Газета Спорт-Экспресс от 4 июня 1996 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1
ФУТБОЛ |
ЧЕ-96 |
ХОРВАТИЯ |
Хорваты, как и бразильцы, любят давать своим футбольным любимцам чудные прозвища. Тренера национальной сборной, 61-летнего Мирослава Блажевича, все называют Чиро. В Хорватии и Боснии это - маленькие паровозики, трудолюбиво таскающие загруженные доверху вагонетки по какой-нибудь неглавной железнодорожной линии.
Мирослав БЛАЖЕВИЧ
МОЯ МЕЧТА - СЫГРАТЬ ПРОТИВ РУССКИХ
Чиро Блажевич кое в чем действительно похож на локомотив. Иногда даже кажется: вот сейчас вся его энергия уйдет в пар. Но такое ощущение чаще всего оказывается ошибочным. Он действительно много свистит, но дело свое знает от "а" до "я", и состав хорватской футбольной сборной вот уже два года тянет быстро даже в горку.
Блажевич, авторитетный и опытный тренер, постоянно оказывается в центре околофутбольных скандалов. В Хорватии редкая спортивная свара обходится без его участия. Пару лет назад, например, утверждали, что Чиро, тогда президент столичной "Кроации", с большой пользой для собственного кармана приватизировал принадлежащую клубу собственность. Год назад Блажевич три недели просидел в тюрьме - его, в прошлом тренера французского клуба "Нант", обвиняли в причастности к организации договорных матчей в связи с делом "ОМ-Ва". Но всегда и все заканчивалось для него благополучно. Блажевич поразительным образом умеет выходить сухим из воды. Может быть, поэтому у него так много врагов. Впрочем, и друзей не меньше, потому что Блажевич обладает редкой способностью никогда не ронять своего достоинства. Он обожает общаться с журналистами и никогда не отказывает в интервью, не стесняясь обозначать моментальную близость общения с очередным собеседником дружелюбным обращением "сынок". Я, использовавший свой шанс на разговор накануне отъезда хорватской сборной на тренировочный сбор в адриатически и город Пореч, тоже попал в "сынки".
Но все это, наверное, не главное. Блажевич сначала как игрок ("Динамо", "Риека"), а потом как тренер прожил в югославском и хорватском футболе долгую и славную жизнь. Чиро за почти тридцать лет своей карьеры тренировал самые разные команды, от иных из которых остались одни воспоминания. Когда-то, в конце семи десятых, чуть ли не на спор за несколько туров до окончания югославского чемпионата он возглавил безнадежно утонувшую на дне турнирной таблицы косовскую "Приштину" - и к последнему финальному свистку арбитра со дна ее таки вытащил. Примерно то же самое повторяется и ныне: неизвестно, с какой целью, разве что из сентиментальных воспоминаний, Блажевич возглавил весьма средненький хорватский клуб "Риеку" - словно мало ему обязанностей тренера сборной. Под рукой Чиро ходил и сараевский "Вележ", и загребская "Кроация", и "Нант", и даже команда из Арабских Эмиратов. И всюду Блажевича любили и ненавидели до безумия.
Чиро утверждает, что в его тренерской жизни наступила осень. Но и осень, как известно, бывает теплой и яркой.
- В ходе крупных турниров не только рождаются новые футбольные кумиры, меняется и сама игра. Что нового, по-вашему принесет европейское первенство с точки зрения игровой стратегии? Евро-96, может быть, вернет континенту страсть к тотальному футболу или перекрестит всех европейцев в футбольных романтиков?
- Мне ясно, в каком направлении пройдет футбольная эволюция. Другими становятся скорости. У игроков остается все меньше и меньше времени для принятия решений. В таких условиях выживают только "быстрые".
- Значит, какая-то из таких вот "быстрых" команд и станет чемпионом Европы?
- Чемпионом Европы станет лучшая команда из шестнадцати. То есть та, игроки которой смогут дать ответы на все футбольные вопросы в кратчайшее время и на крайне ограниченном участке поля. Футбол стал в пространственном и содержательном отношении "густым" - это уже не вода и не молоко, а сливки, если не сметана. В последнее время много говорят о верном выборе системы игры. Но первенство Европы наверняка опровергнет само это понятие. Система - значит, каждый должен знать свое место. Но в ходе футбольной эволюции уже давно смешались функции игроков на поле, представление об игровом амплуа стало относительным. Только самые умные в этом хаосе способны действовать организованно, не превращая отсутствие системы в хаос. Вот это качество в наше время и называется футбольным талантом. Который, впрочем, мало чего стоит без психологической мотивации и без острой интуиции, которая позволяет принимать нестандартные решения.
-Хорватская сборная, по вашему мнению, подготовлена к реализации такой модели игры?
- Лучше всех. Хорваты - самые интеллигентные в Европе футболисты. В Хорватии чуть ли не каждый мальчишка рождается с даром футбольного творчества в крови. Вот почему я такой большой оптимист.
-Следовательно, вы отправитесь в Англию с уверенностью в почти неограниченных возможностях вашей команды?
- А как иначе? Тем игрокам, которые пока такой постановки вопроса не принимают, предстоит быстро скорректировать свою позицию.
-Какова была главная задача сборной в подготовительный период?
- Мне нужно было убедить игроков в том, что они несут на своих плечах груз огромной ответственности. Я могу быть субъективным, но все же считаю, что ни в одной стране мира нет такой концентрации футбольных талантов, как в Хорватии. Бобан, Бркшич, Просинечки, Ярни, Йеркан, Шукер - это все великие европейские игроки. В моем распоряжении было двадцать тренировочных дней, и я постарался добиться того, что к началу чемпионата все ключевые игроки были в форме. Бобан и Просинечки начали тренироваться по специальным программам задолго до того, как сборная собралась вместе. В идеальном варианте мне нужно было бы полтора месяца, но это футболисты такого высокого класса, что мне не нужно никого учить играть в футбол. Достаточно было вернуть свежесть тем, кто устал после долгого сезона.
-Чего вы больше всего боитесь накануне чемпионата?
- Несчастного случая. Не дай Бог, если кто-то из ребят получит травму. Другой предмет беспокойства - вещь настолько объективная, что, тревожься или не тревожься, - мало что изменится. Дело в том, что Хорватии не хватает опыта участия в крупных турнирах. Преемственность побед - важный козырь. Он дает тем же немцам 10 - 15 процентов преимущества во встречах с французами или, скажем, с русскими. У каждого немецкого футболиста за спиной - длинный ряд кубков и золотых медалей, завоеванных предыдущими поколениями. У нас, к сожалению, такого пока нет. А потому Хорватии просто придется быть сильнее своих соперников.
Нынешнее поколение, вот эти хорватские ребята, которые собираются в Англию, как раз и должны заложить основы победной традиции. Фазу утверждения сборная Хорватии уже миновала, репутацию если еще и не завоевала, то это случится в скором времени, а вот за устойчивым реноме нам еще гнаться и гнаться...
-Предполагаю, что против португальцев, турок и датчан в Англии вы собираетесь играть по-разному. Не откроете секрет, как именно?
- Я тебе уже сказал, сынок, что в нашей сборной нет системы игры! Вот все говорят о 3-5-2, но все это сказки! У меня среди кандидатов в сборную - пятеро номинальных нападающих, а игроков атакующего плана - вдвое больше! Если избрать жесткую схему действий, то сильный противник тебя мгновенно парализует. Схема должна постоянно меняться!
-Но все-таки против итальянцев или недавно против англичан в Лондоне вы играли совсем не в той манере, как против венгров или эстонцев!
- Менялась концепция, но не стиль игры! А между стилем и концепцией - огромная разница.
-А как вы относитесь к тому, что Алену Бокшичу, например, ваши концепции игры не слишком подходят?
- Кто это тебе сказал?
-В Хорватии это, по-моему, общее мнение. Все загребские газеты рассуждают на тему о том, почему Бокшич забивает голы только за "Лацио".
- Не забывай, что моя команда в отборочном турнире Евро-96 оставила позади Италию!
-Я это прекрасно помню, но Бокшич в 12 играх за сборную забил всего один гол, да и тот случайный.
- Для меня, так или иначе, Ален остается сильнейшим игроком. В том, что Шукер забил в групповом турнире больше, чем любой другой нападающий в Европе, немалая заслуга и Бокшича. Он своим напором разрушает оборону противника, обеспечивая необходимый простор Шукеру. А то, что говорят на улицах, - полная ерунда (хорватский тренер употребил другое, куда более крепкое, слово. - А.Ж.).
-Похоже, у вашей команды вообще нет слабых мест.
- Точно! Но и у других команд, которые приедут в Англию, не будет слабых мест! У каждого тренера в распоряжении по 22 прекрасно подготовленных игрока! Так же, как я, думают, уверяю тебя, и немцы, и французы...
-Каких результатов выступления сборной Хорватии на чемпионате Европы вы ожидаете?
- Ожидаю одного: чтобы сборная Хорватии стала победителем этого турнира. Хорватия будет новым чемпионом Европы. Так и напиши.
-Я-то напишу, а вы не опасаетесь, что по возвращении из Англии мои же коллеги вас со свету сживут за эти слова, если ваш оптимизм не получит подтверждения?
- И такое возможно. Но неужели ты ждешь, сынок, что я скажу: моя цель - радоваться каждой несчастной ничьей, а предел мечтаний не пропустить в каждом матче больше трех мячей? На чемпионате нет команды сильнее Хорватии, но и проиграть мы можем любому.
Своим футболистам скажу так: наши соперники сильны. Они так же сильны, как и мы. Поэтому поражения нужно бояться. Поражения непростительного, когда стыдно за себя самого, когда болельщикам стыдно за команду своей страны. Вот чего нужно бояться.
-Кто из хорватских игроков, по вашему мнению, мог бы стать открытием предстоящего турнира?
- Я уверен, что звезды подтвердят уровень своего футбольного искусства. Но есть у нас и молодые игроки, которые могли бы неожиданно блеснуть, - Горан Влаович, Марио Станич, не исключено, что и Звонимир Сольдо. Способен на взлет и опытный вратарь Мариан Мрмич, у которого, пожалуй, осталась последняя возможность сделать так, чтобы о нем узнал наконец футбольный мир.
-Кроме Алеши Асановича и голкиперов, представляющих "Кроацию", "Хайдук" и "Вартекс", кто-то из приглашенных вами в сборную футболистов, выступающих в национальном чемпионате, имеет шансы попасть в основной состав в Англии?
- Чемпионат Европы - не экспериментальный турнир. Я рассчитываю на тех игроков, возможности которых давно проверены.
-Как вы относитесь к тому, что девяносто процентов игроков вашей сборной выступают за иностранные клубы? Ежегодно из Хорватии по всему миру разъезжаются десятки игроков...
- И прекрасно! Это очень полезно для сборной страны, но, конечно, ничего хорошего не дает национальному чемпионату. Как тренера сборной меня такая ситуация более чем устраивает.
-А как наставника "Риеки", клуба, который барахтается на грани вылета из высшей лиги?
- Если кто-то выигрывает, то кто-то должен при этом оставаться в проигрыше, верно? Футболисты, уезжавшие, скажем, в Европу, в сборную страны возвращаются потом другими людьми, с новым ощущением профессионализма, чего в Хорватии, увы, многим не хватает.
-А где найти тогда баланс между интересами хорватских клубов и интересами хорватской сборной?
- Есть обстоятельства, на которые влиять невозможно. Слава Богу, минули те времена, когда футбольный союз определял, кто и во сколько лет может уезжать за границу, да еще и существовал при этом на деньги легионеров. Это, между прочим, ваша, советская система!
-Ну конечно, русские у вас всегда виноваты! Но как можно остановить отток футбольных талантов?
- Никак нельзя. Нужно воспринимать ситуацию так, как она складывается в силу объективных причин. Нужно просто уметь быть спокойным и умным.
-А вас самого как одного из руководителей "Риеки" такое философское объяснение успокаивает?
- Меня успокаивает то обстоятельство, что наша страна производит больше талантливых футболистов, чем Россия времен Хрущева производила атомных бомб!
-Так будет и дальше?
- Да. У нас уже сейчас в молодежной сборной играют семь-восемь человек, которых многие европейские страны не постыдились бы пригласить в свои национальные команды. Шимич, Вугринец, Штефуль, Вулич... Их время только подходит.
-Есть ли такие команды среди участников чемпионата Европы, с которыми вы предпочли бы не встречаться?
- Есть такие команды, с которыми я хотел бы обязательно встретиться. Моя мечта - сыграть против русских. Хотя бы потому, что это может произойти в четвертьфинале.
-Если в Англии вам не удастся эту мечту осуществить, "СЭ" готов будет отдельно написать об инициативе Мирослава Блажевича по организации хотя бы товарищеского матча между сборными наших стран.
- Это была бы замечательная встреча представителей двух похожих футбольных школ. В силе русской команды никто не сомневается. Не удивлюсь, если Россия в Англии перевернет европейскую табель о рангах. Вполне может так случиться, что немцы или итальянцы до четвертьфинала не доберутся. Славянский футбол - это вообще нечто удивительное. Он основан на созидательном начале, в нем есть некий шарм, который не присущ, скажем, немецкому футболу.
-Если судьба все же предоставит России и Хорватии возможность сыграть на турнире в Англии, кого именно вы выпустите на поле?
- На поле выйдут одиннадцать лучших хорватских футболистов. А имена их ты узнаешь в день матча.
Андрей ШАРЫЙ |
Загреб |