педали в полубессознательном состоянии, не отдавая отчета, что происходит. Тогда Угрюмов проиграл Индурайну больше трех минут. А теперь уже преимущество Угрюмова над Индурайном перед стартом воскресной разделки исчислялось почти тремя минутами.
Незадача произошла за три с половиной километра до финиша этапа. Индурайн, ехавший как всегда впереди своей группы, начал отставать и остался в одиночестве. Когда датчанин из ТВМ Бо Хамбургер и испанец из ОНСЕ Айтор Гармендиа вдруг увидели перед собой спину Индурайна, они не могли поверить своим глазам. Помощь голодающему оказал спортивный директор "Гевисс" Эммануэле Бомбини, первым заметивший, что испанец попал в беду: он бросил ему бидон с бульоном. Очевидцы рассказывали, что после финиша Индурайн долго не выходил из автобуса своей команды, поедая все, что ему предлагали. А потом стало известно, что комиссары оштрафовали Индурайна на 20 секунд за питание в неразрешенном месте. На этом завершилась ожидаемая с начала гонки дуэль Индурайн - Жалабер, точнее даже Индурайн - ОНСЕ, потому что за испанскую группу выступает не только француз, но и швейцарец Алекс Цулле, второй в прошлом году и нынешний победитель пролога. Теперь, после столь серьезного проигрыша представителей ОНСЕ, на первый план выходят совсем другие люди.
Между тем на трассе происходили и другие события, заслуживающие внимания. На спуске с Корме де Розлан дважды падал Цулле, попал в завал бельгиец из "Рабобанка" Йохан Брюинель, но, слава Богу, без серьезных последствий. Падал и швейцарец Тони Ромингер, один из фаворитов предыдущих французских "Туров". А лидировал долгое время немец из "Телекома" Удо Больтс.
В Лез Арк первым приехал экс-чемпион мира француз из итальянской "Полти" Люк Лебран. "С самого начала гонки у меня все шло не так, как хотелось, - рассказывал потом счастливый победитель. - Даже в пятницу я попал в завал и трижды вынужден был менять велосипед. Я жаждал доказать, что еще не все потеряно. И первую попытку атаковать предпринял еще на подъеме на Ла Мадлен. Когда получилось, решил, что все будет в порядке. В конце, послушав совета своего спортивного директора Джанлуиджи Станги, не поддался соблазну и не рванул раньше времени за швейцарцем Лораном Дюфо. Пошел в атаку только за семь километров до финиша, и все получилось как нельзя лучше".
А желтую майку лидера на финише примерил впервые в своей жизни и в истории французской многодневки россиянин Евгений Берзин из итальянской группы "Гевисс". Правда, преимущество его над испанцем, чемпионом мира Абрахамом Олано исчислялось всего 14 сотыми секунды. Но в данном случае важен сам факт: российский спортсмен впервые в желтой лидерской майке "Тур де Франс"!
"Этот этап был очень важным для меня, - сказал Берзин после финиша. - Пока он самый трудный в гонке. Я внимательно контролировал действия потенциальных соперников - Олано, Ромингера и Угрюмова. В нынешнем "Туре" участвую, не боясь никого. В этом году в ходе "Джиро" у меня были некоторые проблемы, однако после итальянской многодневки я много работал, в том числе и на "Туре Швейцарии", и сегодня чувствую себя спокойнее, чем когда-либо. Что касается Индурайна, то пока рано делать какие-либо выводы, до Парижа еще так далеко..."
Восьмой этап |
Бург-Сен-Морис - Валь д'Изер.
Раздельная гонка на 30,5км.
Средняя скорость - 35,271 км/ч.
Этого первого на "Туре" индивидуального старта ждали с большим нетерпением. Прогнозов хватало, особенно после неожиданного провала накануне Индурайна: все его конкуренты, решили еще больше упрочить свое положение и как можно дальше оторваться от грозного противника. Это было сделать на сей раз гораздо проще, ведь Индурайн стартовал, не как обычно, последним, а значительно раньше прочих претендентов на лидирующее положение в гонке, и его промежуточное время на отрезках моментально становилось известно всем заинтересованным лицам. В их числе были те, кто опережал великого испанца по итогам завершившихся этапов, - Евгений Берзин и Абрахам Олано, Тони Ромингер и Бьярне Рийс, Ян Ульрих и Ришар Виранк, Петр Угрюмов и Алекс Цулле, Лоран Дюфо и Петер Луттенбергер.
Думаем, красноречивее всяких слов будет приведенная ниже таблица прохождения дистанции по отрезкам лидерами "Тура".
9,3 км | 15,7 км | 124 м | 30,5 км | |
БЕРЗИН | 11.50 | 26.30 | 44.56 | 51.53 |
РИЙС | 12.11 | 26.44 | 45.12 | 52.28 |
ОЛАНО | 12,08 | 27.03 | 45.39 | 52.38 |
РОМИНГЕР | 12.10 | 27.02 | 45.48 | 52.54 |
ИНДУРАЙН | 12.13 | 27.10 | 45.35 | 52.54 |
УЛЬРИХ | 12.06 | 26.55 | 45.33 | 53.00 |
ЛУТТЕНБЕРГЕР | 12.41 | 27.16 | 45.42 | 53.29 |