19 сентября 2019, 15:25

Бой Хабиба в России. Сколько это может стоить

Илья Андреев
Шеф отдела единоборств
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте
Чемпион UFC в легком весе (до 70,3 кг) Хабиб Нурмагомедов заявил, что его следующий бой с вероятностью 80 процентов пройдет в России. В материале «СЭ» — подробно о том, что нужно сделать для реализации этой идеи, и кто этим занимается.

Хабиб Нурмагомедов:

— Переговоры с UFC велись и ведутся. Я очень хочу подраться в России. Нужно было бы где-нибудь в Москве или в Питере. Я очень хочу. Идут переговоры, и я где-то на процентов 80 уверен, что мой следующий бой пройдет в России. (Интервью Первому каналу)

Материал «СЭ» разделен на две части:

— кто ведет переговоры c UFC об организации боя в России;

— что нужно для того, чтобы бой Хабиба в России состоялся: приводим математические расчеты — сколько нужно заплатить.

Бой Хабиба в России: кому он нужен, кроме болельщиков

Гендиректор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев в день поединка между Нурмагомедовым и Дастином Порье (7 сентября, Абу-Даби) сообщил ТАСС и РИА «Новости» об активной работе над тем, чтобы следующий бой Хабиба прошел в России.

В апреле Дмитриев сидел рядом с Нурмагомедовым на турнире UFC Fight Night 149 в Санкт-Петербурге. В июне гендиректор РФПИ первым объявил о том, когда UFC проведет второе шоу в Москве (9 ноября). Был он и в Абу-Даби, где горячо поздравил Хабиба с победой прямо у октагона — когда боец вместе с командой направлялся в раздевалку.

РФПИ и UFC — как они вообще связаны? В июле 2018 года для развития индустрии смешанных боев в России UFC, Российско-китайский инвестиционный фонд (РКИФ, создан Российским фондом прямых инвестиций и China Investment Corporation) и Mubadala Investment Company (ОАЭ) создали совместное предприятие — UFC Russia (неофициальное, но распространенное в СМИ название). Как говорилось в пресс-релизе, обязанности данной компании — «подготовка и проведение спортивных мероприятий под брендом UFC, а также других направлений работы UFC в области MMA на территории РФ и стран СНГ, включая производство лицензионной продукции, владение правами на выпускаемый медиа-контент, электронную торговлю и заключение спонсорских контрактов». Новую структуру возглавил медиаменеджер Андрей Громковский.

Владелец UFC - Endeavor Group Holdings. Помимо турниров UFC, группа проводит конкурсы «Мисс Вселенная» и «Мисс США», а еще занимается агентской деятельностью, среди клиентов — певица Рианна (в контексте ММА не имеющие значения факты, но любопытные). В мае Endeavor объявила о намерении провести IPO. В проспекте к IPO говорилось, что российские инвесторы заплатили группе за долю в совместном бизнесе 9,7 миллиона долларов. Как сообщала газета «Ведомости», точной информации о распределении акций UFC Russia в проспекте Endeavor нет, зато там отмечено, что доля у российских партнеров — не контрольная.

«Этот вопрос (о бое Хабиба в России) находится в глубокой степени проработки с нашими партнерами из UFC, и мы надеемся на его положительное решение», — сказал Дмитриев информационным агентствам 7 сентября. Что именно нужно для организации поединка с участием суперзвезды ММА в России, топ-менеджер тогда не уточнил.

Разъясним мы: нужны деньги, много денег.

Бой Хабиба в России: кто соперник, сколько нужно заплатить, где проводить

В России уже прошли два турнира UFC, на 9 ноября намечен третий. Однако это шоу серии Fight Night. Турниры UFC Fight Night не предполагают титульных боев (за редким исключением), а UFC их по-другому продает. В Америке шоу Fight Night показывают по UFC Fight Pass (специальная платформа UFC, стоимость подписки в США — 9,99 доллара в месяц), а также по платным каналам — сейчас это ESPN.

Бой чемпиона UFC в легком весе никогда не пройдет на UFC Fight Night. Только номерной турнир и никак иначе. В США показ номерных турниров обычно устроен так: пять боев предварительного карда транслируются на UFC Fight Pass, еще четыре — на платном канале (сейчас это ESPN), а пять поединков основного карда можно посмотреть, купив PPV (Pay-per-view). Мы говорим о США, потому что именно американский зритель — основной источник дохода для UFC. Американцы привыкли к тому, что за просмотр спортивных событий надо платить, поэтому практически все большие турниры UFC проводятся в США. Устраивать их в других странах (за исключением Канады, Бразилии и, как ни странно, Австралии) — менее выгодно. Во многом — из-за разницы во времени. Когда в Москве 23 часа, в Нью-Йорке всего-то 16, а это совсем не прайм-тайм. Что касается других стран, то UFC продает иностранным телекомпаниям (неамериканским) права не на отдельные шоу, а на весь год. По данным «СЭ», стоимость такого кейса — порядка 1-1,2 миллиона долларов.

В июле в интервью «СЭ» Андрей Громковский дал понять: в России номерной турнир UFC (то есть бой Хабиба) возможен только в случае гарантии того, что американский промоушен получит не меньшую сумму, чем мог бы заработать за счет PPV, если бы шоу проводилось в США. Проще говоря: хочешь увидеть Хабиба в России — компенсируй UFC финансовые риски.

Турнир UFC 242, где Хабиб защитил пояс в бою с Порье, состоялся в Абу-Даби — городе, который находится в даже более неудобном часовом поясе для американцев, чем Москва. Однако в апреле руководство UFC подписало пятилетний контракт с департаментом культуры и туризма Абу-Дабу — в рамках реализации программы Advantage Abu Dhabi. Причем, как в интервью ESPN после заключения соглашения сообщил президент UFC Дана Уайт, речь не о шоу серии Fight Night, а о титульных боях. Финансовые условия сделки не разглашаются, по слухам — речь о сотнях миллионов долларов, но это похоже на преувеличение.

Есть ли у российских инвесторов такие же масштабные планы, как у арабских шейхов, — неизвестно. Но совершенно точно есть желание привезти в России шоу, которое бы возглавил бой Хабиба. Сколько оно стоит? Многое зависит от того, кто станет соперником Нурмагомедова.

Конор Макгрегор после победы Хабиба над Порье написал в Twitter: «Назначьте мой реванш в Москве». Ирландец проиграл Нурмагомедову на знаменитом шоу UFC 229 6 октября 2018 года. По словам главы UFC Даны Уайта, он действительно очень хочет вновь сразиться с дагестанцем. Возможно, их новый бой когда-нибудь состоится, но ближайшим соперником Макгрегора, скорее всего, станет Джастин Гэтжи. Планируется, что поединок состоится в начале 2020 года.

Уайт на пресс-конференции по итогам UFC 242 сообщил, что следующий бой Нурмагомедов проведет против Тони Фергюсона — при условии, что американец не откажется. «Эль Кукуй» заявил, что к поединку готов, и даже обозначил предполагаемую дату — 14 декабря, шоу UFC 245 в Лас-Вегасе. Теперь ситуация складывается так, что Фергюсону придется ехать в Россию — Москву или Санкт-Петербург.

Впрочем, утверждать, что именно Тони выйдет против Хабиба, еще рано. Сумятицу внес менеджер российского чемпиона UFC — Али Абдель-Азиз. Он сказал в интервью TMZ, что противником Нурмагомедова должен стать вовсе не Фергюсон, а канадец Жорж Сен-Пьер, и даже допустил, что поединок может пройти на 60-тысячном стадионе в Канаде. Точных сроков боя Абдель-Азиз, один из самых влиятельных людей в ММА-индустрии, не обозначил. «Это может случиться и в этом году. Январь, февраль, март, апрель. Это не так важно», — сказал он.

Фергюсон считается самым опасным соперником для «Орла» в легком весе, плюс у бойцов есть свои счеты — их поединок отменялся четыре раза. Но ЖСП (так называют канадца) — это легенда. Он бывший чемпион UFC в полусреднем (до 77,1 кг) и среднем (до 83,9 кг) весах, и Нурмагомедов мечтает с ним сразиться, но есть две проблемы: первая — Сен-Пьеру придется опуститься в непривычный легкий вес, вторая — в феврале он объявил о завершении карьеры.

С точки зрения стоимости проведения боя Хабиба в России — ЖСП дороже. Тони лишь раз дрался в мейн-ивенте номерного турнира UFC (победил Кевина Ли на UFC 216). И то шоу с точки зрения цифр провалилось — всего-то 200 тысяч покупок PPV. Но Хабиб — не Ли, а большая звезда, а их бой с Фергюсоном — очень долгожданное событие. Если бы поединок проводился в США, то вполне мог бы дать показатель в 700-800 тысяч проданных трансляций. Сен-Пьер — боец другого статуса. Шесть турниров, которые он возглавлял, собирали более 700 тысяч транзакций (рекорд — 950 тысяч). Поединок ЖСП с Хабибом — это потенциально миллион покупок PPV, но, опять же — если бы битва прошла в Северной Америке.

Одна платная трансляция основного карда шоу UFC 242 стоила 60 долларов. Вряд ли просмотр поединка Нурмагомедов — Фергюсон или Нурмагомедов — Сен-Пьер будет дороже, и уж точно — не дешевле.

+/- 800 тысяч х 60 = приблизительно 50 миллионов долларов. Получается, для организации боя Хабиба в России нужно выложить такую огромную сумму? Нет, не так. 50 миллионов — это предполагаемый общий доход от продаж PPV в случае проведения боя в США. По информации «СЭ», как правило, UFC от общего дохода забирает себе 70 процентов. 70 процентов от 50 миллионов — 35 миллионов. Но и это не окончательная цифра — есть другие важные факторы, которые могут повлиять на сумму сделки.

1. Продажа билетов. Турнир UFC 229 принес выручку в размере 17,2 миллиона долларов. Но ставить его в пример неправильно, потому что там дрался Макгрегор, селебрити и суперзвезда. Да еще и с Хабибом. Атмосфера до поединка была накалена до предела. Адекватнее проводить параллели с другими номерными турнирами — без попсовых Макгрегора, Брока Леснара и Ронды Роузи.

Шоу UFC 239, которое состоялось 6 июля этого года на арене T-Mobile в Лас-Вегасе (главный бой — Джон Джонс vs Тиагу Сантос + мощный андеркард), посетили 18 358 человек. Выручка — 6 063 707 долларов. В среднем один билет стоил 330 долларов (около 21 000 рублей). Для России это очень высокая цена. Дворцов спорта, сравнимых по вместимости с T-Mobile, сейчас в России нет. СКК «Олимпийский» закрылся на реконструкцию, СКК «Петербургский» тоже будут перестраивать. Если проводить поединок Хабиба, например, в 14-тысячной «ЦСКА Арене», то придется компенсировать UFC потенциальный потерянный доход от продажи билетов — где-то 3-4 миллиона долларов. Конечно, можно установить среднюю стоимость билета в 500 долларов, но это риск — в России, безусловно, много богатых поклонников ММА, но не настолько.

Выход? Устроить бой на большом стадионе — или на БСА «Лужники», или на «Газпром-Арене». Хабиб не раз говорил о том, что хочет выступить в «Лужниках».

На крупнейшем стадионе страны в мае-июле прошло четыре больших концерта. Согласно данным Billboard, концерт Metallica 21 июля посетили 61 546 человек. Выручка — 6 073 606 долларов, то есть практически полностью идентичная той, которую собрал турнир UFC 239. Самые дешевые билеты на Metallica стоили 4000 рублей. Немало, но и не страшно дорого. Придет ли 60 тысяч человек на номерной турнир UFC в Москве с участием Нурмагомедова? Вполне вероятно. 15 сентября 2018 года в «Олимпийском» состоялось шоу UFC Fight Night 136, был аншлаг — 22 603 зрителя (выручка — 1,84 миллиона долларов). Правда, билеты были недорогими — от 1500 рублей, но и Хабиб в карде отсутствовал.

Вывод: проведение боя Хабиба на большом стадионе позволит избежать переплаты. Да, аренда будет дороже, но экономия все равно получится больше. По информации «СЭ», арендовать «Лужники» для футбольного матча стоит примерно 9 миллионов рублей. Это примерно 140 тысяч долларов.

Преимущества «Лужников» перед «Газпром-Ареной» очевидны: в Москве — 12 миллионов жителей, в Санкт-Петербурге — 5 миллионов, соответственно платежеспособных граждан в столице больше. Намного больше в Москве и мусульман, которые составляют значительную часть болельщиков Нурмагомедова. А еще «Лужники» вместительнее — 81 000 человек против 67 800, это на футбольных матчах.

В чем выигрывает «Газпром Арена», так это в наличии крыши. Как быть, если в Москве пойдет дождь? Переносить турнир? Это недопустимо, у UFC очень четкий календарь, который не терпит изменений. Кроме того, благодаря крыше на стадионе в Петербурге можно устраивать спортивные турниры круглый год. Нурмагомедов победил Порье 7 сентября. Наверняка Хабиб будет готов подождать ради того, чтобы биться в России, но не слишком долго — в его карьере уже были три длительных перерыва, ему не нужен простой. В идеале провести бой не позже марта-апреля.

Нурмагомедов до поединка в Абу-Даби говорил, что будет готов вернуться в декабре — только бы не получить травму. Он не травмировался. Тренер Хабиба — Хавьер Мендес — уже после поединка сообщил «СЭ», что декабрь — хорошее время для нового боя. Но, если следующий поединок Нурмагомедова состоится в России, то в этом году в октагоне мы его не увидим — номерные турниры UFC пройдут в Мельбурне (6 октября), Нью-Йорке (4 ноября) и Лас-Вегасе (14 декабря). Шоу в Австралии примет стадион «Марвел». Там рассчитывают обновить рекорд посещаемости лиги, который был установлен там же 14 ноября 2015 года — на турнире UFC 193, в главном бою которого дрались Ронда Роузи и Холли Холм (56 214 зрителей, выручка — 6,8 миллиона долларов). Как долго продержатся австралийские рекорды, определит то, когда Хабиб выступит в России. «Марвел» меньше и «Газпром Арены», и тем более «Лужников».

2. Если бой пройдет в России, в США все равно будут продавать PPV. Бой Хабиб — Порье в Абу-Даби начался в 00.30 по местному времени. В Нью-Йорке в это время было 16.30, в Лос-Анджелесе — 13.30. Как мы уже сказали — не прайм-тайм. Но и не 5 утра. Так что в случае проведения поединка Хабиба в России UFC все равно может рассчитывать на неплохие продажи PPV в США. К сожалению, пока неизвестно, сколько проданных трансляций собрал бой Хабиба и Порье. Это важно, ведь данная цифра определенно будет браться в расчет при переговорах с российскими инвесторами (или уже берется, просто мы ее не знаем). При этом показатели в соцмедиа у UFC 242 даже лучше, чем у UFC 229. Но это не значит, что продажи PPV тоже оказались сверхвысокими.

Зато известен финансовый результат турнира UFC 112, который прошел в Абу-Даби в апреле 2010 года — 525 тысяч покупок PPV (информация издателя журнала Wrestling Observer Newsletter Дейва Мельтцера). В главном бою шоу бились бразильцы Андерсон Силва и Демиан Майя. Силва — такая же легенда ММА, как и вышеупомянутый Сен-Пьер, то есть фигура, как минимум сопоставимая с Хабибом. Плюс тогда он был на пике.

Итог

Представим, что бой Нурмагомедова и Порье — это тоже 500 тысяч проданных трансляций в США. Напомним, цена одной — 60 долларов. 60 х 500 тысяч = 30 миллионов долларов. 70 процентов от 30 миллионов — это 21 миллион.

Тут возвращаемся к возможному доходу UFC от продаж PPV в случае проведения боя в Америке, который мы высчитали ранее — 35 миллионов долларов. Из 35 миллионов вычитаем 21 миллион, получаем 14 миллионов. Это и есть предполагаемая упущенная выгода UFC, то есть примерная сумма, которую нужно выплатить промоушену за организацию номерного турнира с боем Хабиба во главе. Разумеется, с учетом того, что шоу пройдет на большом стадионе и даст такую же выручку, как какой-нибудь мощный турнир в Вегасе. Если бой состоится на 10-15-тысячной арене, то, вероятно, придется выплатить еще несколько миллионов долларов.

Подчеркиваем: 14 миллионов долларов за проведение в России шоу UFC с Нурмагомедовым — цифра очень приблизительная. Договориться можно о чем угодно и самыми разными способами. Но на нее можно ориентироваться.

Кроме того, UFC может потребовать компенсировать риски, связанные с рекламным рынком — в США он развит лучше, чем в России и вообще в какой-либо стране мира. Какой может быть эта сумма, предсказать, не зная даже примерных цифр, невозможно. Но ключевое все же — это PPV (во-первых) и билеты (во-вторых).

Формула расчета:

50 000 000 — столько может собрать бой Хабиба за счет продаж PPV в случае проведения в США

— 35 000 000 из этой суммы получит UFC

30 000 000 — столько может собрать бой Хабиба за счет продаж PPV в случае проведения в России

— 21 000 000 из этой суммы получит UFC

35 000 000 — 21 000 000 = 14 000 000 — упущенная выгода UFC, которую нужно компенсировать промоушену для проведения боя Хабиба в России

***

Мы рассмотрели, что нужно для организации в Москве или Санкт-Петербурге боя Хабиба с топовым соперником — Фергюсоном или Сен-Пьером. Поединок с Макгрегором — другая история. Несравнимо более дорогая.

Во-первых, UFC 229 — рекордное шоу UFC по объему купленных телезрителями трансляций — 2,4 миллиона долларов. Одна трансляция стоила 65 долларов. 2,4 миллиона х 65 = 156 миллионов. 70 процентов от 156 миллионов = 109,2 миллиона. Если бы бой проводился в России, число продаж PPV было бы меньше, допустим, на 30 процентов. Получается, что упущенный доход UFC составил бы где-то 32,8 миллиона долларов.

Во-вторых, выручка от продажи билетов на знаменитый турнир в Лас-Вегасе, как уже было сказано, — 17,2 миллионов долларов. На 10-11 миллионов больше, чем можно было бы собрать в России, если устроить шоу на 60-80-тысячной арене. Выходит, что UFC может запросить у российской стороны за право проведения реванша Хабиба и Конора более 40 миллионов долларов. Это огромные деньги.

***

Представим, что UFC и инвесторы ударили по рукам, поединок Хабиба в России с хорошим соперником (Фергюсон/Сен-Пьер, но не Макгрегор) состоится. Окупится ли такое мероприятие?

В истории нашего спорта бывало, когда российские бизнесмены платили большие деньги за то, чтобы в России прошел большой бой — речь не об ММА, а о боксе. В апреле 2013 года промоутерская компания Владимира Хрюнова выиграла тендер на право организации поединка между Владимиром Кличко и Александром Поветкиным. Были торги, и Хрюнов сделал предложение в размере 23,233 миллиона долларов. 75 процентов от суммы тендера (17,425 миллиона) получил Кличко, 25 процентов (5,808 миллиона) — Поветкин. Половину призового фонда оплатил бизнесмен Андрей Рябинский, половину — «Роснефть». Как Рябинский рассказал в интервью Youtube-каналу «Октагон ТВ», на организационные вопросы было потрачено еще 1-1,5 миллиона долларов.

По словам Рябинского, затраты на бой Кличко — Поветкин «почти окупились, с небольшим минусом». Но российская сторона а) сама продавала телеправа, б) забрала себе всю выручку от проданных билетов, мерчендайзинга и так далее. UFC — не бокс, у промоушена свои законы. Телеправа принадлежат UFC, билеты — обычно тоже (хотя здесь возможны варианты). Так что сделать из боя Хабиба финансово выгодное для отечественных инвесторов событие — крайне сложная задача. Во всяком случае, так кажется со стороны.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости