Почему пандемия может сделать Хабиба богаче
Дана Уайт пообещал, что шоу UFC 249 с главным боем между Хабибом Нурмагомедовым и Тони Фергюсоном состоится 18 апреля. Все крупные спортивные турниры остановлены из-за пандемии коронавируса, так что поединок Хабиба и Фергюсона станет главным спортивным событием весны. Учитывая отсутствие конкуренции на рынке, UFC 249 может обновить личный рекорд по продажам платных трансляций. Это скажется на заработке Нурмагомедова — в положительную для бойца сторону.
Продажа платных трансляций (Pay-per-view) в США — основной источник дохода для UFC. Рекорд по числу проданных PPV — 2,4 миллиона — держит турнир UFC 229, на котором Хабиб победил Конора Макгрегора.
PPV-турниры UFC — это номерные турниры. Бои предварительного карда номерных турниров в США транслируются на платформе UFC Fight Pass и на платном канале ESPN. Поединки основного карда — это PPV. Трансляцию можно посмотреть, став подписчиком стримингового сервиса ESPN+. В 2020 году расценки такие: для действующих подписчиков трансляция стоит 64,99 доллара (около 5000 рублей), для новых подписчиков — 84,99 доллара (около 6500 рублей).
Процент от продаж PPV получают не все бойцы карда, а только участники главного боя или чемпионских боев (бывает, что только один участник главного боя и только чемпион). Обычно бойцам перечисляется от 1 до 5 долларов за одну проданную трансляцию. Но бывает и больше.
Бои с участием Нурмагомедова трижды возглавляли турниры UFC. Это UFC 223 в Нью-Йорке (победа над Элом Яквинтой, 300 тысяч проданных платных трансляций), UFC 229 в Лас-Вегасе и UFC 242 в Абу-Даби (победа над Дастином Порье). Сколько проданных трансляций собрало шоу в ОАЭ — неизвестно. После перехода UFC на ESPN+ такие данные не разглашаются. Но, как сказал «СЭ» менеджер Хабиба — Ризван Магомедов, эта цифра — не менее миллиона.
Если UFC 249 состоится, то однозначно соберет более миллиона PPV. Бой Нурмагомедова и Фергюсона — действительно топовый. У обоих по 12 побед подряд, их поединок срывался четыре раза, оба не любят друг друга. Хайлаты пресс-конференции Хабиба и Тони собрали на Youtube-канале UFC 3,5 миллиона просмотров, и это отличный результат. Бой сильно ждали, а сейчас ждут еще сильнее, учитывая отмену других спортивных ивентов. Из-за пандемии турнир UFC 249 принесет лиге куда больший финансовый эффект, чем мог бы принести при обычной, свободной от коронавируса ситуации.
Соответственно и Хабиб получит больше денег. Допустим, Нурмагомедову от каждой проданной трансляции будет перечислено по 5 долларов. Получается, что в случае 1,5 миллионов реализованных PPV он заработал бы 7,5 миллионов долларов. Это, так скажем, обычный вариант (шоу в Бруклине, никакого коронавируса, никаких отмененных спортивных соревнований по всему миру). Однако, как уже было сказано, UFC 249 превратилось в крупнейшее спортивное событие года (пока что), и зрительский интерес к нему будет намного выше, чем ожидалось. Так что боссы промоушены вполне могут рассчитывать на 2 миллиона проданных PPV и даже на 2,5. Поэтому за счет платных трансляций Хабиб может получить на 2,5-5 миллиона долларов больше, чем планировал. Это приблизительная цифра. Вероятно, Нурмагомедов останется даже в еще большем плюсе.
Также существует так называемый гарантированный гонорар, который обычно публикуют Атлетические комиссии американских штатов, принимающих турниры. По словам бойцов, как правило, публикуются неточные цифры. Тем не менее на них можно ориентироваться.
Каким будет гарантированный гонорар Хабиба за бой с Фергюсоном — неизвестно. Но вряд ли больше 3 миллионов долларов. Столько в качестве базовой выплаты UFC перечисляет Конору Макгрегору. Пусть он и не чемпион, но все еще самый популярный боец ММА в мире. Нурмагомедов тоже знаменит, но еще не настолько. Так что больше, чем ирландцу, в UFC не платят никому.
В российских СМИ фигурирует информация, что Хабиб получит за поединок с Фергюсоном 10 миллионов долларов. Она недостоверна. Таких базовых гонораров в UFC быть не может, а заранее точно подсчитать количество проданных PPV — невозможно.
Так или иначе, в общей сложности Нурмагомедов наверняка заработает больше 10 миллионов долларов. По данным «СЭ», за бой с Макгрегором он, включая отчисления от проданных PPV и все-все-все, получил 12-15 миллионов, а за бой с Порье — более 20 миллионов. Не совсем понятно, из чего могла сложиться такая огромная сумма, все же UFC 242 по ажиотажу — совсем не UFC 229. Однако Ризван Магомедов в ноябре 2019-го подтвердил «СЭ», что Хабиб за бой с Порье заработал намного больше, чем за бой с Макгрегором.
В пользу чемпиона UFC — падение рубля. Например, 15 миллионов долларов сейчас — это около 1,17 миллиарда рублей. А 15 миллионов долларов месяц назад — это около 960 миллионов рублей. Разница существенна.
Фергюсон же однозначно получит меньше Нурмагомедова, причем значительно. Он крутой боец, но не такой ценный для UFC, как Хабиб. Максимальный гонорар Тони за карьеру — 530 тысяч долларов за бой с Кевином Ли в октябре 2017 года (250 тысяч — за участие, 250 тысяч — за победу, 30 тысяч — выплата от технического спонсора).
***
Почему в UFC так стремятся провести UFC 249 — понятно: шоу может принести более 100 миллионов долларов. И без разницы, будет турнир закрытым или нет. Выручка с билетов — капля в луже по сравнению с тем, какой доход лиге дает продажа PPV. Судя по объявленным ценам (теперь уже аннулированным), лига на билетах заработала бы не больше 7 миллионов долларов.
Осталось понять, где пройдет шоу. И пройдет ли вообще. Пусть Дана Уайт и сказал, что уже определился с местом, сомнения остаются — к сожалению, пандемия становится все более глобальной.