Марк Мессье: "Мы приехали только за золотом"
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Кельна
К шестикратному обладателю Кубка Стэнли Марку Мессье я нахально подошла прямо во время тренировки Канады на льду Lanxess Arena, невзирая на отчаянное недовольство пресс-менеджера канадской сборной. На одном дыхании выпалила:
- Марк, вы наверняка меня не помните. Я приезжала в Ванкувер в 1997-м, когда вместе с вами там играл Павел Буре. И даже нянчилась во время одной из тренировок с вашим четырехлетним племянником Люком. А сейчас вы впервые на чемпионате мира в качестве генерального менеджера сборной, и мне очень хочется задать вам в связи с этим дебютом несколько вопросов.
Во взгляде собеседника проснулся живой интерес:
- Так вот он, Люк! - с этими словами Мессье указал мне на юношу, сидящего неподалеку от нас. - Кстати, чемпионат мира у меня уже второй. Первый - и единственный, в котором я играл, - был в 1989-м. Мы там остались вторыми.
Надо ли говорить, что согласие на интервью было получено тут же.
- Только давайте поговорим после тренировки, - попросил Мессье. - Потом я спущусь к раздевалке. Не волнуйтесь, вас пропустят.
Часом позже мы вновь беседовали.
- Вы выглядели очень расстроенным во вторник, когда ваши подопечные играли с Чехией. Не рассчитывали в четвертьфинале попасть на Россию или не были довольны качеством игры?
- Я бы не сказал, что был расстроен, это не совсем подходящее слово. Скорее испытывал разочарование, которое бывает всегда, если матч проигран. Это нормальное чувство.
- Вашего коллегу, генерального менеджера сборной США Брайана Бурка сейчас, знаю, нещадно критикует американская пресса, вменяя ему в вину ошибки селекционного плана. Как вы оцениваете свою работу в этом отношении?
- Я доволен. Поймите правильно: разочарование от поражения далеко не всегда означает разочарование от игры. Для всех этих ребят чемпионат мира - великолепнейшая возможность получить уникальный опыт, почувствовать совершенно иной уровень хоккея, нежели тот, в который до сей поры доводилось играть им. Сейчас мы в четвертьфинале вместе с сильнейшей сборной мира - российской, это высокий уровень и высокая ответственность.
- Вы пытались, как человек, ответственный за комплектование команды, заполучить к себе в сборную больше игроков олимпийской команды?
- Нам пришлось учитывать очень много факторов. Этот год - особенный. В нем, я бы сказал, слишком много хоккея. Так что абсолютно нормально, что кто-то не рвется приезжать на чемпионат мира. С другой стороны, в Канаде очень большой выбор не только игроков, но и тренеров, и людей, которые выполняют менеджерскую работу. Это позволяет собрать команду, способную выполнить работу любой сложности. Мне кажется правильным решение послать в Германию молодую сборную. В какой-то степени это залог наших будущих успехов.
- Насколько нервно вы чувствуете себя в роли генерального менеджера?
- В определенной степени я действительно нервничаю. Больше всего от ощущения, что ничего не могу сделать, чтобы помочь команде, когда она уже находится на льду. В этом отношении я гораздо больше чувствую себя игроком, нежели руководителем - до такой степени просыпаются старые инстинкты, что потом даже мышцы болят. С другой стороны, мне нравится этот новый опыт, сильные эмоции. Пока идет селекция, а потом - подготовка к турниру, ты начинаешь чувствовать команду полностью "своей". И переживаешь, соответственно, иначе.
- Можете сравнить ваши ощущения здесь с теми, что были в Ванкувере во время Олимпиады? Там ведь вы тоже были в штабе канадской сборной?
- Не совсем так. Там я не взаимодействовал с игроками так тесно. Хотя это совершенно не помешало испытать очень сильные чувства, когда Канада стала чемпионом.
- Что для вас означает матч с Россией?
- Мы приехали на чемпионат с намерением выиграть золотые медали, как, подозреваю, и многие другие команды. Не считаю, что недостаток опыта нашей команды может служить оправданием плохой игры. Так что мы намерены использовать абсолютно все шансы, которые нам выпадут. В том числе и в поединке с сильнейшими игроками мира, коими я считаю многих ваших игроков.
- Я имела в виду иное: является ли матч Россия - Канада чем-то особенным для вашей страны?
- Он всегда особенный сам по себе. Как любой матч, в котором встречаются команды, до такой степени нацеленные на победу. Могу честно вам признаться: наши игроки очень ждут этой встречи. Именно потому, что ваша сборная - та, что приехала в Германию, - невероятно сильна. Этот матч, я бы сказал, может стать особенным моментом хоккейной истории.
- Другими словами, вы не считаете, что чемпионат мира - это турнир второго сорта?
- Когда я только начинал играть сам, такое мнение в Канаде существовало. Сейчас оно меняется. Чемпионат мира становится для нас по-настоящему важным соревнованием. Все понимают, что выступление на международном уровне - большая ответственность. Федерация хоккея прилагает массу усилий, чтобы престиж мировых первенств вырос в Канаде еще сильнее. Для этого нужно в них участвовать, ну и побеждать, разумеется. Я встречал очень многих европейских игроков, когда они приезжали в НХЛ, видел, до какой степени они одержимы мечтой когда-нибудь выиграть Кубок Стэнли. А мы сейчас точно так же рвемся добиться успеха, играя в Европе.
- Кому из нынешнего состава сборной России вы вручили бы названный вашим именем индивидуальный приз НХЛ? (трофей Марка Мессье вручается заокеанской лигой в награду за выдающиеся лидерские качества. - Прим. "СЭ".)
- Вы привезли в Кельн такую могучую команду, что в ней едва ли не каждый хоккеист заслуживает этой награды. Может, чуть больше ее достоин Сергей Федоров, который почти 20 лет блистал в НХЛ, а сейчас ведет за собой вашу команду. Блистать и забивать на чемпионате мира, когда тебе за сорок, - серьезное достижение.
- В заключение позвольте вопрос личного характера: что вы испытывали в 1998-м, когда не вошли в число игроков олимпийской сборной?
- Огромное разочарование. Это был настоящий удар. Я много раз представлял, как буду чувствовать себя, играя за свою страну на Олимпиаде. Ждал этого, предвкушал. Я много раз играл за национальную сборную. Но не на Олимпийских играх. Эх...
Перри научил канадцев, как играть против Овечкина
Андрей КУЗНЕЦОВ из Кельна
На первую тренировку в Кельне "заклятые друзья" сборной России вышли, можно сказать, с колес. "Только вылез из автобуса - торопят на лед, не дают сигареткой отравиться", - хрипло смеялся второй тренер сборной Канады Билли Мурс. Раскатку "Кленовые листья" организовали еще до заезда в гостиницу. Поглядеть на нее, кстати, пришли и одновременно приехавшие из Мангейма чехи. Первым на арене в Кельне появился Ян Марек, к которому русскоязычные корреспонденты обратились с просьбой прокомментировать переход в ЦСКА.
- Ничего говорить не хочу, - обидчиво поджал губы новичок армейцев. - Себе дороже. Просто мне надоело, когда произношу одно слово, а за меня дописывают еще десять. А потом появляются проблемы - зачем они мне?
Не отличался разговорчивостью и звездный партнер Марека по команде Яромир Ягр. А вот наставник молчунов, главный тренер чехов Владимир Ружичка охотно поделился рецептами победы над олимпийскими чемпионами.
- У меня после успешного окончания группового турнира настроение хорошее - во многом потому, что убежали от России и можем встретиться с ней только в финале, - признался Ружичка. - А канадцы на этом чемпионате - не такая уж быстрая команда. Так что русские нападающие добьются успеха, если будут быстро бегать в своей зоне и мгновенно передавать друг другу шайбу. Вы, впрочем, и без моих советов умеете делать это лучше всех. А еще постарайтесь удаляться только в том случае, если на табло счет 4:0 в вашу пользу (смеется).
Самым грозным оружием того состава сборной Канады, который выступает в Германии, является игра в большинстве. На тренировке канадские спецбригады уделили этому компоненту едва ли не полчаса. Выглядели комбинации родоначальников хоккея впечатляюще - вратари Мэйсон и Дубник только и успевали доставать шайбу из сетки. "Четверки, выходящие в меньшинстве, у нас тоже не подарок, - с улыбкой рассказывал после тренировки защитник "Рейнджерс" Марк Стаал. - Просто своих мы не бьем, чего нельзя сказать о форвардах соперника. Считаю, что игра в неравных составах - один из главных козырей, которые могут помочь нам добиться успеха в четвертьфинале".
В отличие от нашей сборной, в составе канадцев есть только один хоккеист с опытом выступлений в олимпийском Ванкувере - форвард "Анахайма" Кори Перри.
- Русские обыграли канадцев в финалах двух последних чемпионатов мира. Вы разгромили команду Быкова в четвертьфинале Олимпиады. Так кто кому будет мстить? - спросил Перри корреспондент "СЭ".
- Это пусть Россия забивает себе голову вопросами мести. Я помню только то, что мы - чемпионы домашних Игр. И здесь не ставим цели чем-то насолить России, а хотим чемпионского титула.
- После олимпийской победы Канады над Россией вас запомнила вся наша страна. В первую очередь потому, что тройка Перри и Гецлафа с потрохами "съела" звено Овечкина.
- Я уже обучил партнеров по команде этой тактике игры против Овечкина. Ови очень силен, если его выпустить на простор и отдать шайбу. Однако, как вы увидели в Ванкувере, никто лучше канадцев не владеет навыками запереть этого суперфорварда у борта и вместо шайбы ставить на его пути по две-три клюшки. Посмотрим, как олимпийские рецепты сработают в Кельне.
Об Овечкине неподалеку говорил и партнер русской звезды "Вашингтона" Брукс Лайх: "Он классный парень, но на время игры я готов забыть об этом и устроить ему каторжную жизнь. Если Ови хочет этого избежать, пусть выходит на лед в свитере сборной Канады".
Последним к прессе вышел Крейг Мактавиш. Главный тренер "Кленовых листьев", словно взяв пример со своего сегодняшнего визави Вячеслава Быкова, ограничился заявлениями в стиле "нам все равно, каких соперников обыгрывать на пути к финалу". Корреспондент "СЭ" решил напомнить седовласому канадцу об истории, связанной с капитаном сборной России:
- Восемь лет назад у вас был серьезный конфликт с Ковальчуком, который только завоевывал статус одной из главных звезд НХЛ. По вашей просьбе судьи мерили загиб клюшки русского форварда и отправили его на скамейку штрафников за нарушение экипировки. Вы тогда тренировали "Эдмонтон", а Ковальчук делал свои первые шаги в НХЛ.
На лице Мактавиша промелькнула гримаса недоумения.
- Я совершенно не помню того случая, о котором вы рассказываете, - с самым серьезным видом произнес канадец.
Ваш корреспондент вспомнил, что точно так же, с репликами: "Проигранная Олимпиада в Ванкувере? Вы о чем?" по прилету в Кельн актерствовал Дацюк. Однако главный тренер "Кленовых листьев" дал понять, что не шутит.
- Рассказывайте дальше, - попросил он.
Пришлось напомнить Мактавишу о том, как разгневанный науськиванием арбитров Ковальчук дрался с одним из игроков его команды. И вслух заявлял, что специалисту, на протяжении карьеры игрока выходившему на лед без шлема, еще в молодости отшибли последние мозги.
- Спасибо за то, что помогли с веселыми воспоминаниями, - рассмеялся Мактавиш. - Вот только вы забыли один нюанс: Ковальчук злился на меня зря, потому что уже тогда отлично играл и "законно" подогнутыми клюшками. Помню, как он, отбыв удаление за свой неправильный крюк, вылетел со скамейки штрафников, схватил у кого-то из партнеров правильную клюшку, забил гол и стал изо всех сил показывать мне на ее загиб. Тот эпизод, считаю, отбил у Кови охоту жульничать. И по ходу четвертьфинала чемпионата мира я не собираюсь просить судей бегать за ним с рулеткой, потому что уверен: все будет по-честному.