Газета Спорт-Экспресс от 2 июля 1996 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2
ВЕЛОШОССЕ |
TOUR DE FRANCE-96 |
БЕРЗИН В ТРЕХ СЕКУНДАХ ОТ ЦУЛЛЕ
Огромный велокараван - 197 участников (не вышел на старт пролога внезапно заболевший итальянец из "Панариа" Роберто Конти) отправился в субботу в путь длиной почти 4000 километров. Несмотря на превратности погоды, никаких сенсаций в ходе пролога и первого этапа не произошло
Лев РОССОШИК |
из Хертогенбоса |
29 июня. Пролог. 9,4 км. Средняя скорость - 51,822 км/ч
В прошлом году в Бретани в день пролога стояла чудесная погода. Но стоило проехать первым участникам, как разразилась гроза, оказавшаяся роковой для Криса Бордмэна, британца из французской группы ГАН, одного из фаворитов именно пролога: он упал на высокой скорости, сломал ногу и испортил себе весь дальнейший сезон.
Что ж, не получилось в Бретани - должно получиться в Голландии: Бордмэн и на сей раз считался главным претендентом на то, чтобы первым надеть желтую лидерскую майку. Однако на следующее после пролога утро красовался в зеленой - самого активного гонщика, да и то доставшейся по случаю: вообще-то обе майки завоевал победитель этапа. Но не надевать же было Алексу Цулле из испанской ОНСЕ сразу два разноцветных трофея - вот швейцарец и поделился с занявшим второе место неудачником прошлогоднего старта "Тура" одним из своих приобретений.
И опять "Туру" не повезло - всю субботу в Голландии было сухо, а минут за 15 до старта заморосил противный и очень опасный дождик. Так что рисковать никто не хотел. Как рассказал мне потом Николай Горелов, спортивный директор "Рослотто", первой российской группы, участвующей в гонке под флагом нашей страны, к моменту старта основных участников на трассе было полно обрывков газет и, что гораздо опаснее, масса пластиковых пакетов, в которых повсюду в ходе "Тура" продают различные сувениры. Попадешь колесом в такой "подарочек" - и пойдут насмарку все долгие месяцы подготовки к главному событию года, коим для большинства участников является эта гонка.
"Больше всего опасался за Петю Угрюмова - ему, между прочим, не везет всегда именно в таких вот коротких разделках - то столкнется с кем-нибудь, то пальцем в спицы попадет, то еще какая-никакая напасть. Ходил за ним весь день, пас, как ребенка. Слава Богу, все без эксцессов закончилось, и время для себя он показал вполне пристойное - всего в 30 секундах от Индурайна пристроился. Нормальное начало", - это я процитировал монолог Горелова.
Кстати, пятикратного победителя "Тура" Мигеля Индурайна тоже называли в числе возможных претендентов на победу на коротком индивидуальном этапе, тем более что такое бывало, и не однажды.
Приведу любопытнейшую статистику, о многом говорящую. В первой колонке - результаты, показанные Индурайном во всех прологах за годы его участия в "Турах", во второй - чего он в итоге добился в гонке в целом.
1985 | 100-й в 1.11 от победителя | Сошел на 4-м этапе |
1986 | 17-й, 0.10 | Сошел на 12-м этапе |
1987 | 8-й, 0.10 | 97-й, проиграл 2:53.11 победителю |
1988 | 11-й, 0.06 | 47-й, 1:03.15 |
1989 | 7-й, 0.10 | 17-й, 31.21 |
1990 | 8-й, 0.17 | 10-й, 12.47 |
1991 | 7-й, 0.09 | 1-й, 3.36 от Джанни Буньо |
1992 | 1-й | 1-й, 4.35 от Клаудио Кьяпуччи |
1993 | 1-й | 1-й, 4.39 от Тони Ромингера |
1994 | 2-й, 0.15 | 1-й, 5.39 от Петра Угрюмова |
1995 | 35-й, 0.31 | 1-й, 4.35 от Алекса Цулле |
1996 | 7-й, 0.12 от Цулле | ? |
На сей раз Мигель не рисковал: "По такой погоде не имело смысла идти на максимальной скорости, Считаю, что показал вполне достойное время, если учесть, как медленно я проходил виражи. На прямых отрезках старался наверстывать упущенное".
Интересно, что следом за Индурайном в протоколе пристроился француз Лоран Жалабер, одноклубник Цулле, которого называют главным конкурентом пятикратного победителя гонки. Интересно, что Жалабер участвовал именно в тех пяти "Тур де Франс", в которых выигрывал Индурайн. "Я тоже доволен результатом. Накануне из прогноза погоды узнал, что ожидается дождь, и заранее настраивал себя на то, что предстоит бороться на два фронта - с секундомером и ненастьем, - рассказывал после финиша лидер мировой классификации велогонщиков. - И Абрахаму Олано, который считается гораздо более сильным специалистом в разделке, нежели я, проиграл каких-то 8 секунд. Так что все идет хорошо".
Кстати, у Маноло Сайса, спортивного директора ОНСЕ, голова раскалывается в поисках ответа на вопрос, на кого ставить из своих подопечных, - на Цулле или на Жалабера. В первую неделю ничего существенного произойти не может. Зато уже в следующую субботу в Альпах определится пятерка гонщиков, один из которых наверняка станет победителем "Тура". Вот только после этого и решит ОНСЕ, на кого будет работать команда.
У тренеров "Рослотто" забота другая. Здесь лидер ясен - Угрюмов. Но маршрут нынешней "Большой петли" проложен так, что первое же серьезное испытание встретится в конце этой недели, и трудности, по словам Горелова, могут начаться сразу же: одно дело - могучая команда "Банесто", которая должна будет тащить на своих плечах Индурайна, и совсем другое - хрупкая "Рослотто". Кстати, поинтересовался у Горелова, почему в российскую группу включены главным образом итальянцы. Оказалось, что все так и было задумано. В "Джиро" ехало большинство россиян, но они еще молодые, и две тяжеленные гонки им пройти пока не под силу. Поэтому в "Туре" участвуют опытные гонщики.
30 июня. Первый этап. Кольцевая гонка вокруг Хертогенбоса. 209 км. Средняя скорость - 41,798 км/ч
Схема этапа при первом рассмотрении не могла не вызвать ничего, кроме некоторого удивления: две сотни километров по ровнехонькой, словно гладильная доска, дороге - нарочно не придумаешь. Разве что дождь, обещанный на финише, да прогнозируемый сильный юго-западный ветер, скорость которого должна достигать 20 - 30 км/ч, а при порывах - 40 км/ч, могли расколоть пелотон. Но оказалось, что не все было так просто на этой самой гладильной доске - попадались и участки с узкими улочками, к тому же разделенными асфальтовыми нашлепками, которых не замечаешь из-за крутых виражей, и немало отрезков дороги, покрытой брусчаткой. Посему нередки были завалы, довольно опасные в сутолоке пелотона. В один из них угодил Джамолидин Абдужапаров за компанию с экс-чемпионом мира французом Люком Лебланом. Группа "Рефин" тут же встала как вкопанная, ожидая своего лидера. Но смена машины слишком затянулась. И если Леблан, с помощью своих тренеров и техников моментально сменив велосипед, рванул вперед с еще несколькими неудачниками и, потеряв из-за падения чуть больше минуты, догнал-таки пелотон, то к концу этапа поступило сообщение, что группа Абду безнадежно отстает - на 6 минут! Возникла опасность того, что, она не уложится в лимит времени и уже в самом начале "Тур" лишится одного из своих главных возмутителей спокойствия.
А в головке пелотона происходила постоянная смена караула. Сначала на острие шли гонщики "Рабобанка" в полном составе - как-никак команда голландская и должна была продемонстрировать силу на глазах своего зрителя и поддержать марку спонсора. Потом впереди были представители "Банесто", "Рослотто", "Фестины", но, протащив немного за собой группу и, вкусив все "прелести" порывов ветра, они отправлялись на покой в глубь пелотона. Дольше других лидировали гонщики ОНСЕ, оберегая от всяких напастей желтую майку Цулле.
Километров за 15 до финиша вперед уехал голландец из "Рабобанка" Данни Нелиссен. Начал было увеличивать отрыв - 8 секунд, 17, 23, но ясно было, что побег голландца - чистая авантюра: перебороть ветер в этот пасмурный день было не под силу в одиночку даже самому отчаянному смельчаку. Вскоре разрыв начал таять, а у знака "5 км до финиша" беглеца достали, главным образом благодаря команде ТВМ.
И стало ясно, что на последних метрах дистанции произойдет спринтерская разборка. Только на сей раз без горемыки Абду - он со товарищи плелся в этот момент в самом хвосте растянувшегося на многие километры каравана.
А среди претендентов на победу замелькали знакомые лица - импозантный Марио Чиполлини в зелено-бело-красной майке итальянского чемпиона, маленький юркий Йероен Блийлевенс, которому прочили выигрыш этапа на родине, видел я там и Андрея Чмиля, которому никак не удается проявить себя в "Туре", и Николу Минали из команды Евгения Берзина "Гевисс", и Яна Свораду из группы Павла Тонкова "Панариа", ставшего лидером в отсутствие россиянина. Но всех перехитрил неожиданно выскочивший откуда-то сбоку неудачник весенних стартов (тогда он упал в одной из бельгийских однодневок и получил серьезную травму) Фредерик Монкассен, на сей раз представляющий ГАН. Вторым пересек линию финиша Блийлевенс, третьим - Чиполлини. Правда, в итоговом протоколе третью строчку занял Сворада, а Чиполлини значился 37-м. Он был наказан за кроссинг на финише.
На втором этапе в желтой майке будет ехать все тот же Цулле. Второй по сумме - Берзин, проигрывающий лидеру всего три секунды. Еще одно приятное сообщение: на первое место в классификации лучших молодых (до 25 лет) гонщиков по сумме пролога и первого этапа вышел представитель "Рослотто" Паоло Савольделли.