33 золотые медали - рекорд, который не повторить
После завершения чемпионата Европы по дзюдо среди ветеранов интервью корреспонденту "СЭ" дали участники турнира. Нельзя было обойти стороной старейшего участника – Магомеда-Шапи Алиева. Тому в сентябре исполнилось 66 лет – и вот очередная золотая медаль.
- В вашей жизни вообще не существует таблеток? – спросил я Алиева.
- Никаких. Спасибо Аллаху – у меня здоровый образ жизни. В 66 лет я абсолютно здоров. Я же горец, чабаном был… С детства ходил по горам. Я один должен был уследить за пятьюдесятью баранами. Здоровье нужно железное. Чем только в жизни не приходилось заниматься. Я вот только не люблю тренироваться.
- Как так?
- А вот так. Кимоно надеваю только на соревнованиях. Ходить в зал, тренироваться – это не для меня. Могу поработать на природе, возле моря. Больше занимаюсь с резиновыми жгутами. В 72-м году выиграл первенство Вооруженных Сил в Туле, и тогда же отец меня научил тренироваться с резиной.
- Где служили?
- В Белоруссии. Нас там заставляли по десять километров бегать, чтобы давление скакало. А для меня лучше было три схватки подряд отбороться, чем бежать этот кросс. Отказывался.
- На гауптвахту не попали?
- В штаб доложили – Алиев отказывается бежать. Хотели от соревнований по дзюдо меня отстранить, но как это сделаешь, если я у всех подряд выигрываю? Так и не бегал – занимался сам по себе. Как и сейчас.
- В Махачкале живете?
- Уже три года, переехал из Грузии. У меня школа борьбы грузинская. В нашем родовом аварском селе остались одни старики – и вот я решил вернуться в Дагестан.
- Вы аварец? Как и Расул Гамзатов?
- Ну да. Он приезжал в наше село в 72-м году к одному нашему писателю. Угощали его черным вином. Поднимал рог, выпивал, а потом переворачивал над головой: ни капли не осталось. Потом его автомобиль провожали из нашего селения, долго ехали следом.
- В ветеранском дзюдо вам равных нет. А в прошлом?
- В прошлом я выиграл чемпионат Белоруссии. И по самбо выигрывал чемпионат воздушно-десантных войск. Я мастер спорта по трем видам – еще и национальной борьбе. Вот чемпионом Грузии по дзюдо я стать никак не мог, хоть и старался – там были потрясающие борцы, мне не пробиться.
- Вы будете бороться до глубокой старости? Категория М10 для вас придумана?
- Наверное. Если здоровье позволит. За последние годы ни одной схватки не проиграл. Выигрывал даже у людей, которые были призерами на Олимпиадах. Прошел два чемпионата мира, три чемпионата Европы… Проблема, что большинство спонсоров в Дагестане – на вольной борьбе. Дзюдоистам сложнее. 35 тысяч человек – "вольники", и всего две – дзюдоисты. Хоть дзюдо поднимается. Есть отличные ребята.
- Хоть раз были близки к тому, чтобы проиграть?
- Одному на чемпионате России недавно говорю: у тебя все есть, чтобы хорошо бороться. Зачем стоишь, ждешь? В дзюдо кто раньше успел – тот и победил. Проиграл - сидит, горюет…
- Сколько парню лет?
- Около шестидесяти.
- Вы вообще не пьете?
- Как? Пью!
- Ну, слава Богу.
- Это в грузинской борьбе меня воспитали – там можно хоть два литра вина выпить, ничего с тобой не будет. В грузинской команде разрешалось выпивать. Вино только придает сил.
- Последнее время вы тоже работали чабаном?
- Агрономом в совхозе. Прежде были сумасшедшие деньги – олимпийский чемпион при советской власти мог получить тысячи три рублей, а я столько зарабатывал за месяц. В 79-м году на черном рынке купил "Жигули" за 21 тысячу. Специально в Москву ездил. Останавливался только в гостинице "Будапешт". Хорошее было время.
- Значит, профессионально уходить в борьбу вам было не надо?
- В том-то и дело. Хотя я весил 78 килограммов, а легко боролся даже с "тяжами". Брал подвижностью. И сейчас люблю это дело – год назад на чемпионате мира боролся с немцем. Тот 147 килограммов весил! И я выиграл!
- В нынешней сборной ветеранов есть люди, которые вполне могли бы выступать в профессиональном дзюдо?
- Магомедов из М2. Вполне мог бы, хороший парень. Хоть ему 37 лет… Хоть один легендарный грузин в 42 года стал чемпионом. Сейчас, правда, почему-то принято лет в 26 уходить из профессиональной борьбы.
- У вас спонсора нет?
- Нет. Сам езжу – на пенсию в 6 тысяч. Обещают устроить начальником охраны – на зарплату в 10 тысяч. Хорошо, детей на ноги поставил – у меня два сына и две дочери. У всех свои дома. Но все друзья знают: Шапи с деньгами и без – один и тот же человек. Ничего во мне не меняется.
Я подошел к важнейшему человеку на этом турнире, президенту Европейского союза дзюдо Сергею Соловейчику. Тот с удовольствием прокомментировал чемпионат Европы.
- Россияне на этом чемпионате – безусловные лидеры. А вам как президенту Европейского союза хотелось бы видеть на пьедестале и другие национальности?
- Все-таки эти соревнования довольно специфичные, со своей задачей - они показывают, что для людей в дзюдо возможности безграничны. От пяти лет до ста. Хотите – тренируйтесь, хотите – добро пожаловать на семинары. Оттачивайте мастерство бросков.
- Сами не соревнуетесь давно?
- Довольно давно. Но тренируюсь, если я в Москве, каждый день. С восьми утра – я на ковре. Два часа, потом на работу. Стараюсь ложиться не позже полуночи. Все время хочется побеждать, это у меня в крови.
- Что понравилось на этом чемпионате Европы? Что не понравилось?
- Понравился уровень подготовки наших ребят. Видно, что много тренируются. Это очень приятно. Если тренируются, то в клубах. Это видят и дети, и родители. Отличный пример. Значит, дзюдо можно заниматься до бесконечности. Что не очень устраивает – не все удается организовать по части пребывания спортсменов здесь, в Хорватии. Проблемы с размещением и питанием. В обычном дзюдо проще, там приезжают командами. А сюда – индивидуально, "дикарями"… Приехало 600 человек, из которых организованы – двести. Мы еще не научились работать с такими массами.
- Неужели можно было организовать лучше?
- Будем организовывать, я обещаю. Уже к следующему году.
- Самое приятное открытие в сборной России?
- Мне понравился момент соревнований, когда наш спортсмен Илинич выигрывал встречу и на последней секунде травмировался – так чтобы дать возможность продолжать соревнования своему противнику, снялся с этой встречи. Дал возможность победить и продолжить тому участие в соревновании. Пример благородства. Спортивного мужества и дружбы.
- Неприятные открытия были?
- Тоже наш спортсмен – не буду называть фамилию. Не справился с эмоциями, вел себя не по-спортивному и не в духе дзюдо.
- Вашего президентского слова хватило, чтобы его успокоить?
- Да все было понятно – нервы, эмоции, южный человек… Но на ветеранских соревнованиях все должно быть добрее и спокойнее. Дзюдо – это контроль противника, но прежде всего – самого себя. Он не был разочарован противником или судьями – только самим собой. Но это парня не оправдывает, надо держаться. Теперь раскаивается.
Старший тренер сборной России Владимир Ельчанинов, кажется, и сам не ожидал, что чемпионат Европы для наших ветеранов будет настолько удачным.
- 33 золотых медали, 18 серебряных и 23 бронзовых – это очень много. Два года назад в Праге на чемпионате Европы выиграли 30 золотых, и всем казалось, что этот результат повторить невозможно. Представляете, какой успех?
- Откуда такой успех?
- Организационная работа Национального союза ветеранов дзюдо. Чемпионат страны среди ветеранов проводим только мы. Все остальные сами по себе. Нам все завидуют, вчера ко мне французы подходили. Их ветераны приезжают за свой счет. Это позволяет нам отбирать лучших в сборную, люди держат себя в тонусе. Лучших возим за счет федерации.
- А был кто-то наш, кто приехал за свой счет, но вас поразил результатом?
- Конечно, есть – правда, у меня сейчас в голове все перемешалось, сразу не вспомню. Приходится бегать между четырьмя татами. Не всегда первые номера становятся первыми. У нас несколько чемпионов мира проиграли чемпионат страны. Кто приезжал за свой счет и выиграл – тому мы расходы на дорогу погасим.
- Открытия для вас на этом чемпионате были?
- Я же старший тренер МВД России – очень доволен своими ребятами. Вы видели, как все аплодировали Коновалову – выступил просто здорово. Я его уговорил сюда приехать. Или мой ученик Леша Котов. Они были действующими чемпионами страны. Выигрывали по мастерам. Сергей Бочаров впервые приехал на соревнования – показал очень красивую борьбу, Соболев выиграл у наших чемпионов мира… Появляются новые имена.
- Почему у нас нет совсем уж глубоких стариков на этом чемпионате? Это же здорово.
- Мы решили: Национальный союз ветеранов приглашает 65-летних. Это максимум. Исключение – Шапи Алиев. Он в уникальной форме. Так и в Европе было раньше, только сейчас стали допускать 70-летних. У людей случаются предынфарктные состояния, на носилках уносят с татами. Зачем это нужно? Дух еще остался, а здоровье уже все, не то… Мы просим, чтобы все приезжали с электрокардиограммами. Показываем врачам. Нагрузки здесь большие. Мы не хотим, чтобы с чемпионата Европы людей увозили на кладбище. У одного нашего легендарного борца пошли проблемы с сердцем – в Праге пришлось откачивать. Хоть не такой старый, больше его не берем. Приезжать им самим мы не можем запретить. Просто не советуем.
- Борец Садир Айвазов, психанувший после схватки, вас не удивил?
- Кавказские ребята - горячие. Не хочу делать из этого проблему. Айвазов был лидером в этой весовой категории, всех обыгрывал – и вдруг проиграл. Проиграл Куликову, с которым не имел проблем в чемпионате России. Куликов как раз приехал за свой счет и выиграл у действующего чемпиона. Мы Айвазова пожурили, и ладно. Садир хороший парень. На моей памяти были сумасшедшие эксцессы – люди судей били, а бутылку в стену запустил – это пустяки… Больше не повторится. Говорю ему: "Тебе за тридцать, а ведешь себя как мальчишка". Он понял.
- Многие говорят, что вы – лучший тренер в России.
- Я?!
- Да-да, вы. Не тесно вам в ветеранском дзюдо?
- С моим приходом в самом деле медалей стало побольше, пусть это и не очень скромно звучит. Конечно, эта работа немного отвлекает – я по контракту готовлю двух парней в Таджикистане. Один стал призером последней Олимпиады. У России медалей там не было вообще. Но Владимир Газизов попросил сюда приехать и помочь – я ему не могу отказать. Мне нравится коллектив, здесь отличные отношения. Вот сделали 500 экземпляров учебного фильма с моим семинаром по тактике. Ребята говорят, что им помогает. Даже в ветеранском дзюдо можно быть перспективным.
Юрий ГОЛЫШАК,
Пореч – Москва