Газета Спорт-Экспресс от 4 июня 1996 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1
ФОРМУЛА-1 |
Седьмой этап: "ГРАН-ПРИ ИСПАНИИ" |
C момента старта барселонской дождевой гонки (да что там дождь - всемирный потоп, да и только!) не прошло и двадцати минут, как на трассе начались форменные чудеса. Существенно поредевший после первого круга пелотон дружно пытался удержать автомобили на асфальте, превратившемся местами в реку, а двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер, который еще две недели назад жаловался, что его "Феррари" в условиях повышенной сырости функционировать как гоночный автомобиль отказывается, ехал так, словно над ним даже и не капало! Судите сами: "Феррари" под первым номером выигрывала у "Уильямса" по четыре (!) секунды на круге (к примеру, на 14-м круге было 1.45,512 сротив 1.49,552)! Отметим, за рулем этого "Уильямса" был совсем не Дэмон Хилл, а Жак Вильнев, проводивший лишь четвертую дождевую гонку в своей карьере, но - все же, все же... С детства обожаю фантастику: жизнь становится гораздо увлекательнее, если в ней происходит то, чего происходить по всем законам не может (вот шмель, к примеру, по всем законам физики летать просто не имеет права, а летает ведь - и как!). Но чтобы гонка была до такой степени фантастической - это, знаете ли, немножко слишком. Впрочем, как ни рассуждай, а одно признать придется: в насквозь промокшей Барселоне 2 июня текущего года двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер начал отсчет своих побед в "Феррари", завоевав для себя двадцатую, а для Скудерии - ее 106-ю победу. Накануне начала сезона президент "Феррари" Лука Кордеро ди Монтеземоло сказал, что план для его команды на этот чемпионат - "побеждать раза в три чаще, чем в предыдущие два года". Напомним, что в 94-м и 95-м "Феррари" по разу праздновала победу. Таким образом, план господина ди Монтеземоло доблестно выполнен сразу на треть. Из чего следует простой вывод: в оставшейся части 47-го чемпионата Шумахер будет побеждать ровно в два раза чаще! Хорошая новость для поклонников двукратного чемпиона мира.
Началось же все по современным меркам довольно буднично - и не так чтобы очень уж многообещающе для лидера "Феррари". А точнее - полным доминированием команды "Уильямс-Рено". Пятницу, когда по итогам двухчасовой тренировочной сессии список быстрейших возглавили Ирвин, Баррикелло и Панис, сменила суббота. Утром младшенький из двух уильямсовских "сынков" изнасиловал и убил мотор "Рено": пройдя круг за 1.20,041 (почти на полторы секунды быстрее прошлогоднего поула Шумахера), машина Жака Вильнева буквально через пару-тройку сотен метров после выхода с прямой "старт/финиш" оставила за собой дымный шлейф. Чем изрядно напугала мотористов из "Рено", а заодно - половину "Уильямса" во главе с Хиллом и самим Фрэнком, не говоря уж о Патрике Хеде! Шутка ли - за последние две недели безотказный доселе французский двигатель дает осечку в третий раз! На всякий случай напомню: последний раз во время гонки до минувшего "Гран-при Монако" мотор "Рено" на "Уильямсе" выходил из строя в сентябре 93-го, в Италии, на машине Алена Проста. А тут вдруг - три раза за две недели...
- Сначала в Монако, потом - в Сильверстоуне на тестах (на моей машине), теперь вот - у Жака... - задумчиво почесывал густую черную бровь Хилл. - Это, согласитесь, кое-что. Но эту проблему, насколько я в курсе, и "Уильямс", и тем более "Рено" стараются разрешить как можно быстрее, и прикладывают к этому максимум усилий... Так что я, в общем-то, принимаю случившееся не слишком близко к сердцу, хотя слегка настораживает то, что неприятности пошли полосой...
Кстати, утром в субботу Хиллу не удалось сэкономить жизненно необходимую в Барселоне лишнюю свежую смену резины (трек в Монтмело исключительно жесток к покрышкам!) - его замучили проколы: два за утро! Это могло обернуться против лидера чемпионата в гонке, где стратегия с дозаправкой и сменой резины может решить исход "Гран-при", как это было, к примеру, год назад. Но - не обернулось. Впрочем, об этом позже. Результат Хилла на утренней субботней тренировке был вторым (1.21,376), всего на 0,145 уступил ему Шумахер, Ирвин, как повелось, отстал от своего партнера по "Феррари" на секунду, дуэт "Бенеттона" застрял в пределах чертовой дюжины (Алези - 11-й, 1.23,260, Бергер - 13-й, 1.23,558).
Короче, утром в субботу определилось трио пилотов, которые после полудня и повели между собой схватку за поул испанского "Гран-при". Наблюдая за тем, как развивались события в квалификации, я поймала себя на обескураживающей мысли: а ведь за этой самой квалификацией наблюдать, пожалуй, интереснее, чем за гонкой. Ведь что в гонке главное? Обгоны! А их-то и нет. А в квалификации, что главное? Правильно! Показать лучшее время на круге! Так вот квалификации на последних трех "Гран-при" ой какие захватывающие.
Еще в пятницу могло создаться впечатление, что и на этот раз Михаэль Шумахер и "Феррари" невероятно близки к очередному поулу: от Хилла (это был реальный претендент на победу, а не "фантомы" типа Паниса и К°) Шумахера отделяла после пятницы тысячная (!) доля секунды.
Первые минут десять "обладатели" поула менялись, как в калейдоскопе: Хаккинен, Херберт, Сало, Френтцен - но это только потому, что сильнейшие играли в гляделки. Первым из группы элиты на трассе оказался Вильнев - и тут же привел протокол в порядок: 1.21,710. Выехавший следом за ним Шумахер так за ним следом и финишировал (1.22,364), а выкативший третьим из асов Алези стал третьим (1.22,374). Хилл все это время грел сиденье в кокпите "Уильямса", не отрывая глаза от монитора. На исходе 20-й минуты на трассу вырулил и он - причем на резине "б/у"! Мгновенно - 1.21,640! Как декабристы однажды на свою голову разбудили Герцена, так и этот круг Хилла разбудил Шумахера: ответ - 1.21,587! Мгновенно "очко" в пользу "Уильямса" отыграл нападающий Вильнев - 1.21,145. И временно страсти поутихли - главные действующие лица заехали в боксы подумать кое о чему.
В их отсутствие поправкой дел занимались бенеттоновцы, поднявшиеся на 4-е и 5-е места. "Поскольку наша машина в гонке идет значительно лучше, чем в квалификации, мы надеемся на..." - а вот на что они надеются, Жан Алези договорить не успел.
Ибо в этот момент - за 4.00 до конца - на трассу вырулил Хилл. Тут же Вильнев (3.34) и Шумахер (2.30). Шумахер еще только разгонял свою "Феррари" на летучий круг, когда Хилл блистательным по исполнению, абсолютно безупречным кругом дал понять, что близость Шумахера - оптический обман. Почему? Да потому, что прошел англичанин этот очень быстрый круг без малейшего намека на какое-либо запредельное усилие. Не то что Вильнев: час истекал, когда ему начали отсчет - и на промежутках он был быстрее Хилла, но "Уильямс", казалось, стремился опередить своего пилота и рвался из рук, как норовистый неук (молодой необъезженный жеребец - для тех, кто не знает. - Прим. О.Л.). Шумахеру же и вовсе не повезло - в эти секунды на трассе было аж 20 машин, дымил двигатель Катаямы, а прямо перед носом "Феррари" маячил "Макларен" Култхарда (у двукратного чемпиона мира к шотландцу весьма трепетное отношение - когда Дэвид впереди, Михаэль его нипочем не обгонит!)...
Так все и кончилось. Правда, беднягу Вильнева, спалившего движок, еще и оштрафовали на 5000 долларов - за превышение скорости на пит-лайне. "Я был на радиосвязи с боксами, - улыбнулся милой улыбкой канадец, - и просто забыл снизить скорость до разрешенной". И добавил, что, несмотря на волнения по поводу мотора "Рено", рад быть на первой линии. "Жак дал мне сегодня повод поволноваться, - сказал Хилл. - Он прессинговал, да к тому же я никак не мог понять, чего можно ждать от Шумахера... Поул для меня очень приятен - ведь после Монако мне хотелось бы покинуть Барселону с некоторым количеством очков!" "Мы не были по-настоящему конкурентоспособны сегодня, - внес свою лепту Шумахер. - Не были по-настоящему быстры. Но завтра все изменится!"
...И завтра (то есть в воскресенье) все в самом деле изменилось. Надежды элиты "Формулы-1" на (цитирую) "нормальную гонку на нормальном автодроме при нормальной погоде" были смыты почти тропическим ливнем, хлынувшим с вмиг посерьезневших и надувшихся на всю Испанию небес.
Когда камеры "Евроспорта" начали показывать закрытый зонтиками и прочими подручными средствами пит-лайн, моей первой мыслью было: любопытно, а в каком шлеме нынче стартует Дэвид Култхард? Снова у Шумахера одалживал? Увы, но удовлетворить любопытство не удалось - шотландец стартовал с такого далекого места, что до него камера просто не доползла. Ну да Бог с ним, с Култхардом. К тому же и в гонке бедняга шотландец (в своей каске, не в шумахеровской!) продержался чуть больше половины круга...
Старт. Но... Обе "Феррари" красными глыбами замерли в лужах - и их один за другим прошли Алези, Бергер, Баррикелло. Ирвин очнулся для жизни и подвигов раньше партнера - и в первый поворот вошел шестым (Шумахер - седьмым). Но лучше бы Эдди этого не делал - через мгновение его машина жалобно рыла колесами превратившийся в трясину гравий.
Вот в эти-то мгновения Шумахер и начал творить чудеса. Христос шел по воде аки по суху... Так, может, Шумахер - бог?! Черт его знает...
"Бенеттон" Алези шел по лужам, как маленький паровозик из Ромашкова из одноименного мультика - словно пробуя воду колесами на ощупь. Еще медленнее тащился Вильнев, к которому Алези из-за плотного водяного шлейфа, однако, не мог приблизиться на дистанцию для атаки (потом француз скажет, что из-за вильневского душа его мотор даже временами терял мощность), Хилл вместе со своим "Уильямсом" вальсировал, как на балу у английской королевы (два "тура вальса" с заходом в гравий закончились для Дэмона потерей нескольких мест - с 3-го он отпал на 8-е, третий стал фатальным - завершить пируэт оказалось негде, вмешалась бетонная стена прямой "старт/финиш"!), месили грязь по обочинам почти все остальные - и только Михаэль исполнял роль Христа.
Конечно, ему помогло то, что "Феррари" выбрала тактику с двумя заездами, все же остальные - с одним, то есть на борту машины Шумахера было меньше топлива, она была легче, и удерживать ее на трассе тоже было легче (в отличие от заправленных под завязку "Бенеттонов" и "Уильямсов"), но - четыре секунды на круге! Могу ошибаться, но столько у соперников не выигрывал даже бесподобный мастер дождевой езды Айртон Сенна... Короче, даже при двух заездах в боксы преимущество Шумахера над соперниками - чудовищное преимущество! - не таяло, а росло, как девятый вал. Только шестеро добрались до финиша "Гран-при Испании" - всех остальных смыло, как из брандспойта. Шумахер, собрав свою долю аплодисментов 53-тысячной вымокшей толпы, начал обниматься с механиками "Феррари". А на подиуме вылил все причитавшееся ему шампанское на голову Жана Тодта (в чем слегка поспособствовал ему Алези), который в порыве чувств чуть не задушил своего ненаглядного победителя. Пока они обнимались, Алези и Вильнев наспех обсудили гонку и чинно попрыскали друг друга шипучей жидкостью, после чего Жан, положив ладонь на плечо сыну своего любимого пилота, увел его с подиума в сухое место, оставив счастливых ферраристов наедине с толпой.
- В некотором роде я даже рад, что не участвовал в этой гонке, - загадочно сказал Хилл.
- Я вполне доволен своим вторым местом, - сказал Алези. - Конечно, я не мог как следует посражаться с ним (кивок в сторону Шумахера), но после нескольких подряд фиаско второе место позволяет надеяться на то, что мы вскоре вернемся в схватку за места в чемпионате.
Когда Вильнева спросили, что он чувствует, деля второе-третье места в общем зачете с двукратным чемпионом мира, он мило улыбнулся и между делом напомнил, что от лидера - Хилла - их обоих отделяет еще много очков, но "мы слегка подобрались к Дэмону и это, видимо, сделает чемпионат еще интереснее!"
Ольга ЛИНДЕ
47-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". Седьмой этап. "Гран-при Испании". 2 июня. Барселона. Автодром "Каталунья-Монтмело".307,255 км (65 кругов по 4727 м). 1. Михаэль ШУМАХЕР (Германия, "Феррари") - 1:59.49,307 (средняя скорость 153,785 км/ч). 2. Жан АЛЕЗИ (Франция, "БенеттонРено") - отставание 45,302. 3. Жак ВИЛЬНЕВ (Канада, "Уильямс-Рено") - 48,388. 4. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "ЗауберФорд") - 1 круг. 5. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1 круг. 6. Педро Палу Диниц (Бразилия, "Лижье-Мюген/ Хонда") - 2 круга.
Быстрейший круг в гонке: 1.45,517 (161,274 км/ ч) - Шумахер (14-й).
Круги лидирования: Вильнев с 1-го по 11-й, Шумахер с 12-го до финиша.
Причины сходов. Йос Ферстаппен ("Эрроуз-Харт") - 48-й (вылет с трассы). Рубенс Баррикелло ("Джордан-Пежо")- 46-й (сцепление). Герхард Бергер ("Бенеттон-Рено") - 45-й (вылет с трассы). Джонни Херберт ("Заубер-Форд") - 21-й (разворот). Мартин Брандл ("Джордан-Пежо") - 18-й (коробка передач). Мика Сало ("Тиррелл-Ямаха") - 17-й (дисквалифицирован за замену машины на запасную после процедуры официального старта). Дэмон Хилл ("Уильямс-Рено") - 11-й (разворот и вылет с трассы). (Окно Катаяма ("Тиррелл-Ямаха")-9-й (мотор). Эдди Ирвин ("Феррари") - 2-й (разворот). Оливье Панис ("Лижье-Мюген/Хонда") - 1-й (столкновение). Джанкарло Фисикелла ("Минарди-Форд") - 1-й (столкновение). Дэвид Култхард ("Макларен-Мерседес") - 1-й (столкновение). Риккардо Россет ("Эрроуз-Харт") - 1-й (столкновение). Педро Лами ("Минарди-Форд") - 1-й (столкновение).
Стартовое поле. 1-я линия. Хилл - 1.20,650 (средняя скорость 211,000 км/ч). Вильнев - 1.21,084. 2-я линия. Шумахер - 1.21,587. Алези - 1.22,061. 3-я линия. Бергер - 1.22,125. Ирвин - 1.22,333. 4-я линия. Баррикелло - 1.22,379. Панис - 1.22,685. 5-я линия. Херберт - 1.23,027. Хаккинен - 1.23,070. 6-я линия. Френтцен - 1.23,195. Сало - 1.23,224. 7-я линия. Ферстаппен - 1.23,371. Култхард - 1.23,416. 8-я линия. Брандл - 1.23,348. Катаяма - 1.24,401. 9-я линия. Диниц - 1.24.468. Лами - 1.25,274. 10-я линия. Фисикелла - 1.25,531. Россет - 1.25,621. Время 107% - 1.26,295. Не прошли квалификацию гонщики "Форти-Форд" Лука Бадоер (1.26,615) и Андреа Монтермини (1.27,358).
Общий зачет чемпионата мира. 1. Хилл - 43. 2 - 3. Вильнев и Шумахер - по 26. 4. Алези - 17. 5. Панис - 11. 6. Култхард - 10. 7. Ирвин - 9. 8. Хаккинен - 8. 9-10. Бергер и Баррикелло - по 7. 11. Френтцен - 6. 12. Сало - 5. 13. Херберт - 4. 14-16. Ферстаппен, Брандл и Диниц - по 1.
Кубок конструкторов. 1. "Уильямс" - 69. 2. "Феррари" - 35. 3. "Бенеттон" - 24. 4. "Макларен" - 18. 5. "Лижье" - 12. 6. "Заубер" - 10. 7. "Джордан" - 8. 8. "Тиррелл" - 1.