Любовь во время «холодной» войны или холодный расчет? История спортсменки из соцлагеря и атлета из США
Разрешение на брак дал лично президент Чехословакии. Долгое время считалось, что Фикотова и Коннолли — пара, доказавшая, что любовь преодолевает все препятствия и политические разногласия государств. Так ли это — в нашем материале.
В темпе вальса
Ольга Фикотова родилась 13 ноября 1932 года в Чехословакии. Она была подростком, когда страна выбрала социалистический путь развития. Семья Ольги отнеслась к новому строю с неодобрением, но открыто выражать недовольство не стали ни родители девочки, ни, до определенного момента, она сама. Ольга ходила в школу, участвовала в комсомольских мероприятиях и занималась баскетболом. Выбор этого вида спорта был вполне закономерным, поскольку уже в 14 лет Фикотова переросла всех своих одноклассниц, а к окончанию школы ее рост составлял 180 см. Выступления были успешными: начав со школьных соревнований, Ольга сумела добиться включения в сборную Чехословакии по баскетболу. На чемпионате Европы 1951 года команда ЧССР вышла в финал, где проиграла сборной СССР. В том же 1951 году Фикотова переключилась с баскетбола на гандбол. Спустя три года занятий тренер сказал девушке, что у нее есть все данные, чтобы стать метательницей диска, нужно лишь «поймать ритм». С этого момента тренировки Ольги стали включать не только физические упражнения, но и отработку чувства ритма. Плавности движений Фикотова училась под звуки вальса «Голубой Дунай» — он транслировался на весь стадион, на котором занималась спортсменка. Вальсовые тренировки длились два года. В 1956 году Ольга была лучшей дискоболкой в стране, поэтому именно она отправилась на Олимпийские игры в Мельбурн.
Диск и молот
Австралия относилась к капиталистическим странам, в связи с чем спортсмены из социалистической Чехословакии прошли проверку на благонадежность, а по прибытии в Мельбурн получили от соответствующих органов инструкцию, как себя вести с зарубежными коллегами: в контакты не вступать, держаться скромно и желательно — группой.
Ольга этими указаниями демонстративно пренебрегла. По прибытии в Олимпийскую деревню она познакомилась с американцем, метателем молота Гарольдом Коннолли.
Так совпало, что Ольга и Гарольд получили свои золотые медали уже в первые дни Игр, причем соперниками обоих были представители СССР. Ожидая окончания Олимпиады, молодые люди проводили много времени вместе. Несмотря на то что разговаривать им приходилось на смеси Ольгиного плохого английского и Гарольдова ломаного немецкого, чемпионы обнаружили, что у них много общего. Взаимный интерес подогревала разница политических систем их родных стран, запретный плод сладок. Коннолли был очарован раскованностью Ольги, столь вызывающе не похожей на ее скромных и молчаливых землячек. Фикотова, в свою очередь, с восхищением смотрела на Харольда — он был американцем, практически человеком с другой планеты!
Партийные кураторы команды, впрочем, восторгов Ольги не разделяли, но во избежание международных скандалов не ограничивали спортсменку в общении с представителем чуждого политического лагеря. Фикотова решила, что отсутствие запретов равняется одобрению, поэтому решила представить Гарольда другим девушкам из Чехословакии. Ни одна из них не обрадовалась этому знакомству: общение с гражданами стран Запада могло обойтись дорого. По возвращении на родину Ольге сказали, что она повела себя неподобающе. Но поскольку золотая медаль Фикотовой стала для ее страны единственной на той Олимпиаде, никаких санкций, кроме устных замечаний, к девушке не последовало.
Целая площадь людей
Ограничившись внушением по партийной линии, Ольга Фикотова продолжила обучение в Карловом университете. Ей было 25 лет, она планировала закончить спортивную карьеру и стать врачом. Но в 1957 году в Прагу приехал Гарольд Коннолли. Вскоре он сделал Ольге предложение. Спустя годы она не могла с уверенностью сказать, что заставило ее дать согласие: симпатия к мужчине или возможность с его помощью уехать за океан. Так или иначе, Фикотова сказала Гарольду «да».
Чтобы заключить брак с иностранцем, требовалось получить разрешение от партийного руководства. Руководители местного значения на обращения Ольги не реагировали: прямой отказ олимпийской чемпионке мог бы привлечь внимание зарубежных журналистов, а согласие подрывало бы авторитет партии. После длительного хождения по инстанциям Фикотова попала на прием к президенту Чехословакии и получила разрешение на брак от первого лица страны лично.
Новость о грядущем торжестве стала известна прессе. В результате Фикотова едва не опоздала на собственную свадьбу: Староместская площадь и все примыкающие к ней пражские улицы оказались запружены машинами и людьми. Всем хотелось посмотреть либо на олимпийских чемпионов (молодоженов и их свидетелей), либо только на жениха — живого американца.
После свадьбы Ольга, теперь уже Коннелли, а не Фикотова, уехала с мужем в США. Мечта сбылась.
Ожидание и реальность
Ольга не оставляла надежд стать хирургом-ортопедом, в то время как Гарольд жил спортом. После переезда за океан дискоболка стала выступать за сборную США, окончательно порвав все связи с родной страной. Уже в год переезда Ольга выиграла чемпионат страны. Титул чемпионки она получала еще четырежды, последний раз — в 1968 году.
Олимпийские игры были менее удачными. В 1960 году Ольга Коннолли встретилась со своей давней соперницей Ниной Пономаревой из СССР, которая в Мельбурне стала лишь третьей. Встреча 1960 года окончилась в пользу Пономаревой, Ольга завершила борьбу на седьмом месте.
Несмотря на нежелание выступать, Ольга принимала участие во всех Олимпийских играх вплоть до 1972 года. Последние стали для нее наименее успешными, а потому финальными в карьере. Одновременно со спадом результатов ухудшались отношения с Гарольдом. Несмотря на наличие четверых детей, между супругами не было взаимопонимания. Как писала Ольга в своей книге, общности взглядов и обоюдного интереса к выходцу из другой страны оказалось недостаточно для создания крепкой семьи.
В 1973 году, после почти 16 лет совместной жизни, супруги Коннолли подали на развод. Гарольд женился во второй раз, а Ольгу опыт семейной жизни привел к полному отрицанию брака. Какое-то время она даже была вовлечена в движение американских феминисток.
После развода было уже поздно становиться врачом, поэтому Ольга была вынуждена связать жизнь со спортом: долгое время она работала тренером в фитнес-клубе.
В родную страну бывшая чемпионка не вернулась ни после развода, ни после падения коммунистического режима. Так что вполне вероятно, что истинной причиной ее замужества было все-таки желание стать американкой, а не чувства к Гарольду Коннолли.