Ренат Лайшев: "Детские бои ведут к ожесточению ребенка"
Во вторник в Грозном прошел турнир по смешанным единоборствам Гран-при "Ахмат", в рамках которого прошло несколько боев с участием детей. После соревнований разгорелся скандал. Президент Союза ММА России Федор Емельяненко публично осудил детские бои, проводящиеся по взрослым правилам и без какой-либо защитной экипировки. Широкая общественность разделилась на два лагеря, которые в своем противостоянии успели даже перейти на личности. За разъяснениями, какие последствия для физического и психического здоровья ребенка могут иметь такие поединки, "СЭ" обратился к заслуженному тренеру России, доктору педагогических наук Ренату Лайшеву.
– Насколько травмоопасны подобные бои для детей? - первый вопрос Лайшеву.
– В первую очередь они травмоопасны для психики ребенка. Как педагог, который всю жизнь работает с детьми в спортивной школе, я твердо верю, что нужно беречь ребят от чрезмерной жесткости и жестокости. Даже просмотр боев по телевидению ведет к ожесточению в детских головах. Я бы разрешал смотреть ММА только лет с 16 – 18. Существует же закон, по которому по телевидению нельзя показывать в дневное время эротические сцены. Так же должно быть с боями, где кровь, переломы, удушения… Выпускать детей биться друг с другом как боевых петушков под аплодисменты зрителей нельзя.
– Как же вырастить профессионального спортсмена, если ребенка в детстве от всего в детстве ограждать?
– На мой взгляд, весь профессиональный фундамент спортсмена должен закладываться исключительно на любительском уровне. Это послужит платформой для его последующего самостоятельного выбора. Например, в детстве можно преподавать ребенку только спортивное самбо, а не боевое. Однажды ребенок сам решит, переходить ли ему в боевую дисциплину или нет. Базовые знания и умения к этому времени у него уже сформируются. То же самое касается и смешанных единоборств. Выходить ли на профессиональный ринг, человек в состоянии решить самостоятельно, когда созреет для этого – примерно в возрасте 16 – 18 лет.
– С какого возраста, на ваш взгляд, можно проводить детские спарринги, и какая при этом должна быть экипировка?
– Я был на детском турнире, который проводил Олег Тактаров лет пять назад. Там все дети имели необходимую страховочную экипировку – шлемы, наколенники, налокотники, большие мягкие перчатки. Кроме того, поединки были укороченные по времени по сравнению с взрослыми боями, а все встречи носили скорее игровой, нежели боевой характер. Такой же характер тренировок мы тоже используем у себя в школе. До 12 лет дети практически не спаррингуют. Мы бегаем, плаваем, занимаемся общей физической подготовкой, и все это происходит в игровой форме. Начиная с пятого курса, то есть как раз с 12 лет, ученики начинают проводить первые настоящие спарринги, естественно, с использованием всех необходимых защитных средств.
– Чем обусловлено это возрастное ограничение?
– Согласно научным исследованиям, в 12 лет у мальчиков (и чуть раньше у девочек) организм перестраивается и укрепляется, а мозг становится более восприимчивым к сложной координационной деятельности. Этот возраст – самый гармоничный, чтобы вводить в тренировочную программу сложные элементы. Если вводить борьбу на ковре слишком рано, ребенок может, что называется, "наесться", а когда настанет время показывать результат, у него уже не останется никакого желания и интереса к спорту. Нас научил многолетний опыт, ведь раньше это происходило и с нашими учениками. То же самое касается, например, спортивной и художественной гимнастики. Из огромного количества способных трудолюбивых девочек профессиональную карьеру строят единицы.
– Как, на ваш взгляд, можно достойно уладить конфликт?
– Думаю, скоро все успокоится само собой. Эмоции утихнут, люди возьмут себя в руки и все встанет на свои места.