"Малкину все равно с кем общаться - с уборщицей или президентом США"
ЧЕМПИОНАТ МИРА. Предварительный раунд
Корреспондент "СЭ" встретился с экс-защитником минского "Динамо" Юрием КРИВОХИЖЕЙ, который первым из белорусов сыграл за сборную СССР и попал на драфт НХЛ. Сейчас 46-летний специалист тренирует детей в школе "Питтсбурга".
Владислав ДОМРАЧЕВ
из Минска
СОВЕТСКИЕ КОНЬКИ
– В 1988-м я был задрафтован "Монреалем", – рассказывает Кривохижа. – А узнал об этом спустя три года в Риге на турнире пограничников. Уехать тогда из минского "Динамо", которое курировал КГБ, было нереально. Побывал в "Монреале" в тренировочном лагере, генменеджер клуба Серж Савар сказал, что берет меня. Давал "Динамо" компенсацию 50 тысяч долларов, а мне предложил контракт 740 тысяч канадских долларов на три сезона. Но в Минске выставили такие условия, что канадцы отступили. И все-таки я уехал. В клуб ИХЛ "Милуоки", который тренировал Курт Фрэйзер, потом возглавивший сборную Белоруссии.
– Как вас пригласили в сборную СССР?
– Это любопытная история. После тренировки перед перерывом в чемпионате Владимир Крикунов объявляет, что такие-то парни едут в молодежную сборную, а я… в первую. У меня глаза сделались круглые. На сбор опоздал. Выхожу на лед, а там звезды катаются – Макаров, Крутов, Фетисов, Быков, Хомутов… Косятся на мои коньки. А они у меня советские, других в Минске не выдавали. Тихонов увидел и говорит: "Вон со льда". И потом добавил: "Одеть этого парня". Выдали мне конечки импортные, фирменные. В них и отыграл Приз "Известий". Помню, 12 тысяч в Лужниках, я гол канадцам забил. А с трибуны хулиганы кинули на лед пакет с краской. Матч прервали, долго потом лед очищали.
– В ЦСКА звали?
– Два раза. В 18 лет Геннадий Цыганков, а потом Тихонов намекнул. А в московское "Динамо" к Юрзинову почти перешел. Но испугался Москвы. В Минске был институт, играл в первой паре. Словом, первый парень на деревне. В сборную вызывали. А в Москве пришлось бы пробиваться с низов. Теперь понимаю: это была ошибка.
КРОСБИ НЕ УМЕЕТ РАССЛАБЛЯТЬСЯ
– Давно знакомы с Евгением Малкиным? Ведь работаете в системе "Питтсбурга".
– Малкина знаю с первых его дней за океаном. Женя долго жил у Гончара, моего хорошего приятеля. Мы много общаемся. А работаю я не в системе "Питтсбурга", а в школе, которую клуб немного финансово поддерживает. Но не так, как школы ЦСКА и "Динамо", существующие за счет клубов. Тем не менее знаком с президентом "Пингвинз" Дэвидом Морхаузом, который недавно снял генерального менеджера.
В клубе грядут большие перестановки. Тренерский состав, думаю, все же оставят. Потому что главной звезде команды под № 87 (Сидни Кросби. – Прим. В. Д.) очень нравится Дэн Билсма. Хороший специалист, фанат хоккея, круглые сутки просматривает матчи, анализирует. Но, как я слышал, слишком добрый, всегда на позитиве. Не может ругнуться, прикрикнуть на игрока. Это его стиль.
– Малкина будут менять?
– Нет, у него контракт на 8 лет. Где есть опция, запрещающая обмен без его согласия.
– За океаном невыразительную игру Кросби в плей-офф объяснили слабыми крайними форвардами в его звене…
– Ну надо же какую-то причину найти. Ведь Малкин очки набирает, а Кросби – нет. Куниц – сильный край, с шестого матча серии с "Коламбусом" Билсма перевел в тройку к Сидни Малкина. Но Кросби не стал забивать. Год назад генменеджер "Питтсбурга" перед последним днем переходов взял двух парней, капитанов своих клубов – Игинлу и Морроу. Сейчас усилился рабочими лошадками. Результата это не принесло. Так бывает.
– Но почему Кросби не впервые в плей-офф "промолчал"?
– Плей-офф – другая система координат. Там судьи лояльны, пропускают фолы. На Сидни давит колоссальный пресс. Он закрепощен. Понимает, что должен, потому что лучший игрок мира, так даже Малкин говорит.
– В самом деле – лучший?
– Да. Суперталант и фанат работы, пахарь. Сейчас 2–3 недели отдохнет, сбросит негатив и приступит к тренировкам. Он первым выходит на лед, последним покидает. Но не умеет расслабляться, найти золотую середину между работой и отдыхом.
ЗНАЛ, ЧТО МАЛКИН ПРИЕДЕТ В МИНСК
– Вас не удивило, что Малкин едет в Минск?
– Нет. Я знал, что он собирается. Сказал мне: "Если "Питтсбург" вылетит, я поеду". Он никогда не отказывался от сборной. Пятка ли болит или еще чего. Женя, как в свое время Алексей Яшин, рвется в национальную команду.
– Какой у Малкина имидж в НХЛ?
– Его обожают в Питтсбурге. Не меньше Кросби. Игрок он феноменальный, универсал, способный выйти и на фланге, и в центре, и в защите. Даже после неудачных матчей его не критикуют. По жизни скромный, без гонора, как многие звезды. Жене все равно с кем говорить – с уборщицей или президентом США.
– Почему у Малкина не получилось в Сочи?
– Думаю, после Ванкувера нужно было делать выводы. Разобрать по косточкам провал в четвертьфинале с канадцами. Не знаю, был ли разбор полетов. Но в Сочи история повторилась. Считаю, это недоработка тренеров. В штате генерального менеджера сборной Канады Стива Айзермана было 20 человек. Пятерых он посылал в Россию, пятерых – в Швецию… Они знали все о соперниках. Неизвестно, как у российской сборной. Но, имея право последней смены, ваши тренеры просто подвергали звенья ротации.
Удивлялся, почему против ударной пятерки финнов не выпускали сдерживающих игроков. А что за тройка Семин – Малкин – Овечкин? Из хоккеистов одного плана. Кто в ней чернорабочий в обороне? Поэтому лучше было бы поставить к Жене Кулемина, отличную рабочую лошадку, которая будет выковыривать шайбу в углах.
Потом поставили к Малкину Попова, маленького игрока. А у финнов же почти все энхаэловцы, жесткие ребята. Попов же, по-моему, до ворот не доезжал. Я бы поставил к Жене и Кулемину Ничушкина. Неправильное было большинство, где не находилось места для Малкина, у которого глаза на затылке, не говоря о броске. Почти все ваши защитники оказались атакующими. И Тютин, и Войнов, и Никитин.
Да и команды толком не было. Каждый за себя. Как у вас говорят, в одиночку шли спасать Россию. С каменными лицами. Тренеры стояли на лавке как стойкие оловянные солдатики. У канадцев же два главных из "Детройта" и "Бостона" – такие бугры – жили игрой.
Посмотрите, как живет в Минске скамейка сборной России. Никто не сидит, как только возникает момент, все вскакивают. А вы видели, чтобы Овечкин так отрабатывал сзади, на уровне линии своих ворот? Когда латыши гол забивали, находился под носом вратаря. В НХЛ Александр тоже сзади играл, но чтобы так яростно… Вижу, что и на замечания Олега Знарка Овечкин реагирует нормально. Не огрызается. Видно, что в российской сборной – взаимное уважение игроков и тренеров.
– С кем поставит Знарок Малкина?
– Дилемма. Есть Кулемин. Может, с ним. А третьего для них подберут. Да это и не так важно, кто с кем. Все соперники российской сборной не могут прийти в себя. Даже американцы, перебросавшие чуть ли не вдвое. Латыши с их отменной обороной. Вы – фавориты номер один.
ОВЕЧКИН В МИНСКЕ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ В "ВАШИНГТОНЕ"
– Кто или что может помешать сборной России стать чемпионом мира?
– Что – это удача. А кто – это вратарь. Пока в Сочи Джонатан Тэйвз за шесть минут до конца не двинул латвийцу Гудлевскису в грудь, стояла ничья. Канадцы поняли, что в этот вечер пробить голкипера им другими методами не удастся.
– Хватит ли запала, "физики" сборной так носиться все матчи чемпионата?
– Трудновато. Я бы в последнем поединке отрепетировал разные варианты тактики – "1-2-2" или "1-4".
– Вы хорошо знаете Харийса Витолиньша. Как-никак ровесники.
– С 13 лет знакомы. С детских турниров. Вместе выступали за молодежную сборную СССР на домашнем чемпионате мира. Харийс там гол канадцам забил, но мы проиграли. Представляете, мы не виделись с 1991 года. В Минске встретились, хорошо посидели, поговорили. Он – голова, в пятерке был центральным нападающим. Умница. По стилю напоминал Ларионова, только выше ростом.
– Есть ли у сборной Белоруссии шанс в матче с россиянами? Ведь 14 лет назад на питерском ЧМ эта команда, за которую играли и вы, нас победила.
– Сейчас сборная России сильна не столько составом, сколько духом. А тогда у вас были звезды – Буре, Жамнов, Гончар, Каменский, но не было команды. И многое шло от тренера. Александр Якушев внутри переживал, не выплескивал наружу. А сейчас Знарок без стеснения общается с Овечкиным.
Такого старания в обороне у Овечкина я не припомню. Да, он ложился в "Вашингтоне" под шайбу. Но чтобы выгребать шайбу с линии ворот… Здесь Александр вытворяет такое, чего раньше за ним не замечалось. И вся команда это видит и старается брать пример. Думаю, в "Вашингтоне" у тренеров не было контакта с главной звездой.
– Малкин тоже будет отрабатывать по полной программе?
– Конечно. Вы же помните, благодаря кому ваша сборная выиграла чемпионат мира два года назад. Женя – звезда, с потрясающими человеческими качествами. Уверен, что Малкин, увидев отношения в команде, сделает все для победы в Минске. Единственное, что может ему помешать, – смена часовых поясов, адаптация. Но только не желание. Женя ведь не обижается, что его куда-то там не ставят. В последних пяти матчах в плей-офф он выделялся.
– А знаете, с кого началась революция в НХЛ? – рассказал Кривохижа на прощание. – С "Русской пятерки" в "Детройте", когда все в защите и все в атаке. Сколько у Скотти Боумэна с этим ребятами было конфликтов! Его ассистент Бэрри Смит на тренерском семинаре рассказал интересную историю.
Боумэн дал звеньям задание: "Раскатываемся, вбрасываем шайбу в зону". Наши раскатились, синюю линию пересекли через пас, разыграли и забили. Боумэн кричит: "Вы что! Я другого требовал". Стали повторять упражнение. Так Фетисов выбросил шайбу за стекло: "Лучше я ее зрителям отдам, чем потеряю". В конце концов Боумэн махнул рукой: "Не знаю, как вы играете, но менять ничего не надо".
Теперь так играют шведы, финны. Они многое взяли у североамериканцев, добавили свое. И теперь смешение стилей, заокеанского и европейского, принято на вооружение ведущими сборными мира. Раньше защитники в НХЛ плохо катались спиной вперед, во многом за счет этого маневренный Гретцки набирал львиную долю очков, легко их объезжая.