11 мая 2012, 00:23

Не перенести ли ЧМ-2013?

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Первые впечатления от пребывания в Стокгольме приводят к однозначному выводу: местные хоккейные чиновники сделали все, чтобы превратить турнир в мастер-класс по теме "как не надо проводить чемпионат мира"

 Михаил ЗИСЛИС
из Стокгольма

ФАЗЕЛЬ С ТРУДОМ СДЕРЖИВАЕТСЯ

Еще несколько недель назад только в страшном сне можно было представить, что в Швеции чемпионат мира по хоккею будет организован настолько бестолково. От страны победившего социализма, где о последнем жителе заботятся как о родном, ждали сплошного позитива. Но на деле громогласные планы побить чешский рекорд посещаемости 2004 года, когда турнир в Праге и Остраве посетили в сумме 522 тысячи болельщиков, оказались пшиком.

Заявленные планы - 650 тысяч - кажутся взятыми с потолка. От игр в шведской столице ждали трехсот тысяч зрителей. Столько на хоккее скандинавы не соберут, даже если начнут сгонять народ силой под дулом автомата.

Астрономические цены на билеты (к примеру, на игры с участием "Тре Крунур" - от 90 до 168 евро, на Россию - от 55), почти пустые трибуны, отсутствие аншлагов даже на матчах хозяев, необычайно тихая для такого соревнования фан-зона возле "Глобен Арены" и шокированные звезды "Тре Крунур", в небывалом количестве приехавшие на домашний чемпионат из НХЛ.

Последние с трудом подбирают слова в смешанной зоне, чтобы в более или менее корректной форме выразить свое отношение к безобразной организации и посещаемости. Спекулянты, с нетерпением предвкушавшие сезон большой охоты, грустны словно на похоронах. Скинуть билеты по номиналу для них уже становится удачей.

Впрочем, вышеперечисленные катаклизмы отразились на всех. Поговаривают, что представители одного из крупнейших европейских концернов, бессменного спонсора чемпионатов мира на протяжении двух десятилетий, призадумались о прекращении дальнейшего сотрудничества с международной федерацией. Ибо худшей антирекламы, чем нынешний турнир, придумать сложно.

Президент ИИХФ Рене Фазель, как утверждают очевидцы, с трудом сдерживается на публике, чтобы не покрыть по матушке тех, кто отвечает за проведение соревнований. Ценовой беспредел творится и в Хельсинки. Хотя негативные моменты, касающиеся финской части чемпионата мира, - предмет для отдельной статьи.

По словам главы Шведской федерации хоккея Кристера Энглунда, на пиар-кампанию ЧМ в Стокгольме было потрачено 15 миллионов крон - примерно 1,6 миллиона евро. Остается только догадываться, на что могли пойти эти деньги. Местные журналисты в открытую призывают проверить счета в швейцарских банках, принадлежащих высокопоставленному чиновнику.

В центре столицы ничто и никто не свидетельствует о том, что в городе проходит столь представительное соревнование: ни флагов, ни билбордов, ни рекламных плакатов, ни лавок с сувенирами. Милые официантки в ресторанчиках и кафе с удивлением взирали на болтавшиеся на шеях спецкоров "СЭ" аккредитации, спрашивая "на какую конференцию вы прибыли?". На язык просилась реплика из "Брат-2": "На эту, как его... по компьютерным технологиям".

Слова о том, что в городе проходит чемпионат мира, для каждого второго аборигена становились новостью дня. Среди многочисленных туристов, гуляющих по Старому городу, выделялись только шумные латвийские болельщики, одетые в свитера национальной команды. Именно прибалты служили невольным напоминанием о том, что сегодняшний Стокгольм все-таки имеет отношение к хоккею. И если в Хельсинки при всех недостатках билетной программы царит бум хотя бы на матчах с участием финнов, то в главном городе Швеции о подобных вещах не приходится даже заикаться

"ЗАГРЕБУЩАЯ ПТИЦА"

Знающие люди утверждают, что проведение чемпионата мира в столице изначально было ошибкой. Логика этих скептиков проста - Стокгольм не является хоккейным городом, к тому же в нем хватает других развлечений, чтобы можно было заманить на трибуны местных жителей. Даже известных своим буйным нравом фанатов местных АИК и "Юргордена" интересуют в первую очередь дерби и матчи плей-офф. Остальные игры внутреннего чемпионата они не балуют вниманием. Тогда как в менее населенных Йончепинге, Мальме или Евле царила бы хоккейная лихорадка. В столице считают иначе: зачем платить больше, если можно посмотреть с комфортом матчи на диване по телевизору?

Взору тех, кто все-таки решил пожертвовать деньгами и посетить матчи, часто предстает удивительная в своей сюрреалистичности картина. По пустым секторам, как умалишенная, скачет "Злющая птица" - талисман турнира. Этот образ пришел из популярной на весь мир компьютерной игры, однако его воплощение получилось на редкость убогим.

Представьте квадратную, грязно-белую голову на неимоверно тонких ножках, с клювом, напоминающим носы горских аксакалов или представителей семитских этносов и с бровями "дорогого Леонида Ильича". Абстрактное искусство во всей красе, эдак и дизайн хоккейных свитеров можно отдать на откуп последователям Пикассо. Острословы предложили переименовать незадачливый талисман с учетом последних ценовых веяний из "Злющей" в "Загребущую птицу", а на лоб для пущей наглядности прилепить знак евро.

Верхние ярусы Ericsson Globe стыдливо завешаны шторками - дабы скрыть пустые кресла. Наши шведские коллеги сидят молча. Они словно позабыли о том, что их родная сборная радует содержательным хоккеем на групповом этапе. Одним из самых ярких моментов ЧМ стал эпизод на пресс-конференции с участием все того же Энглунда во второй день турнира. В ее ходе было объявлено, что цена на часть самых дешевых билетов снижена в три раза. Однако телеэксперт Никлас Викегор, в прошлом известный игрок и тренер, вступил в перепалку с президентом федерации и подверг того уничтожающей критике. Фразы вроде "если бы не я, то моя жена ни за что бы не узнала, что в Стокгольме проходит чемпионат мира" и "на вашем месте я ушел бы со своего поста, не сходя с места" стали хитами.

ВТОРОЙ ПРОВАЛ СТАНЕТ УДАРОМ

Дотошные журналисты раскопали еще один любопытный факт. Финские хоккейные чиновники попросили своих шведских коллег не говорить о снижении цен на билеты, а назвать вынужденный ход "введением новой ценовой категории". Пока же организаторы занимаются тем, что в России именуется припиской. Официальные цифры посещаемости, регистрируемые в протоколах, вызывают гомерический хохот. На глаз заметно, что они завышены в два-три раза.

Из игр группового этапа, запланированных в Стокгольме, распроданы все билеты только на встречу Россия - Швеция. Ни чехи, ни тем более норвежцы возбудить дополнительный интерес к матчам не смогли. Сейчас бедолага Энглунд, пытаясь спасти честь мундира, пошел еще дальше. Часть нераспроданных билетов будет отдана детям и воспитанникам хоккейных школ. Как знакомо, не правда ли?

Наиболее пронырливые болельщики делятся собственным опытом и советуют покупать самые дешевые билеты, а по ходу матча перемещаться на более удобные сектора, благо свободных мест хватает. Волонтеры на эти военные хитрости внимания не обращают, радуясь каждому зрителю, как родному. Ради чистоты эксперимента корреспонденты "СЭ" пошли на матч Швеция - Чехия, в первом перерыве покинули ложу прессы и без проблем заняли места на трибуне почетных гостей. Которая пустовала настолько выразительно, что о ее VIP-статусе напоминала только табличка с соответствующей надписью у входа на сектор.

ИИХФ владеет эксклюзивными коммерческими правами на все, что связано с проведением чемпионата мира. В такой ситуации подзаработать федерации могут только на билетах. В нашем случае организаторов, похоже, жадность сгубила. В последние месяцы активно муссируются слухи о том, что ЧМ-2014, который должен проходить в Минске, могут перенести в другую страну. В качестве причины называется "режим Лукашенко", якобы игнорирующий права и свободы. Хочется посоветовать многочисленным европарламентам переключить свое внимание на хоккейное безобразие, происходящее в эти дни на севере Старого Света. Со стороны всех этих защитников демократии было бы умнее настоять на смене хозяев следующего ЧМ, который снова запланировано провести в Швеции и Финляндии. Потому что второй подобный провал наверняка станет серьезнейшим ударом по престижу главного международного турнира на годы вперед.

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости